Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. В это время завершается образование национальных государств на территории Западной Европы. Объединение княжеств и земель здесь происходит в связи с развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики.
Складывание централизованных государств в различных странах имели свои особенности. Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западноевропейскими странами.
Предпосылки централизации страны наметились еще в ХII в. Объединение русских земель в единое государство продолжалось более двух столетий. Традиционно выделяют три этапа этого процесса:
1. Конец XIII - 80-е гг. XIV в.
2. 80-е гг. XIV в. - 1462 г.
3. 1462-1533 гг.
Образование Российского государства было ускорено необходимостью борьбы с внешнеполитической опасностью. Монголо-татарское иго затормозило социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило на феодальной основе. Политическая централизация значительно опережала начало процесса преодоления экономической разобщенности страны. Завершение процесса объединения русских земель приходится на время правления Ивана Ш (1462 - 1505) и Василия Ш (1505 - 1533).
Иван III явился фактическим создателем Московского государства. Он заложил основы российского самодержавия, не только расширив территорию страны (в рамках которой была объединена русская народность), но и укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысив международный престиж Москвы.
Идет процесс централизации власти:
1. Принимается новый титул «государь (великий князь) Всея Руси».
2. Разрабатывается царская символика (герб, скипетр, шапка Мономаха и т.д.)
3. Появляется придворный церемониал.
4. Женитьба на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.
Начал складываться центральный аппарат управления, функции которого усложнялись. С конца XV в. оформляется Боярская дума - высший государственный консультативный орган при государе. Она имела совещательные функции о «делах земли». Она разбирала вопросы внутренней и внешней политики, контролировала работу местного аппарата управления, являлась высшей судебной инстанцией. Ее представители управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, с XVI в. исполняли обязанности воевод в полках и наместников в городах.
С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые непосредственно руководили бы различными делами (военными, иностранными, финансовыми, судебными и др.). В органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками (функциональные органы управления). Затем на их основе были созданы приказы - центральные органы исполнительной власти. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Во главе приказа стоял судья, которого назначал князь из числа бояр. В штат входили дьяки и подьячий из дворян.
В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов - Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок следствия исуда и др.
При Иване III вводилась поместная система.
В начале XVI в. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковь провозглашала божественное происхождение власти великого государя.
Таким образом, в России установилась самодержавная власть, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Но разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.