Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деньги и законы денежного обращения

Тема 3. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ХОЗЯЙСТВО).

ТОВАР И ДЕНЬГИ

 

Учебные цели темы

1. Уяснить роль товарных форм организации хозяйства в истории экономической жизни человеческого общества.

2. Понять содержание основных категорий и законов товарного хозяйства, возможностей их использования в практической хозяйственной деятельности людей.

 

Основные термины, содержание которых необходимо знать

для реализации учебных целей

 

Формы и модели организации общественного хозяйства


1. Натуральное хозяйство

2. Товарное хозяйство

3. Условия возникновения товарного хозяйства

4. Модели товарной формы хозяйства:

а) простая;

б) капиталистическая;

в) командная;

г) смешанная


 

Товар и закон стоимости


1. Товар

2. Потребительная стоимость

3. Меновая стоимость

4. Стоимость

5. Конкретный труд

6. Абстрактный труд

7. Индивидуальное рабочее время

8. Общественно необходимое рабочее время

9. Затратная теория стоимости

10. Меновая стоимость в теории предельной полезности

11. Закон стоимости и его функции


 

Деньги и законы денежного обращения


1. Исторические формы обмена

2. Сущность денег

3. Функции золотых денег

4. Исторические виды денег

5. Законы денежного обращения (Маркса, Фишера, Коперника-Грешема)


 

Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

1.Что НЕ относится к условиям возникновения товарного производства?

а) общественное разделение труда;

б) отделение производителей от средств производства и появление наемного труда;

в) частная собственность на средства производства;

г) экономическое обособление производителей.

2. Какое определение наиболее полно выражает сущность товара?

Товар - это:

а) полезная вещь, созданная трудом;

б) полезная вещь, являющаяся результатом эксплуатации труда;

в) полезная вещь, созданная трудом и предназначенная для продажи;

г) вещь, способная удовлетворять какие-либо потребности.

3.Что НЕ относится к характеристике конкретного труда?

Конкретный труд - это:

а) полезная, целесообразная деятельность;

б) овеществленная деятельность, лежащая в основе пропорций обмена товаров;

в) деятельность, которая осуществляется с использованием определенных средств и предметов труда;

г) деятельность, результатом которой является потребительная стоимость товара.

4. Что НЕ характеризует абстрактный труд? Абстрактный труд:

а) создает потребительную стоимость товара;

б) создает стоимость товара и служит основой обмена;

в) носит общественный характер, проявляющийся через обмен;

г) выступает как расходование общечеловеческой рабочей силы.

5. Определите стоимость единицы товара, если индивидуальные затраты рабочего времени на его изготовление у трех групп производителей составили 5, 4 и 3 часа, а объем производства соответственно 600, 20 и 10 тыс. штук:

а) 5 час.; б) 4 час.; в) 3 час.; г) 3,5 час.

6. Численность работников фирмы за год выросла на 20%, интенсивность их труда - на 10%, а выпуск продукции - на 32%. Определите, как изменилась производительность труда?

а) выросла на 12%;

б) снизилась на 10%;

в) не изменилась;

г) невозможно определить изменение производительности труда.

7. Что НЕ характеризует роль закона стоимости в товарном хозяйстве?

Закон стоимости:

а) способствует развитию производительных сил;

б) стихийно регулирует производство и обращение;

в) используется обществом для сознательного регулирования цен;

г) вызывает дифференциацию производителей на богатых и бедных.

8. Что определяет колебание цен вокруг стоимости товара?

а) изменение производительности общественного труда;

б) изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

в) изменение затрат общественного труда на единицу товара;

г) изменение интенсивности труда производителей.

9.От чего НЕ зависит количество денег, необходимых для обращения товаров в экономике?

а) от суммы цен товаров, проданных в кредит;

б) от суммы цен товаров, проданных за наличный расчет;

в) от суммы заработной платы, выплаченной наемным работникам;

г) от скорости обращения одноименной денежной единицы.

10. Что является субстанцией (первоосновой) стоимости товара?

а) простой труд; б)сложный труд;

в) конкретный труд;

г) абстрактный труд.

11. Что НЕ характеризует деньги как экономическую категорию?

Деньги - это:

а) выражение производственных отношений;

б) всеобщий эквивалент или измеритель стоимости всех товаров;

в) результат договоренности производителей между собой;

г) орудие стихийного учета затрат общественного труда.

12. Укажите функцию денег, в которой золотые деньги могут быть заменены бумажными знаками:

а) мера стоимости; б)средство обращения;

в) средство накопления; г)мировые деньги.

13. Общественно-необходимые затраты труда - это:

а) наименьшие затраты на единицу продукции;

б) наибольшие затраты труда на единицу продукции;

в) средние затраты труда на единицу продукции;

г) затраты труда, при которых производится основная масса продукции данного вида;

д) общие затраты труда.

14. Продажа товаров за наличный расчет реализует функцию денег как:

а) меру стоимости;

б) средство обращения;

в) средство накопления;

г) средство платежа;

д) мировые деньги.

15. Бартер - это:

а) приобретение импортных товаров;

б) покупка товаров за валюту;

в) покупка товаров у производителя без посредников;

г) натуральный обмен товарами.

16. Из какой функции денег возникают кредитные деньги?

а) мера стоимости; б)средство обращения;

в) средство платежа; г)средство накопления.

17. Количество денег в обращении находится в прямой зависимости от:

а) золотого запаса страны; б)уровня процентной ставки;

в) суммы цен товарной массы; г)скорости обращения денег.

18. Функцию измерения стоимости выполняют только деньги:

а) идеальные;

б) кредитные;

в) бумажные;

г) золотые.

19. Сопоставте увеличение цены золота с ценами товаров. С увеличением цены золота цены товаров:

а) увеличиваются;

б) уменьшаются;

в) не меняются.

20. В соответствии с теорией трудовой стоимости в основе стоимости и цены товара лежат:

а) индивидуальные затраты труда;

б) общественно необходимые затраты труда;

в) субъективная ценность товара;

г) объективная ценность товара.

21. Меновая стоимость - это:

а) затраты труда, воплощенные в товаре;

б) стоимость товара, выраженная в деньгах;

в) пропорция в которой один товар обменивается на какое-то количество других товаров;

г) золотой эквивалент цены товара.

22. Стоимость товара формируется затратами труда:

а) конкретного;

б) абстрактного;

в) физического;

г) интеллектуального.

23. Отличительным признаком капиталистического товарного хозяйства является:

а) использование сложных машин и оборудования;

б) использование наемного труда;

в) общественное разделение труда;

г) развитие конкуренции на товарных рынках.

24. Бумажные деньги подвержены инфляции при условии:

а) прекращения их свободного обмена на золото;

б) изменения масштаба цен;

в) постоянного роста заработной платы;

г) дополнительного выпуска бумажных денег в обращение по мере роста объемов товаров на рынке.

25. Какие условия необходимы для возникновения товарного производства?

а) общественное разделение труда; - 3 ответа

б) принятие государством соответствующих законов;

в) частная собственность на средства производства;

г) экономическое обособление производителей;

д) общественный договор между производителями.

26. От чего зависит количество денег в экономике, требующихся для нормального обращения товаров? - 4 ответа

а) от суммы цен товаров, продаваемых за наличный расчет;

б) от сумм выплаченной заработной платы работникам;

в) от суммы цен товаров, продаваемых в кредит;

г) от сумм полученной прибыли предпринимателями;

д) от скорости обращения денег; е)от сумм бартерных сделок.

27. Что характеризует роль закона стоимости в товарном хозяйстве?

Закон стоимости: - 3 ответа

а) стихийно регулирует производство и обращение товаров;

б) используется государством для сознательного регулирования цен;

в) способствует развитию производительных сил;

г) вызывает дифференциацию производителей на богатых и бедных;

д) используется предпринимателями для регулирования заработной платы.

28. Расположите формы стоимости (обмена) в порядке их исторического возникновения: - 4 ответа

а) развернутая;

б) всеобщая;

в) денежная;

г) простая.

29. Субъективная полезность блага в теории предельной полезности зависит:

а) от количества товаров на рынке; - 3 ответа

б) от имеющегося у потребителя запаса данного товара;

в) от цен товаров на рынке;

г) от степени необходимой дополнительной потребности в данном товаре;

д) от доходов, которыми располагает потребитель (покупатель).

30. Товар-эквивалент необходим, так как: - 2 ответа

а) обменивать товары напрямую при развитом товарном обращении неудобно;

б) он является средством измерения стоимости обмениваемых товаров;

в) он гарантирует справедливость обмена;

г) без товара-эквивалента обменять товары вообще невозможно.

 

Решение задач для развития навыков владения

экономическими расчётами

Задача N1. Товар выпускается четырьмя группами предприятий. Затраты на выпуск единицы товара и объём производства заданы в таблице.

Группы предприятий Затраты на выпуск единицы продукта, час. Объем выпуска, единиц товара
I
II
III
IV

Определите общественно необходимые затраты труда при условии, что предложение (выпуск) равно спросу.

 

Задача N2. За 8 часов производится 16 изделий общей стоимостью 80 евро. Сколько будет стоить вся дневная продукция и одно изделие, если:

а) производительность труда возрастёт в 2 раза;

б) интенсивность труда увеличится в 1,5 раза.

Ответы: а) стоимость дневной продукции не изменится; стоимость одного изделия снизится с 5 до 2,5 евро; б) дневная стоимость продукции составит 120 евро; стоимость одного изделия не изменится.

 

Задача N3. Затраты на производство единицы продукта в результате совершенствования технологии на предприятии сократились с 12 до 6 часов при общественно необходимом времени, равном 12 часов. При условии, что за 1 час создаётся стоимость в 1 руб., определите изменение выручки товаропроизводителя на единицу продукции и объясните причину изменения.

Ответ: выручка увеличится в 2 раза.

 

Задача N4. Выпуск продукции увеличился на 40%. Численность занятых возросла на 20%, а интенсивность их труда повысилась на 10%. Определите, как изменилась производительность труда?

Ответ: выросла на 6%.

 

Задача N5. Численность работников, занятых изготовлением товара, возросла в 3 раза, производительность труда - в 1,8 раза, интенсивность труда - в 1,6 раза. Определите: а) как изменилась стоимость всех произведенных товара? б) как изменилась стоимость единицы товара?

Ответ: а) рост в 4,8 раза; б) снижение на 44,5%.

 

Задача N6. Стоимость товаров, производимых фирмой, выросла к концу года в 3 раза. Цены за год увеличились вдвое, а численность работающих выросла в 1,5 раза. Определите, как изменилась производительность труда?

Ответ: не изменилась.

 

Задача N7. Розничный товарооборот в стране составил 7080 млрд. руб., а объём платных услуг населению - 2280 млрд.руб. Денежная масса обернулась за год 3,6 раза. Пользуясь уравнение обмена И.Фишера, определите дополнительную эмиссию денег, если в начале года в обороте находилось 2000 млрд.руб.

Ответ: 600 млрд. руб.

 

Задача N8. Масса товаров в обращении оценивается в 58 млрд. руб. Сделки в кредит 13 млрд. руб., срочные платежи - 10,5 млрд. руб., взаимопогашаемые платежи - 4,5 млрд. руб. В обращение выпущено 12 млрд. руб. золотых денег. Среднее число оборотов денежной единицы - 5. Определите, сколько золотых монет уйдёт в сокровище?

Ответ: 1,8 млрд. руб.

 

Задача N9. Определите, как изменится денежная масса в стране, если скорость обращения денег вырастет на 12%, объём производства снизится на 20%, а рост (индекс) цен составит 1,4.

Ответ: не изменится.

 

Задача N10. Определите, как в соответствии с количественной теорией денег должен измениться объём выпуска товаров в стране, если номинальное предложение денег увеличится на 10%, уровень цен повысится на 8%, а скорость обращения денег возрастёт на 5%.

Ответ: возрастёт на 7%.

 

Задача N11. Количество денег в обращении равно 2500 ден. ед., сумма цен товаров наличного обращения составляет 13500 ден. ед., а деньги обращаются со скоростью три оборота за год. Определите величину безналичных платежей в экономике.

Ответ: 6000 ден. ед.

 

Задача N12. Совокупный выпуск продукции в экономике страны составляет 500 тыс. штук; количество обращающихся денег равно 1 млн. ден. ед.; объём безналичных платежей 1,5 млн. ден. ед.; скорость обращения денег - четыре оборота за год. Рассчитайте уровень средней цены.

Ответ: 11 ден.ед./шт.

 

Ответы к тестовым вопросам темы 3

1-б; 2-в; 3-б; 4-а; 5-а; 6-в; 7-в; 8-б; 9-в; 10-г; 11-в; 12-б; 13-г; 14-б; 15-г;

16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-б; 23-б; 24-а; 25-а,в,г; 26-а,в,д,е;

27-а,в,г; 28-г,а,б,в; 29-б,г,д; 30-а,б.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.