монархию. Ее образование стало итогом сложного и длительного процесса формирования феодальных отношений, подготовленным всем ходом развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов.
Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд и расправу. Дружинники помогали князю управлять его домом и хозяйством, строили городакрепости, созывали воинов; отправлялись в другие страны послами князей, торговали княжескими товарами. Зависимость отдельных племенных союзов от киевского князя часто ограничивалась лишь уплатой дани.
Условно в истории Древнерусского государства можно выделить следующие этапы:
начало IX в. — 882 г. — Складывание единого государства у восточных славян Древней Руси с центром в Киеве.
882912 гг. — Возникновение государства Киевская Русь.
912-1054 гг. — Развитие и укрепление раннефеодального государства на Руси.
10541093 гг. — Накопление противоречий, усиление кризисных явлений в Древнерусском государстве.
10931132 гг. — Преддверие феодальной раздробленности на Руси.
Олег (882-912) покоряет племена древлян, северян, радимичей; позднее — дулебов, белых хорватов. Его преемник Игорь (912–945) присоединяет уличей и тиверцев. Святослав (964–972) и Владимир (9801015) совершают походы против последнего восточнославянского племени, сохранившего свою независимость, — вятичей.
В этих завоевательных походах окончательно рушатся и исчезают старые племенные деления, и складывается территория Древнерусского государства. Ученые полагают, что к начальному периоду истории Древнерусского государства относится завершение образования древнерусской народности — общности в языке, хозяйстве, культуре, — которая обусловила слияние разрозненных племен и других этнических элементов, поглощенных славянами.
Ключом к пониманию ранней русской государственности является механизм сбора дани великим киевским князем с подвластных земель — «полюдье». По сути дела, полюдье — это первая, наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления права на землю, установления понятия подданства. Великие князья собирали дань, вместе с дружиной объезжая подвластные земли в течение всей зимы (полюдье длилось 6 месяцев, с ноября по апрель). Полюдье не проникало в глубинные области, шло по самой границе территории каждого племенного союза. Механика сбора дани с каждого крестьянина была разработана местными князьями; определенное количество дани из отдаленных районов заранее свозилось к пунктам, через которые проходило полюдье киевского князя.
Полюдье не являлось разгульным разъездом киевского князя и его дружины по городам и весям без разбора — дань была тарифицирована; княгиня Ольга (945964) после восстания древлян и убийства Игоря в 945 г. регламентировала размер дани («уроки») и назначила определенные места для княжеских опорных пунктов («погосты»). Таким образом, полюдье следует представлять не как первичную форму сбора дани, а как итоговую фазу этого процесса, охватившего и местные племенные дружины (последние являлись промежуточным звеном между деревней и полюдьем киевского князя).
Историки выделяют следующие особенности социальноэкономического и политического развития Киевской Руси:
1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее,чем в Западной Европе той эпохи. Крупная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных.
2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община — коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.
3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племен и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.
По определению А.Н. Сахарова, «раннее Киевское государство с политической точки зрения — федерация княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с социальноэкономической точки зрения — совокупность территориальных общин с элементами родовых отношений».
4. Господствовал идеал «народоправства» («вечеправства»). Народное собрание (вече) решало важнейшие вопросы в жизни городов, волостей: вопросы войны и мира, денежных сборов и т.д.
5. Древнюю Русь скандинавские саги называли «гардарик» («страна городов»). Но города Руси — это не только центры торговли, ремесла. Это — и своеобразные городагосударства (центры, к которым тяготела округа).
6. Рядовое население Киевской Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в походах, войнах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего — со стороны кочевой Степи.
Важной проблемой является развитие законодательства в Киевской Руси. Усиление государственности на Руси вызвало установление и развитие правовых норм.
Ряд историков полагает, что в Древней Руси кроме обычного права, существовало законодательство, так называемый «Закон русский». Составление же сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и прежнего законодательства, —«Русской Правды» — традиция связывает с именем Ярослава Мудрого (1019–1054).
Ярославу Мудрому принадлежат 17 первых статей «Русской правды» («Правда Ярослава»). Он ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников (если мстить было некому, виновный платил штраф–виру — великому князю). Если же убийца скрывался, виру должна была заплатить община — вервь, на территории которой произошло убийство («общая» или «дикая» вира). Тем самым вводилось общее поручительство, общая ответственность в деревне.
Законы Ярослава Мудрого разбирали споры между свободными людьми, прежде всего — в среде княжеской дружины. «Правда» различала разбойничество (убийство) и убийство в ссоре, в пылу (непреднамеренное убийство). Разбойников с семьей отдавали князю «на поток» (изгнание). «Правда Ярослава» разбирала и сложные вопросы о наследовании имущества.
При сыновьях Ярослава Мудрого — Изяславе, Святославе и Всеволоде — около 1072 г., после массовых народных волнений, прокатившихся по Киевской Руси в 10681072 гг., «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей». Была отменена кровная месть. «Правда Ярославичей» усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения Киевской Руси, выразив заботу о защите жизни, собственности и имущества феодалов. Так, за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого («огнищанина»), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) — 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов оценивалась в 5 гривен.
В состав Пространной редакции «Русской Правды» входил «Покон вирный» — он устанавливал размеры денежных и продуктовых поборов в пользу вирника — княжеского боярина, взимавшего с общины и общинников судебные пошлины в пользу князя (виры и продажи). Здесь же помещался и «Урок мостникам» — правила для мостовщиков, строителей, ремонтников деревянных мостовых в городах(или мостов на реках).
Владимир Мономах (1113–1125), ставший великим князем после восстания в Киеве 1113 г., издал еще один юридический документ — «Устав Владимира Мономаха», также вошедший в «Русскую Правду».
Устав регламентировал запись в холопство (рабство), определив «источники» холопства: женитьба на холопке; рожденный от холопа; купленный «хоть за полгривны». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками (установив верхний предел — 50% годовых; и максимальный срок уплаты процентов — 3 года), улучшил правовое положение купечества («застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Владимир Мономах большое внимание уделил правовому положению закупов (взявших у феодалов в долг «купу» — деньги, часть урожая, скот — и зависимых от них до выплаты долга). Закупу предоставлялось право ухода с господского двора, если он шел на поиск денег для уплаты долга, жаловаться князю или судье. За несправедливое наказание закупа, «обиду» хозяин платил штраф в казну князя. В случае продажи закупа феодал обязан был заплатить штраф в 12 гривен; сам закуп получал свободу, освобождался от всех долгов. Закуп получал право свидетельствования в небольших судебных делах.
Столь большое внимание к правовому статусу закупов в Уставе Мономаха говорит о том, что закабаление смердов шло быстрыми темпами, и закупничество стало очень распространенным институтом.
В целом же «Устав Владимира Мономаха» считают завоеванием восставших масс, вызвавшим определенные уступки и некоторое улучшение экономического и юридического положения городских ремесленников, купечества и крестьян.
При князях Владимире I и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви «десятину» (десятую часть) судебных и торговых пошлин и «от всякого стада и от всякого жита».
Принятие христианства. Рост и укрепление государственности требовали изменения в идеологии, главной формой которой в средние века была религия. Архаичная языческая религия кровнородственных союзов не отвечала потребностям феодального государства. Предпринятая Владимиром I попытка приспособить язычество к новым условиям путем объединения главных божеств в пантеон богов во главе с Перуном по типу отношений, сложившихся на Руси между князем и его дружиной, успеха не принесла.
Религией раннефеодального русского государства стало христианство, с которым Русь была знакома уже давно (христиане были Аскольд и Дир, Ольга, другие князья, дружинники, бояре).
Крещению предшествовало обращение к Владимиру византийских императоров — братьев Василия и Константина — с просьбой помочь подавить мятеж военачальников. Владимир согласился при условии, что братья выдадут за него замуж их сестру — принцессу
Анну (внучку Константина VII Багрянородного). Отряд русских воинов выполнил свою миссию, приезд Анны откладывался. Тогда Владимир захватил византийский город в Крыму — Херсонес (Корсунь), добился приезда Анны и брака с ней; принял крещение сам, и около 988–989 гг. новую веру силой вводили на Руси. Христианство распространялось медленно, на окраинах Киевской Руси утвердилось к XIII–XIV вв.
Христианство завоевывало позиции и используя культ старых языческих богов посредством культа святых (Св. Влас — Велес; Илья Мечник — покровитель воинов, Св. Георгий Победоносец — Перун).
Специалисты отмечают, что долго на Руси существовало своеобразное «двоеверие». Массы горожан и крестьян искренне считали себя христианами, но их взгляды на мир оставались полуязыческими.