Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России на период до 2030 года

 

Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, приводящие к замедлению темпов экономического роста и даже некоторому снижению объемов производства ВВП в краткосрочной перспективе, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развития России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться на основных положениях содержащегося в КДР сценария инновационного развития экономики.

Сценарий базового инновационного развития предполагает, наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и "экономике знаний", прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

В соответствии с Концепцией развития, реализация базового инновационного сценария позволит обеспечить выход на уровень социально-экономического развития России и благосостояния ее граждан, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности отечественной экономики, ее структурной диверсификации и роста ее эффективности. При этом существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.

Развитие экономики по базовому инновационному сценарию характеризуется полномасштабным обеспечением:

- развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

- динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;

- интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;

- динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграции евроазиатского экономического пространства.

При этом предусматривается, что конкретная траектория выхода на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей может измениться, в том числе вследствие начавшегося в 2008 г. глобального экономического кризиса и с учетом его возможной длительности.

При формировании в рамках Стратегии-2030 прогнозного поля вариантов Базового сценария (далее - базовое прогнозное поле) используется следующий диапазон укрупненных прогнозных гипотез социально-экономического развития.

Гипотеза I. К концу первого этапа реализации Стратегии-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, 2013-2015 гг.) начнет осуществляться выход на предусматривавшиеся КДР темпы социально-экономического развития.

Гипотеза II. За счет более ускоренного развития в посткризисный период будет обеспечен к концу второго этапа реализации Стратегии-2030 (ориентировочно, 2020-2022 гг.) выход на предусматривавшиеся Концепцией развития уровни социально-экономического развития.

Система связей и взаимодействия экономики и энергетики укрупнённо характеризуется, во-первых, трансформацией прогнозных гипотез социально-экономического развития в базовое прогнозное поле развития энергетического сектора; во-вторых, формированием гипотез о целевых ориентирах перспективной системы связей и взаимодействия экономики и энергетики.

Базовое прогнозное поле используется для определения приоритетов и ориентиров перспективного развития энергетического сектора по всем представленным в настоящем документе направлениям. Оценка и уточнение конкретных траекторий перспективного развития энергетического сектора производятся в рамках системы опережающего мониторинга Стратегии-2030 - в зависимости от динамики внешних условий и хода реализации целевых установок Энергетической стратегии. При этом возможность выхода траекторий развития энергетического сектора за пределы базового прогнозного поля учитывается, наряду с другими факторами неопределенности, в первую очередь через уточнение сроков и параметров отдельных этапов реализации Стратегии-2030 - при сохранении их качественного содержания. Указанный механизм обеспечивает защиту от имеющихся рисков, позволяя адаптивно уточнять пути и сроки достижения намеченных стратегических ориентиров, исходя из неизменности главных стратегических целей.

Таким образом, в рамках Стратегии-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.

Основные гипотезы о целевых ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики на период до 2030 года характеризуются следующим.

За период реализации Стратегии-2030 будет снижена зависимость российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 г. (по сравнению с уровнем 2005 г.):

- доли ТЭК в ВВП и доли ТЭР в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;

- доли экспорта ТЭР в ВВП - более чем в 3 раза;

- доли капиталовложений в ТЭК в процентах к ВВП - не менее чем в 1,4 раза; их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;

- удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза;

- удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза.

Вместе с тем, на всем периоде действия Стратегии-2030 российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь, это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов Российской Федерации и сформировать новые производственные кластеры экономического роста на базе развития энергообеспечивающих и перерабатывающих производств.

Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли ТЭК в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики, снабжая ее масштабными заказами на новые технологии, оборудование и услуги.

Российский энергетический сектор также сохранит свое влияние и на социальную обстановку в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют и будут определять качество жизни российских граждан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.