Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследования процесса научения Германа Эббингауза

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ.

Тема: История развития основных психологических теорий учения.

ПЛАН

Психологические исследования Френсисат Гальтона.

Исследования процесса научения Германа Эббингауза.

1. Психологические исследования Френсиса Гальтона.

Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению пси­хики человека был Френсис Гальтон. Основной сферой его науч­ных интересов стала психология одаренности.

Гальтон родился в семье английских аристократов, получил прекрас­ное медицинское и биологическое образование, по свидетельству био­графов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способ­ности и поразительная широта интересов принесли удивительные ре­зультаты: кроме психологии он оставил заметный след во многих обла­стях научного знания — географии, метеорологии и даже криминали­стике.

Современники утверждали, что на Ф. Гальтона огромное впечатление произвел труд его двоюродного брата Чарлза Дарвина «Происхождение видов», благодаря чему он и увлекся проблемой наследования таланта.

Используя фактический материал, Ф. Гальтон первым попы­тался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) — результат действия в первую очередь наследственных факторов. В своей знаменитой книге «Наследственность таланта: Законы и последствия», изданной в конце XIX в., он писал: «...я намерева­юсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире». В качестве доказательства он провел статистический ана­лиз биографических фактов представителей английской социаль­ной элиты. Им были обследованы 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений, по его утвержде­нию, лежит в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Согласно приведенным данным, на каждые 10 знаменитых людей, имеющих выдающихся родствен­ников, приходится 3 — 4 выдающихся отца, 4 или 5 выдающихся братьев и 5 или 6 выдающихся сыновей.

Люди должны упорядочить собственное раз­множение - Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афин­ской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядоч­ного размножения. Человеческому виду, считал он, следует за­няться своим улучшением и для этого искусственно поддержи­вать воспроизводство тех, кто обладает желательными качества­ми, и препятствовать воспроизводству больных, умственно от­сталых и т. п.

От работ Ф. Гальтона берут свое начало современные психодиа­гностика и психометрия. Именно он ввел в обиход понятие «тест».

Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность мож­но определять по степени сенсорной восприимчивости. Он счи­тал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Эта взаимосвязь подтверждалась, на его взгляд, тем, что при идио­тии сенсорные способности человека часто оказываются нарушен­ными (способности различать тепло, холод, боль и др.). Поэтому его исследовательская программа, ориентированная на изучение уровней умственной одаренности, предполагала выявление ост­роты зрения и слуха, физической силы и латентного времени ре­акции (т. е. времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например свистка или гудка, до ответа испытуемого). Но практическая проверка его концепции и пост­роенного на ее принципах диагностического подхода (в частно­сти, проведенное им в 1884 г. на Международной выставке здоро­вья в Лондоне обследование нескольких тысяч людей) не под­твердила его теоретических предположений.

Исследования процесса научения Германа Эббингауза.

Исследования другого известного психолога - Германа Эб­бингауза были сосредоточены на изучении памяти, внимания и других когнитивных функций. Например, изучая технику запоминания бессмыслен­ных слогов, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций, он пришел к выводу о возможности контролировать научение, достигнутое в прошлом.

Составив список из 12 бессмысленных сло­гов, Г. Эббингауз предпринял серию попыток их запоминания. Поглядев в список, он запоминал, а потом и записывал как мож­но больше слогов в том порядке, который запомнил. Затем прове­рял результаты и повторял свои попытки до тех пор, пока не мог воспроизвести весь список в правильном порядке. После этого он отмечал, сколько попыток потребовалось, чтобы запомнить весь список.

В процессе своих опытов Г. Эббингауз заметил, что чем длин­нее список бессмысленных слогов, тем больше времени требует­ся, чтобы его запомнить. Кроме того, чем чаще он повторял по­пытки заучивания списка, тем лучшими оказывались результаты. Он обратил внимание и на то, что, хотя заученные списки со временем забывались, но для последующего их восстановления в памяти требовалось меньше времени, чем для нового заучивания. Разница в числе попыток запоминания была названа им «сохра­нением».

Г. Эббингауз также обратил внимание, что забывание своди­лось к минимуму, если он продолжал запоминание списка и пос­ле того, как впервые смог в точности воспроизвести его. Это явле­ние, известное как заучивание, подтверждает пользу повторения усвоенного материала даже после того, как он, по-видимому, выучен. В XX в. прием повторения выученного материала будет взят на вооружение всеми методиками обучения. Его результатив­ность в деле упрочения усвоенного никем не оспаривается. Но в конце прошедшего столетия в ряде обучающих систем сформировалось и негативное отношение к повторению в обучении.

Примером могут служить «методики раннего обучения» Николая Алек­сандровича Зайцева (Россия), Глена Домана (США) и некоторых других специалистов. Эти авторы предложили в качестве одного из принципов построения своих образовательных программ по обучению детей ранне­го возраста не повторять с ними то, что делалось на прежних занятиях: было замечено, что подобные повторения заметно снижают мотивацию учения.

При исследовании памяти Г. Эббингауз, в частности, обнару­жил, что стихи запоминаются быстрее, чем бессмысленные сло­ги, даже несмотря на значительно меньшее число элементов в списках слогов. Эта идея, будучи развита в исследованиях других ученых, привела к утверждению, что осмысленность запомина­емого материала — важная мнемическая переменная.

Г. Эббингауз по праву считается одним из первых психологов, изучавших процессы научения и памяти путем анализа доступно­го наблюдению поведения. Полученные им результаты в дальнейшем были неоднократно подтверждены в исследованиях других ученых.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о том, какое влияние имели исследования Френсиса Гальтона на социально-образовательную практику XX в.

2. Какие особенности процесса научения были впервые обнаружены в исследованиях Германа Эббингауза?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вундт В. Основания физиологической психологии. — СПб., 1880.

Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. — М., 1996.

Джеймс У. Психология. — М., 1991.

Эббингауз Г. Основы психологии. — СПб., 1912.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.