Подход к соц. научению Альберта Бандуры дополняет Т. с. н. Роттера, так как он предполагает объяснение способов, к-рыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях соц. окружения.
Основная идея Бандуры нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение, корни к-рого можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.
Основные понятия. Бандура говорит о наличии реципрокной связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Бандура считает, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Следовательно, он не рассматривает формирование сложного поведения как кумулятивный продукт взаимодействия элементарных процессов обусловливания.
Отсюда, Бандура утверждает что большая часть челов. научения осуществляется без традиционного подкрепления, к-рого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не яв-ся ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации чел. также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие соц. реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.
БИХЕВИОРИЗМ
(behaviour(al)ism) 1. Направление в психологии, в основе которого лежит беспристрастное наблюдение за поведением человека и животных для выявления их реакции на воздействие внешней среды без анализа связи с сознанием. 2. Направление в политологии, в соответствии с которым научным может быть только анализ доступного наблюдению поведения политических деятелей. Оба направления имеют много общих идейных истоков. Психологический бихевиоризм исходит из того, что объективные данные о психике можно получить лишь при изучении анатомических препаратов, сама же психика наблюдению не поддается. Единственным объектом, доступным для изучения, является поведение людей и животных в виде ответной реакции на внешние воздействия. Это привело к тому, что некоторые психологи, в первую очередь Б.Ф. Скиннер в своей имевшей недолгий, но шумный успех книге "По ту сторону свободы и достоинства" ("Beyond Freedom and Dignity") (1971), полностью отвергли политическую философию и этику, заменив их теорией о регулировании социального поведения с помощью выработки соответствующих условных рефлексов. Такой же позитивизм звучит в настойчивых притязаниях экономистов на то, что именно их исследования открывают богооткровенную истину – выбор людей определяется тем, что они делают, а не тем, что они говорят о том, что делают. Бихевиоризм в политологии возник в 1940-х гг. и господствовал в США до начала 1970-х гг., сохранив там влияние до сих пор. Сегодня его сторонники по-прежнему одержимы нетерпимостью, но без крайностей, к изучению того, что говорят или думают (по их словам) люди. Вооружившись инструментами социологических опросов (suruey research), они отказались от изучения конституций и разработок рекомендаций, как лучше управлять государством, и обратились к изучению поведения политических деятелей и к описанию результатов государственного правления. Бихевиористов больше всего привлекают объекты, имеющие количественные характеристики, поэтому основные интересы они сосредоточили на политическом поведении масс. Поначалу бихевиоризм и рациональный выбор (rational choice) были враждебны друг другу, но вскоре нашли точки соприкосновения.