Основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России на период до 2030 года
Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, приводящие к замедлению темпов экономического роста и даже некоторому снижению объемов производства ВВП в краткосрочной перспективе, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развития России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться на основных положениях содержащегося в КДР сценария инновационного развития экономики.
Сценарий базового инновационного развития предполагает, наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и "экономике знаний", прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
В соответствии с Концепцией развития, реализация базового инновационного сценария позволит обеспечить выход на уровень социально-экономического развития России и благосостояния ее граждан, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности отечественной экономики, ее структурной диверсификации и роста ее эффективности. При этом существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.
Развитие экономики по базовому инновационному сценарию характеризуется полномасштабным обеспечением:
- развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
- динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;
- интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;
- динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
- интеграции евроазиатского экономического пространства.
При этом предусматривается, что конкретная траектория выхода на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей может измениться, в том числе вследствие начавшегося в 2008 г. глобального экономического кризиса и с учетом его возможной длительности.
При формировании в рамках Стратегии-2030 прогнозного поля вариантов Базового сценария (далее - базовое прогнозное поле) используется следующий диапазон укрупненных прогнозных гипотез социально-экономического развития.
Гипотеза I. К концу первого этапа реализации Стратегии-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, 2013-2015 гг.) начнет осуществляться выход на предусматривавшиеся КДР темпы социально-экономического развития.
Гипотеза II. За счет более ускоренного развития в посткризисный период будет обеспечен к концу второго этапа реализации Стратегии-2030 (ориентировочно, 2020-2022 гг.) выход на предусматривавшиеся Концепцией развития уровни социально-экономического развития.
Система связей и взаимодействия экономики и энергетики укрупнённо характеризуется, во-первых, трансформацией прогнозных гипотез социально-экономического развития в базовое прогнозное поле развития энергетического сектора; во-вторых, формированием гипотез о целевых ориентирах перспективной системы связей и взаимодействия экономики и энергетики.
Базовое прогнозное поле используется для определения приоритетов и ориентиров перспективного развития энергетического сектора по всем представленным в настоящем документе направлениям. Оценка и уточнение конкретных траекторий перспективного развития энергетического сектора производятся в рамках системы опережающего мониторинга Стратегии-2030 - в зависимости от динамики внешних условий и хода реализации целевых установок Энергетической стратегии. При этом возможность выхода траекторий развития энергетического сектора за пределы базового прогнозного поля учитывается, наряду с другими факторами неопределенности, в первую очередь через уточнение сроков и параметров отдельных этапов реализации Стратегии-2030 - при сохранении их качественного содержания. Указанный механизм обеспечивает защиту от имеющихся рисков, позволяя адаптивно уточнять пути и сроки достижения намеченных стратегических ориентиров, исходя из неизменности главных стратегических целей.
Таким образом, в рамках Стратегии-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.
Основные гипотезы о целевых ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики на период до 2030 года характеризуются следующим.
За период реализации Стратегии-2030 будет снижена зависимость российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 г. (по сравнению с уровнем 2005 г.):
- доли ТЭК в ВВП и доли ТЭР в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;
- доли экспорта ТЭР в ВВП - более чем в 3 раза;
- доли капиталовложений в ТЭК в процентах к ВВП - не менее чем в 1,4 раза; их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;
- удельной энергоемкости ВВП - более чем в 2 раза;
- удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза.
Вместе с тем, на всем периоде действия Стратегии-2030 российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь, это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов Российской Федерации и сформировать новые производственные кластеры экономического роста на базе развития энергообеспечивающих и перерабатывающих производств.
Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли ТЭК в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики, снабжая ее масштабными заказами на новые технологии, оборудование и услуги.
Российский энергетический сектор также сохранит свое влияние и на социальную обстановку в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют и будут определять качество жизни российских граждан.