Филологическая фольклористика и ее цели. Специфика фольклора как вербальной культуры. Споры вокруг предметного поля фольклористики. Главные признаки фольклора, отличающие его от других видов искусства. Фольклор и литература. Содержание категорий: устность, коллективность, традиционность, вариативность. Деление фольклора на роды и жанры. Понятие о синкретизме и синтезе в фольклоре Проблема стадиально-исторической и социокультурной стратификации фольклора.
Фольклор и миф как исторически смежные формы словотворчества. Мифологическая модель мира. Славянское язычество. Миф как мировоззрение древних. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, манизм – как источники фольклора. Славянский пантеон. Мифологические мотивы и образы: их отражение и специфика функциональной трансформации в народном творчестве. Христианство и фольклор Понятие о «двоеверии» в фольклоре. «Народное православие» в быту и устной поэзии.
Раннетрадиционный фольклор и его жанры.Условия формирования раннетрадиционного фольклора. Этнические корни русских. Понятие о магии. Проблема реконструкции раннетрадиционного фольклора восточных славян. Трудовые песни, заговоры и заклинания как древнейшие жанры фольклора.
Обряд и обрядовая поэзия.Общее понятие обряда (ритуала) Типологическое сходство славянских обрядов с обрядами других народов. Религиозно-магические и жизненно-практические функции ритуала. Древнейшие культы и их роль в обрядах. Обряды земледельческие / календарные/ и семейные. Виды и жанры обрядовой поэзии. Причитания: связь с обрядом, структурные и стилевые черты. Песни: основные песенные жанры, их обрядовая функция, поэтическое содержание, стиль. Приговоры: обрядово-функциональное назначение, тематическая направленность, поэтика. Лит. : 35, 38 (с. 51-150), 39, 40 (с. 241-264), 41, 44, 45
Сказка как вид фольклора.Родовые и видовые признаки сказки. Идейная направленность и нравственный идеал. Опыт классификации сюжетов. История собирания и изучения. Сказки о животных: специфика поэтического вымысла, герои, типы сюжетных структур. Понятие о циклизации и контаминации.Кумулятивные сказки. Волшебные сказки: специфика вымысла, исторические корни, конфликтная основа, типы героев, сюжетно-композиционная организация, мотивы и формулы, стиль. Бытовые сказки: специфика вымысла, жанровые разновидности, приемы и средства комического. Сказка и миф. Понятие литературной сказки.
Жанры несказочной прозы.Дифференцирующие признаки. Своеобразие сюжетной организации. Специфика повествования. Предания: назначение, тематические группы, соотношение исторической правды и художественного вымысла, способы изображения персонажей. Легенды:происхождение,природа вымысла, связь со сказкой и апокрифической литературой, тематические группы. Демонологические (суеверные) рассказы: природа вымысла, связь с мифом, тематические и повествовательные типы (мемораты, фабулаты).
Былины.Определение жанра. Былины и историческая действительность. Проблемы происхождения, классификации и исторической периодизации эпоса. Былины и мифология. Циклизация былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика: принципы изображения людей и событий (гиперболизация, идеализация), сюжет, композиция, общие места, система повторений, ретардация, поэтическийязык. Былинный стих. Связь былин с другими эпическими и лиро-эпическими жанрами (исторической песней, духовным стихом, балладой). История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин.
Исторические песни.Проблема термина «историческая песня». Историческая песня как этап развития эпического творчества. Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. Основные циклы: песни о борьбе с монгольским игом, об Иване Грозном, о Ермаке, о Степане Разине, Петре 1, Емельяне Пугачеве, Суворове, песни о событиях Отечественной войны 1812 года. Типы персонажей (народный герой, царь, полководец). Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические, лирические. Композиция и стиль.
Фольклорная баллада.Определение жанра. История термина «баллада». Происхождение и развитие русских балладных песен. Идейная направленность, тематика. Баллады мифологические, классические, новые. Искусство изображения трагического в балладе. Поэтика: характер конфликта, особенности сюжета и композиции, принципы изображения героев, психологизм, стихотворная организация.
Жанр духовного стиха.Основные источники. Связь с народными легендами и апокрифами. Сюжетно-композиционная соотнесенность жанра с былинами, балладами, лирической народной песней. Тематические группы.Нравственный императив.
Народная лирика.Своеобразие фольклорной лирики. Лирические внеобрядовые песни. Проблема их классификации. Основные жанровые группы (по времени происхождения, среде бытования, способу создания). Поэтика: характерные композиционные формы и принципы, тропы и стилистические фигуры. Лирика народная и лирика книжная: явление фольклоризации. Частушка и романс как жанры позднетрадиционной лирики.
Народный театр.Народная драма как род и как жанр. Специфические признаки фольклорного театра. Дотеатральные и театральные формы народного драматического творчества. Скоморохи. Раек, балаган, театр Петрушки, вертеп. Героико-романтические драмы и сатирические пьесы народного репертуара. Особенности постановки народных драматических действ.
Фольклор речевых ситуаций.Проблема границ и жанрового состава. Мировоззренческая природа речевых жанров. Обобщение трудового и социального опыта народа в пословицах, поговорках, загадках, байках. Образная система. Художественный мир.
ИТОГО:
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики. Б.Н. Путилов «К спорам о границах предмета» (27; с.18-60)
2. Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма. Б.Н. Путилов «Вариативность: основа творческого процесса в фольклоре» (27; с.201-214)
3. Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора. Б.Н. Путилов «Фольклор и действительность» (27; 61-118)
4. Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре. В.Я. Пропп «Принципы классификации фольклорных жанров» (26; с. 173-184).
5. Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество. Б.А. Рыбаков «Рождение богов и богинь» (44; с. 146-243).
6. Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре. В.Я.Пропп «Русские аграрные праздник». Введение (43; с. 5-16).
7. Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора. Е.М. Мелетинский «О происхождении словесного искусства» (22; с. 52-67).
8. Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие. А.Блок “Поэзия заговоров и заклинаний” (50; с.36-65).
9. Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда. В.Н. Топоров «О ритуале. Введение в проблематику» (46; с. 6-60).
10. Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров). А.К. Байбурин «Ритуал: старое и новое» (38; с. 35-48).
11. Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров. Горький «Вопленица» (5; 45-48).
12. Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык. Ю.Г. Круглов “Русские обрядовые песни” (41; с. 19-182)
13. Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы. Г.Л. Пермяков «К вопросу о структуре паремиологического фонда» (60; с. 247-274).
14. Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора. А. Марков «О методе изучения загадок» (5; с.54-57).
15. Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки. В.М. Гацак «Сказочник и его текст. К развитию экспериментального направления в фольклористике» (65; с.44-53).
16. Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация. В.Я. Пропп «Сказки о животных» (76; 351-372).
17. Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки. В.Я.Пропп «Морфология сказки» (75), «Исторические корни волшебной сказки» (74).
18. Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического. Е.М. Мелетинский «Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры» (71; с. 8-29).
19. Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички. Э.В. Померанцева «Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности» (5; с. 84-89).
20. Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах. В.Я. Пропп «Некоторые вопросы методологии» (100; с. 12-28).
21. Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности. Д.М. Балашов «Дунай» (93; с. 95-114).
22. Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей». Б.А. Рыбаков «Добрыня и змей» (102; с. ).
23. Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе. Л.А. Астафьева «Илья и Соловей-разбойник» (92; с. 151-158).
24. Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе. В.Я. Пропп «Алеша и Тугарин» (100; с. 208-227).
25. Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах. Т.А. Новичкова «Путешествие Василия Буслаева в Иерусалим» (99; с.3-13).
26. Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами. Д.С. Лихачев. «Эпическое время былин» (21; с. 23-33).
27. Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства. З.И. Власова «Древние эпические певцы, их типы. Появление скоморохов» (94; с. 146-166).
28. Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм. В.Я. Пропп. Фольклор и действительность (вообще) (26; с. 146-154)
29. Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора. Г. Федотов «Что такое духовные стихи?» (120; с. 11-19).
30. Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, сюжеты, мотивы, поэтика. Типы баллад. П.В. Линтур «Балладная песня и обрядовая поэзия» (111; с.228-236).
31. Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия. Т.М. Акимова «Природа лиризма» (121; с.3-14).
32. Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля. А.Н. Веселовский «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (5; с.145-157).
33. Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих. И.В. Зырянов «Вариативность частушки» (5; с. 175-179)
34. Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки. Л.М. Ивлева «Обряд. Игра. Театр. К проблеме типологии игровых явлений» (132; с. 16-64)
35. Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль. Н.И.Савушкина «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (5; с. 188-193).
36. Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора. М.П. Чередникова «Определение понятия «современная детская мифология» (5; с. 208-210).
37. Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ в. П.Г. Богатырев «Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре» (15; 450-496).
38. Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством. Рассказать о роли фольклора в творчестве одного из писателей или поэтов (по выбору).
39. Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа. А.Н. Афанасьев «Происхождение мифа, метод и средства его изучения» (11; с. 3-55)
40. Изучение фольклора в ХХ веке. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений. Н.И.Толстой «Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин» (31; с. 27-40).
Перечень обязательных для чтения фольклорных текстов