Местное самоуправление занимает особое место в политической системе общества. Это свидетельствует о том, что в стране помимо интересов личности и государства признаются и гарантируются еще и местные интересы, которые связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.
В российском законодательстве понятие "местное самоуправление" было впервые закреплено в Законе РСФСР 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР". Затем концепция негосударственной природы местного самоуправления последовательно реализовывалась в конституционном законодательстве России.
На основе анализа норм Конституции РФ и Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" С.А. Авакьян дал следующее понятие местного самоуправления: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправ-ления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций"21.
Местное самоуправление имеет ряд особенностей относительно объема, диапазона и правовой природы объектов своего влияния, значительная часть которых не характерна для других правоотношений. Такими объектами выступает публичная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; вопросы местного значения; функции субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и сборы, местные займы и т.п.
Правовая сущность местного самоуправления проявляется и реализуется в деятельности относительно установления, изменения и прекращения правовых отношений именно между субъектами системы местного самоуправления, то есть при взаимодействии субъектов местного самоуправления для реализации их функций и полномочий по решению вопросов местного значения.
Муниципальная власть представляет собой не государственное, а общественное явление, которое продуцируется социальной средой. По своим сущностным признакам муниципальная власть качественно отличается от государственной власти.
Следует учитывать, что на уровне местного самоуправления, в границах местного сообщества, находят проявление и реализацию преобладающая часть прав и свобод человека и гражданина.
Согласно действующему российскому законодательству местное самоуправление характеризуется следующими признаками: " это один из институтов гражданского общества и политической системы России, составляющий основу конституционного строя страны (ст. 3, 12 Конституции РФ расположены в гл. 1 "Основы конституционного строя", их нормы находятся под особым режимом правовой охраны, образуя так называемые "вечные кон-ституционные положения"); " это один из институтов публичной власти, принадлежащей многонациональному народу России (согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления), причем власти самостоятельной и независимой (ст. 130 Конституции РФ); " это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, защищенное системой государственных гарантий (ст. 12, 130 Конституции РФ). Это право закрепляет статья 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" № 131 -ФЗ; " это наиболее широкое сочетание форм непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ); " местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в главе 3 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования; " собственная ответственность муниципальных образований, которая обеспечивается различными формами контроля со стороны населения и государства.