Тема: История развития основных психологических теорий учения.
ПЛАН
Психологические исследования Френсисат Гальтона.
Исследования процесса научения Германа Эббингауза.
1. Психологические исследования Френсиса Гальтона.
Одним из пионеров эмпирического подхода к изучению психики человека был Френсис Гальтон. Основной сферой его научных интересов стала психология одаренности.
Гальтон родился в семье английских аристократов, получил прекрасное медицинское и биологическое образование, по свидетельству биографов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способности и поразительная широта интересов принесли удивительные результаты: кроме психологии он оставил заметный след во многих областях научного знания — географии, метеорологии и даже криминалистике.
Современники утверждали, что на Ф. Гальтона огромное впечатление произвел труд его двоюродного брата Чарлза Дарвина «Происхождение видов», благодаря чему он и увлекся проблемой наследования таланта.
Используя фактический материал, Ф. Гальтон первым попытался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) — результат действия в первую очередь наследственных факторов. В своей знаменитой книге «Наследственность таланта: Законы и последствия», изданной в конце XIX в., он писал: «...я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путем унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире». В качестве доказательства он провел статистический анализ биографических фактов представителей английской социальной элиты. Им были обследованы 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений, по его утверждению, лежит в самом человеке и передается биологическим путем из поколения в поколение. Согласно приведенным данным, на каждые 10 знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходится 3 — 4 выдающихся отца, 4 или 5 выдающихся братьев и 5 или 6 выдающихся сыновей.
Люди должны упорядочить собственное размножение - Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афинской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство тех, кто обладает желательными качествами, и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т. п.
От работ Ф. Гальтона берут свое начало современные психодиагностика и психометрия. Именно он ввел в обиход понятие «тест».
Ф. Гальтон исходил из того, что умственную одаренность можно определять по степени сенсорной восприимчивости. Он считал, что возможности рассудка тем выше, чем тоньше органы чувств улавливают и дифференцируют различия во внешнем мире. Эта взаимосвязь подтверждалась, на его взгляд, тем, что при идиотии сенсорные способности человека часто оказываются нарушенными (способности различать тепло, холод, боль и др.). Поэтому его исследовательская программа, ориентированная на изучение уровней умственной одаренности, предполагала выявление остроты зрения и слуха, физической силы и латентного времени реакции (т. е. времени, которое проходит с момента подачи заранее обусловленного сигнала, например свистка или гудка, до ответа испытуемого). Но практическая проверка его концепции и построенного на ее принципах диагностического подхода (в частности, проведенное им в 1884 г. на Международной выставке здоровья в Лондоне обследование нескольких тысяч людей) не подтвердила его теоретических предположений.
Исследования процесса научения Германа Эббингауза.
Исследования другого известного психолога - Германа Эббингауза были сосредоточены на изучении памяти, внимания и других когнитивных функций. Например, изучая технику запоминания бессмысленных слогов, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций, он пришел к выводу о возможности контролировать научение, достигнутое в прошлом.
Составив список из 12 бессмысленных слогов, Г. Эббингауз предпринял серию попыток их запоминания. Поглядев в список, он запоминал, а потом и записывал как можно больше слогов в том порядке, который запомнил. Затем проверял результаты и повторял свои попытки до тех пор, пока не мог воспроизвести весь список в правильном порядке. После этого он отмечал, сколько попыток потребовалось, чтобы запомнить весь список.
В процессе своих опытов Г. Эббингауз заметил, что чем длиннее список бессмысленных слогов, тем больше времени требуется, чтобы его запомнить. Кроме того, чем чаще он повторял попытки заучивания списка, тем лучшими оказывались результаты. Он обратил внимание и на то, что, хотя заученные списки со временем забывались, но для последующего их восстановления в памяти требовалось меньше времени, чем для нового заучивания. Разница в числе попыток запоминания была названа им «сохранением».
Г. Эббингауз также обратил внимание, что забывание сводилось к минимуму, если он продолжал запоминание списка и после того, как впервые смог в точности воспроизвести его. Это явление, известное как заучивание, подтверждает пользу повторения усвоенного материала даже после того, как он, по-видимому, выучен. В XX в. прием повторения выученного материала будет взят на вооружение всеми методиками обучения. Его результативность в деле упрочения усвоенного никем не оспаривается. Но в конце прошедшего столетия в ряде обучающих систем сформировалось и негативное отношение к повторению в обучении.
Примером могут служить «методики раннего обучения» Николая Александровича Зайцева (Россия), Глена Домана (США) и некоторых других специалистов. Эти авторы предложили в качестве одного из принципов построения своих образовательных программ по обучению детей раннего возраста не повторять с ними то, что делалось на прежних занятиях: было замечено, что подобные повторения заметно снижают мотивацию учения.
При исследовании памяти Г. Эббингауз, в частности, обнаружил, что стихи запоминаются быстрее, чем бессмысленные слоги, даже несмотря на значительно меньшее число элементов в списках слогов. Эта идея, будучи развита в исследованиях других ученых, привела к утверждению, что осмысленность запоминаемого материала — важная мнемическая переменная.
Г. Эббингауз по праву считается одним из первых психологов, изучавших процессы научения и памяти путем анализа доступного наблюдению поведения. Полученные им результаты в дальнейшем были неоднократно подтверждены в исследованиях других ученых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расскажите о том, какое влияние имели исследования Френсиса Гальтона на социально-образовательную практику XX в.
2. Какие особенности процесса научения были впервые обнаружены в исследованиях Германа Эббингауза?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вундт В. Основания физиологической психологии. — СПб., 1880.
Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. — М., 1996.