Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа Я русских и немецких студентов

Ю.Д. Гавронова

 

В статье исследуются ценности культуры, их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа Я. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональным образом Я и выявлено, что степень выраженности составляющих профессионального образа Я зависит от значения переменных «ценности культуры».

Ключевые слова: ценности культуры, профессиональный образ Я, эмоциолнально-оценочная и поведенческая составляющие.

 

Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа Я студентов представляет интерес в связи с ростом культурных взаимодействий. Молодежь России все большее ориентируется на экономически и технически высоко развитые европейские страны, стремится уехать на учебу и на работу за рубеж. Германия – одна из стран с большой концентрацией русского населения. Таким образом, изучение ценностей культуры и их соотнесения с профессиональным Образом Я русских и немецких студентов позволит конкретизировать представление о структуре профессионального Образа Я русских и немцев и наладить взаимопонимание между культурами.

Профессиональный образ Я — это осознание и оценка себя как представителя определенной профессии (С.Д. Джанерьян, Ф.К. Свободный). Профессиональные образы Я включают в себя когнитивную (профессиональные знания и убеждения), эмоционально-оценочную (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, к самому себе как профессионалу) и поведенческую составляющие (тенденции поведения) (С.Т. Джанерьян, Н.Н. Лупенко, Л.М. Митина, М.А. Реньш, Ф.К. Свободный, Л.Б. Шнейдер).

Цель исследования:определить и выявить универсальный и культурно-специфический характер взаимосвязи ценностей культуры с профессиональным образом Я русских и немецких студентов.

Эмпирическая база исследования: данные социально-психологического опроса 600 респондентов; из них 300 русских студентов Смоленского государственного университета (возраст испытуемых от 17 до 23 лет, средний возраст 18,6 лет, из них 73 мужчины и 227 женщин) и 300 немецких студентов из разных вузов Германии: Бремен, Бамберг, Лейпциг, Трир, Дрезден (возраст испытуемых от 17 до 28 лет, средний возраст 20,8 лет, из них 78 мужчин и 222 женщины). Русские студенты заполняли опросник на русском языке, немецкие – на немецком.

Методы исследования:Социально-психологический опрос с помощью: 1) опросника Ш. Шварца для изучения ценностей на индивидуальном уровне (Карандашев, 2004). 2) методика «Личностный дифференциал» (ЛД) в адаптации Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда для изучения образа «Я» (Иванова, Румянцева, 2009, с. 183 – 191). Испытуемые оценивают свои представления по семибалльным шкалам ЛД в трех таблицах «Я – профессионал сейчас» (Я-реальное), «Профессионал, каким бы я хотел быть» (Я-возможное) и «Профессионал, каким я могу стать» (Я-идеальное). В биполярных шкалах представлена 21 личностная черта, характеризующая полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценка (эмоционально-оценочная составляющая), сила и активность (поведенческая составляющая). Обработка и анализ результатов эмпирического исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19 с использованием множественного регрессионного анализа (метод stepwise), применялись такие статистические методы как критерий Колмогорова-Смирнова для сравнения различий ценностей культуры русской и немецкой выборки.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

При анализе иерархической структуры ценностей студентов было выявлено, что по всем ценностям, кроме ценностей Конформности, существуют статистически значимые различия между русскими и немецкими студентами. В немецкой культуре выше значения ценностейСамостоятельности, Стимуляции, Универсализмаи Благожелательности, т. е. ценностей Открытости изменениям и Самопреодоления.А у русских студентов более выражены противоположные блоки: ценности Самоутверждения (Власть и Достижение) и ценности Сохранения Безопасность и Традиция. Но при этом у немцев более высокие значения другой ценности Самоутверждения – Гедонизма.

В результате множественного регрессионного анализа было выявлено, что общим для этих групп является наличие положительных связей ценностей Благожелательностис факторомОценкаобраза«Я-реальное» (русские: β = 0,35;p<0,001; немцы: β = 0,34; p<0,001)и факторомОценкаобраза«Я-идеальное»(русские: β = 0,29; p<001; немцы: β = 0,24; p<001). Кроме того, у русских студентов ценности Благожелательностиположительно связаны с фактором Оценка образа «Я-возможное» (β = 0,22; p<001).

Таким образом, ценность, направленная на позитивное взаимодействие в целях благополучия группы, помогает личности осознать себя, как носителя позитивных и социально желательных характеристик и ощутить личностную значимость. Помимо этого, в двух выборках ценности Благожелательности положительно связаны с фактором Активностьобразов«Я-реальное» (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,29; p<0,001) и «Я-идеальное» (русские: β = 0,24; p<0,001; немцы: β = 0,16; p = 0,007). Кроме того, у русских студентов ценности Благожелательности положительно связаны с фактором Активностьобраза«Я-возможное»(β = 0,18; p = 0,003). Это свидетельствует о том, что индивидуальная потребность в аффилиации стимулирует экстравертированность личности. Другая ценность СамопреодоленияУниверсализм у немецких студентов положительно связана с фактором Оценка образа «Я-реальное» (β = 0,12; p = 0,046). Можно предположить, что в немецком обществе человек испытывает удовлетворенность собой при удовлетворении потребностей в красоте, гармонии и справедливости. У русских студентов ценности Универсализмаотрицательно связаны с фактором Активностьобраза«Я-идеальное»(β = -0,19; p = 0,005). Вероятно, активность русских студентов не направлена на благополучие всех людей и природы.

Ценностям Самопреодоления противоречат ценности Самоутверждения: Власть, Достижение, Гедонизм (H.Schwarz, 2003 c. 269). Как у русских, так и немцев ценности Власти положительно связаны с фактором Активностьобраза «Я – реальное» (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,17; p = 0,002). Видимо, желание достичь социального статуса, престижа и влияния на других людей руководит активностью студентов. Помимо этого, у русских студентов ценности Достижения положительно связаны с фактором Активность образа «Я-возможное» (β = 0,16;p = 0,006) и ценности Гедонизма положительно связаны фактором Активность образа «Я-идеальное» (β = 0,13; p = 0,03). На основании этого можно прийти к заключению, что активность русских студентов направлена на достижение личного успеха и получение удовольствия. Но при этом, ценности Гедонизма у немцев положительно связаны с фактором Оценка образа«Я-возможное»(β = 0,14; p = 0,022), а у русских отрицательно с фактором Оценкаобраза«Я-идеальное»(β = -0,12;p = 0,04). Можно предположить, что оценка достигнутого вызывает у немецких студентов чувственное удовлетворение, а русские студенты понимают, что, если они будут заниматься только тем, что приносит удовольствие, идеала они не достигнут. Кроме того, у немецких студентов ценности Власти отрицательно связаны с фактором Оценкаобраза«Я-возможное»(β = -0,22; p = 0,003). Это говорит о том, что ощущение личного достоинства, оценка собственного Я у немецких студентов не связаны с потребностью в доминировании, лидерстве и господстве.

Перейдем к ценностям Сохранения: Безопасность, Конформность, Традиция. В двух выборках ценности Конформность положительно связаны с фактором Оценка образа «Я-реальное» (русские: β = 0,24;p = 0,001; немцы: β = 0,13; p = 0,022). Но у русских студентов с фактором Оценка образа «Я-реальное» отрицательно связаны ценности Традиция (β = -0,18; p = 0,007). Это можно интерпретировать следующим образом: студенты ради достижения чувства удовлетворенности собой и ощущения собственной ценности стремятся к гармоничным отношениям в группе, но русские студенты против строгого соблюдения обычаев и правил. В добавление к этому в двух выборках были обнаружены отрицательные взаимосвязи ценностей Традиция с фактором Активность образа «Я-реальное» (русские: β = -0,24; p < 0,001; немцы: β = -0,16; p = 0,006. Кроме того, у русских студентов ценности Традиция отрицательно связаны с факторами Сила образа«Я-возможное» (β = -0,16; p = 0,004) и Активностьобраза«Я-возможное» (β = -0,16; p = 0,009). У немецких студентов ценности Традиция отрицательно связаны с факторами Сила образа«Я-идеальное» (β = -0,19; p = 0,001) и Активностьобраза«Я-идеальное» (β = -0,14; p = 0,024). В данном случае склонность рассчитывать на собственные силы и уверенность в себе не согласуются с преданностью и солидарностью в группе, что предполагают ценности Традиция и как следствие этого активность студентов не направлена на групповую солидарность.

Ценностям Сохранения противоречат ценности Открытости изменениям: Стимуляция и Самостоятельность (H.Schwarz, 2003 c. 269). Ценности Самостоятельность положительно связаны с фактором Силаобраза«Я-реальное» у русских и немцев (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,34; p<0,001), а также с фактором Сила «Я-возможное» (β = 0,22; p<0,001) и Сила «Я-идеальное» (β = 0,18; p<0,001) у немцев. Это означает, что потребность индивида быть самостоятельным и независимым придает уверенность в себе и развивает волевые стороны личности. У немецких студентов ценности Самостоятельность также положительно связаны с фактором Оценкаобраза«Я-возможное»(β = 0,13; p = 0,04). Исходя из этого, можно прийти к заключению, что формирование самооценки у немецких студентов связано со стремлением к независимости. А у русских студентов в дополнение к этому ценности блока Стимуляция положительно связаны с факторами Сила образа «Я-реальное» (β = 0,19;p = 0,002), Сила образа «Я-возможное» (β = 0,16; p = 0,004) и Активностьобраза«Я-реальное» (β = 0,18; p = 0,002). Таким образом, новизна и состязательность в жизни является для русских студентов стимулом к развитию волевых качеств и активности. Кроме того, связь ценностей Самостоятельности и Стимуляции с фактором Сила образа «Я-реальное» говорит о том, что развитие волевых сторон личности русских студентов взаимосвязано с их стремлением к творчеству и изменениям.

Выводы. 1. Как у русских, так и у немецких студентов ценности Самопреодоления положительно связаны с эмоционально-оценочной составляющей профессионального образа Я. При этом у русских студентов выявлены взаимосвязи только с ценностями Благожелательности, а у немецких студентов – с ценностями Благожелательности и Универсализма, которые вместе способствуют отказу от эгоистических интересов. 2. В обеих выборках представлены положительные взаимосвязи между ценностями Самоутверждения и Открытости изменениям и поведенческой составляющей и отрицательные взаимосвязи между ценностями Сохранения и поведенческой составляющей. 3. Специфичность взаимосвязи ценностей Открытости изменениям с профессиональным образом Я состоит в том, что у немецких студентов положительные связи ценностей Самостоятельность не только с поведенческой составляющей, но и с эмоционально-оценочной составляющей. Но зато у немецких студентов нет значимых связей ценностей Стимуляция с составляющими профессионального образа Я, в то время как у русских они представлены. Это свидетельствует о том, что активностью и развитием волевых сторон личности русских студентов руководят стремление к новизне и изменению. 4. Специфичность взаимосвязи ценностей Самоутверждения с профессиональным образом Я состоит в том, что у немецких студентов только ценности Власти положительно взаимосвязаны с поведенческой составляющей, в то время как у русских наблюдается положительная взаимосвязь данной составляющей и ценностей Достижение и Гедонизм, что говорит о стремлении русских к удовольствию и социальному превосходству.

 

Литература

1. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. – М.: Изд-во СГУ, 2009 – 456с.

2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70с.

3. Schwarz, S.H. (2003) A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7 in the Questionnaire Development Package of the European Social Survey. Website:http//www.europeansocialsurvey.org/index.php?

option=com_docman&task=doc_view&gid=126&Itemid=80.

 

Y.D. Gawronowa




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.