Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перечень обязательных для чтения фольклорных текстов



ФОЛЬКЛОР

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВСЕГО ЧАС ЛЕК ПР
Филологическая фольклористика и ее цели. Специфика фольклора как вербальной культуры. Споры вокруг предметного поля фольклористики. Главные признаки фольклора, отличающие его от других видов искусства. Фольклор и литература. Содержание категорий: устность, коллективность, традиционность, вариативность. Деление фольклора на роды и жанры. Понятие о синкретизме и синтезе в фольклоре Проблема стадиально-исторической и социокультурной стратификации фольклора.  
Фольклор и миф как исторически смежные формы словотворчества. Мифологическая модель мира. Славянское язычество. Миф как мировоззрение древних. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, манизм – как источники фольклора. Славянский пантеон. Мифологические мотивы и образы: их отражение и специфика функциональной трансформации в народном творчестве. Христианство и фольклор Понятие о «двоеверии» в фольклоре. «Народное православие» в быту и устной поэзии.  
Раннетрадиционный фольклор и его жанры.Условия формирования раннетрадиционного фольклора. Этнические корни русских. Понятие о магии. Проблема реконструкции раннетрадиционного фольклора восточных славян. Трудовые песни, заговоры и заклинания как древнейшие жанры фольклора.
Обряд и обрядовая поэзия.Общее понятие обряда (ритуала) Типологическое сходство славянских обрядов с обрядами других народов. Религиозно-магические и жизненно-практические функции ритуала. Древнейшие культы и их роль в обрядах. Обряды земледельческие / календарные/ и семейные. Виды и жанры обрядовой поэзии. Причитания: связь с обрядом, структурные и стилевые черты. Песни: основные песенные жанры, их обрядовая функция, поэтическое содержание, стиль. Приговоры: обрядово-функциональное назначение, тематическая направленность, поэтика. Лит. : 35, 38 (с. 51-150), 39, 40 (с. 241-264), 41, 44, 45
Сказка как вид фольклора.Родовые и видовые признаки сказки. Идейная направленность и нравственный идеал. Опыт классификации сюжетов. История собирания и изучения. Сказки о животных: специфика поэтического вымысла, герои, типы сюжетных структур. Понятие о циклизации и контаминации.Кумулятивные сказки. Волшебные сказки: специфика вымысла, исторические корни, конфликтная основа, типы героев, сюжетно-композиционная организация, мотивы и формулы, стиль. Бытовые сказки: специфика вымысла, жанровые разновидности, приемы и средства комического. Сказка и миф. Понятие литературной сказки.
Жанры несказочной прозы.Дифференцирующие признаки. Своеобразие сюжетной организации. Специфика повествования. Предания: назначение, тематические группы, соотношение исторической правды и художественного вымысла, способы изображения персонажей. Легенды:происхождение,природа вымысла, связь со сказкой и апокрифической литературой, тематические группы. Демонологические (суеверные) рассказы: природа вымысла, связь с мифом, тематические и повествовательные типы (мемораты, фабулаты).
Былины.Определение жанра. Былины и историческая действительность. Проблемы происхождения, классификации и исторической периодизации эпоса. Былины и мифология. Циклизация былин. Основное содержание русского эпоса. Поэтика: принципы изображения людей и событий (гиперболизация, идеализация), сюжет, композиция, общие места, система повторений, ретардация, поэтическийязык. Былинный стих. Связь былин с другими эпическими и лиро-эпическими жанрами (исторической песней, духовным стихом, балладой). История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин.
Исторические песни.Проблема термина «историческая песня». Историческая песня как этап развития эпического творчества. Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. Основные циклы: песни о борьбе с монгольским игом, об Иване Грозном, о Ермаке, о Степане Разине, Петре 1, Емельяне Пугачеве, Суворове, песни о событиях Отечественной войны 1812 года. Типы персонажей (народный герой, царь, полководец). Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические, лирические. Композиция и стиль.
Фольклорная баллада.Определение жанра. История термина «баллада». Происхождение и развитие русских балладных песен. Идейная направленность, тематика. Баллады мифологические, классические, новые. Искусство изображения трагического в балладе. Поэтика: характер конфликта, особенности сюжета и композиции, принципы изображения героев, психологизм, стихотворная организация.
Жанр духовного стиха.Основные источники. Связь с народными легендами и апокрифами. Сюжетно-композиционная соотнесенность жанра с былинами, балладами, лирической народной песней. Тематические группы.Нравственный императив.
Народная лирика.Своеобразие фольклорной лирики. Лирические внеобрядовые песни. Проблема их классификации. Основные жанровые группы (по времени происхождения, среде бытования, способу создания). Поэтика: характерные композиционные формы и принципы, тропы и стилистические фигуры. Лирика народная и лирика книжная: явление фольклоризации. Частушка и романс как жанры позднетрадиционной лирики.
Народный театр.Народная драма как род и как жанр. Специфические признаки фольклорного театра. Дотеатральные и театральные формы народного драматического творчества. Скоморохи. Раек, балаган, театр Петрушки, вертеп. Героико-романтические драмы и сатирические пьесы народного репертуара. Особенности постановки народных драматических действ.
Фольклор речевых ситуаций.Проблема границ и жанрового состава. Мировоззренческая природа речевых жанров. Обобщение трудового и социального опыта народа в пословицах, поговорках, загадках, байках. Образная система. Художественный мир.
  ИТОГО:

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Фольклористика как наука, ее место в ряду других филологических дисциплин Споры о предметном поле фольклористики. Б.Н. Путилов «К спорам о границах предмета» (27; с.18-60)

2. Специфика фольклора как вербальной культуры. Основные признаки фольклора. Понятие фольклорного синкретизма. Б.Н. Путилов «Вариативность: основа творческого процесса в фольклоре» (27; с.201-214)

3. Фольклор и действительность. Стадиально-историческая и социокультурная стратификация фольклора. Б.Н. Путилов «Фольклор и действительность» (27; 61-118)

4. Деление фольклора на роды, виды и жанры. Вопрос о жанровых разновидностях. Историческая сменяемость жанровых систем в фольклоре. В.Я. Пропп «Принципы классификации фольклорных жанров» (26; с. 173-184).

5. Проблема происхождения фольклора. Стадии развития фольклорного искусства. Фольклор и язычество. Б.А. Рыбаков «Рождение богов и богинь» (44; с. 146-243).

6. Фольклор и христианство. Понятие «двоеверия» в фольклоре. В.Я.Пропп «Русские аграрные праздник». Введение (43; с. 5-16).

7. Раннетрадиционный фольклор. Условия его формирования. Источники. Трудовые песни как один из древнейших жанров фольклора. Е.М. Мелетинский «О происхождении словесного искусства» (22; с. 52-67).

8. Заговоры. Магическая природа жанра. Соотношение вербального и акционального элементов. Виды заговоров. Художественное своеобразие. А.Блок “Поэзия заговоров и заклинаний” (50; с.36-65).

9. Понятие обряда (ритуала). Его роль в традиционной культуре восточных славян. Обряды природного и жизненного циклов. Соотношение вербального элемента с операционным планом обряда. В.Н. Топоров «О ритуале. Введение в проблематику» (46; с. 6-60).

10. Типология обрядовых структур /пространственно-временной и коммуникативный аспекты/. Семиотизация мира в ритуале и его поэзии (на примере одного из обрядовых жанров). А.К. Байбурин «Ритуал: старое и новое» (38; с. 35-48).

11. Обрядовая поэзия. Жанровый состав и проблема классификации жанров. Поэтика причитаний и приговоров. Горький «Вопленица» (5; 45-48).

12. Песенные жанры обряда. Функциональная направленность, поэтическое содержание, стиль и язык. Ю.Г. Круглов “Русские обрядовые песни” (41; с. 19-182)

13. Паремии, их жанровое разнообразие. Пословица и поговорка. Речевая и поэтическая функция пословичного суждения. Проблема классификации. Особенности художественной формы. Г.Л. Пермяков «К вопросу о структуре паремиологического фонда» (60; с. 247-274).

14. Жанровое своеобразие загадки. Загадка как текст. Взаимодействие загадки с другими жанрами фольклора. А. Марков «О методе изучения загадок» (5; с.54-57).

15. Сказка как прозаический вид фольклора. Жанры и жанровые разновидности сказки. Своеобразие поэтического вымысла в них. Собирание и изучение сказки. В.М. Гацак «Сказочник и его текст. К развитию экспериментального направления в фольклористике» (65; с.44-53).

16. Сказки о животных. Этапы эволюции. Генетическая связь жанра с этиологическими мифами. Аллегоризм, сатира в сказках. Типы сюжетных структур. Контаминация. В.Я. Пропп «Сказки о животных» (76; 351-372).

17. Волшебные сказки. Влияние обряда и мифа на сказочную структуру. Стилистическая обрядность восточнославянской волшебной сказки. В.Я.Пропп «Морфология сказки» (75), «Исторические корни волшебной сказки» (74).

18. Бытовые сказки. Жанровые разновидности. Связь бытовой сказки с анекдотом. Средства и приемы создания комического. Е.М. Мелетинский «Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры» (71; с. 8-29).

19. Жанры несказочной прозы. Функциональная направленность. Принципы сюжетной организации. Предания. Легенды. Былички. Э.В. Померанцева «Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности» (5; с. 84-89).

20. Былины. Определение жанра. Происхождение. Былинный историзм. Дискуссионный характер классификации и периодизации эпоса. Циклизация в былинах. В.Я. Пропп «Некоторые вопросы методологии» (100; с. 12-28).

21. Архаический тип былин. Герои. Сюжеты. Связь с мифологией Концепция исторической преемственности. Д.М. Балашов «Дунай» (93; с. 95-114).

22. Значение Киевского периода в истории эпоса. Былины о Добрыне Никитиче. Трансформация мифологического мотива змееборчества в былине «Добрыня и Змей». Б.А. Рыбаков «Добрыня и змей» (102; с. ).

23. Былинный цикл об Илье Муромце. Основные сюжеты. Средства создания образа богатыря в эпосе. Л.А. Астафьева «Илья и Соловей-разбойник» (92; с. 151-158).

24. Былины об Алеше Поповиче. Героический и новеллистический типы сюжетов о нем. Формы и средства комического в эпосе. В.Я. Пропп «Алеша и Тугарин» (100; с. 208-227).

25. Новгородские былины. Сюжеты и герои. Отражение в былинах социально-бытовых и исторических реалий. Взаимодействие языческого и христианского в былинах. Т.А. Новичкова «Путешествие Василия Буслаева в Иерусалим» (99; с.3-13).

26. Время и пространство в эпосе. Понятие былинного хронотопа. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами. Д.С. Лихачев. «Эпическое время былин» (21; с. 23-33).

27. Поэтика былин. Композиция. Общие места. Приемы ретардации. Стилевые черты. Былинный стих. Характер эпического сказительства. З.И. Власова «Древние эпические певцы, их типы. Появление скоморохов» (94; с. 146-166).

28. Исторические песни. Проблема происхождения. Характер историзма. Разнообразие художественных форм. В.Я. Пропп. Фольклор и действительность (вообще) (26; с. 146-154)

29. Духовные стихи. Признаки жанра. Тематические группы. Художественный мир. Связь с литературой и песенными формами фольклора. Г. Федотов «Что такое духовные стихи?» (120; с. 11-19).

30. Песни-баллады. Исторические стадии развития жанра. Морально-этическая проблематика песен. Характер образности, сюжеты, мотивы, поэтика. Типы баллад. П.В. Линтур «Балладная песня и обрядовая поэзия» (111; с.228-236).

31. Народная лирика. Родовые черты. Основные группы лирических внеобрядовых песен /по времени возникновения и среде бытования/. Лирика народная и лирика книжная: явление взаимодействия. Т.М. Акимова «Природа лиризма» (121; с.3-14).

32. Лирические внеобрядовые песни. Тематические группы. Специфические приемы композиции и поэтического стиля. А.Н. Веселовский «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (5; с.145-157).

33. Частушка. Происхождение жанра. Связь образной системы с традициями народной лирики. Структурные типы. Влияние книжной поэзии на частушечный стих. И.В. Зырянов «Вариативность частушки» (5; с. 175-179)

34. Фольклорный театр как совокупность видов традиционного народного драматического творчества. Раек. Вертеп. Балаган. Театр Петрушки. Л.М. Ивлева «Обряд. Игра. Театр. К проблеме типологии игровых явлений» (132; с. 16-64)

35. Народная драма. Жанровый состав. Сюжетно-композиционная структура. Система персонажей. Стиль. Н.И.Савушкина «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (5; с. 188-193).

36. Детский фольклор. Споры о границах термина Принципы классификации жанров. Полифункциональность детского фольклора. М.П. Чередникова «Определение понятия «современная детская мифология» (5; с. 208-210).

37. Особенности бытования и процессы развития фольклора в ХХ веке. Фольклор рабочих. Городской фольклор. Жизнь традиционного крестьянского фольклора в условиях ХХ в. П.Г. Богатырев «Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре» (15; 450-496).

38. Литература и фольклор: взаимодействие и взаимовлияние. Жанрово-стилистический фактор как регулятор контактов литературы с народным искусством. Рассказать о роли фольклора в творчестве одного из писателей или поэтов (по выбору).

39. Этапы развития русской фольклористики. Академические школы Х1Х: Мифологическая школа, Школа заимствований, Антропологическая школа, Историческая школа. А.Н. Афанасьев «Происхождение мифа, метод и средства его изучения» (11; с. 3-55)

40. Изучение фольклора в ХХ веке. Неоисторическая и неомифологическая школы. Структурный и семиотический подходы к анализу фольклорных текстов. Этнолингвистические методы анализа фольклорных произведений. Н.И.Толстой «Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин» (31; с. 27-40).

 

Перечень обязательных для чтения фольклорных текстов

 

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ


1. Причитания свадебные (1-2 по выбору)

2. Причитания похоронные (1-2 по выбору)

3. Песни ритуальные (1-2 по выбору)

4. Песни заклинательные (1-2 по выбору)

 

5. Песни корильные (1-2 по выбору)

6. Песни величальные (1-2 по выбору)

7. Песни игровые (1-2 по выбору)

8. Песни хороводные (1-2 по выбору)

9. Песни лирические (1-2 по выбору)

 


МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

 

Пословицы и поговорки (30 по выбору)

Загадки (10 по выбору)

Прибаутки (3-5 по выбору)

 

 

СКАЗКИ


1. Медведь на липовой ноге

2. Лисичка-сестричка и волк

3. Звери в яме

4. Лиса-лапотница

5. Теремок

6. Медведь и девушка

7. Царевна-лягушка

8. Три царства – медное, серебряное и золотое

9. Иван-царевич и серый волк

10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

11. Марья Моревна

12. Перышко Финиста, ясна сокола

13. Морозко

14. Иванушка-дурачок

15. Беспечальный монастырь

16. Барин и плотник

17. Похороны козла

18. Горе

19. Жена-спорщица

20. Каша из топора

21. Шемякин суд

22. Мальчик с пальчик

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.