Три основные работы И.Канта – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Основная тема философии Канта – исследование разума, его устройства и закономерностей функционирования. Ключевой термин философии Канта – чистый разум (т.е. такой, к которому не примешано ничего чувственного). Чистый разум, по Канту, есть цель сам для себя. Практический разум – это чистый разум в действии, или добрая воля. Добрая же воля – это воля, подчиненная моральному закону, только она способна достичь блага - счастья. Отсюда чистый разум – это безусловная возможность доброй воли, возможность морального законодательства.
Согласно этой схеме, разум, будучи целью сам для себя, не может не быть законодателем морального закона, следовательно, подобен механизму, вырабатывающему моральный закон («поступай так, чтобы твой субъективный принцип воления мог стать принципом всеобщего законодательства»).
Философы 20 в. Н.Гартман и М.Шелер совершенно справедливо указали на главный недостаток кантовской философии: «разум в концепции И. Канта подчинен моральному закону так же, как объект природы подчинен природному закону». Однако для Канта именно автономный разум – свободный разум. Но Кант не учитывает тот важный момент, что, называя разум целью самой для себя, он фактически превращает его в совершенное «самоналаженное» устройство по выработке морального закона. Естественно, что свободе при таком подходе не остается места.
Возникает логичный вопрос: если разум не может не формулировать моральный закон, то откуда же злая воля? Согласно Канту, это результат гетерономии разума, то есть когда к разуму примешивается чувственность, поскольку человек, по Канту, является гражданином двух миров – чувственного и умопостигаемого. Главный вопрос, который так и остается нерешенным в контексте кантовской философии звучит следующим образом: если разум – «самоналаженное» устройство, подчиненное моральному закону, то в чем причина «сбоя» разума? «Утечки» блага? «Примеси» чувственности? Ведь чувственность – пассивная способность или несамовластная сила!
В итоге Кант в своем рассуждении о разуме удержал мысль о его высоком предназначении, но вместе с тем упустил из виду отличие самовластной сущности (которая несводима к сумме способностей и энергий) от несамовластной, для которой эта несводимость не характерна. Разум в описании Канта превращен из способности человека, данной ему Богом в свободное распоряжение, в саму разумную сущность. А в случае сводимости сущности к способностям, её составляющим, способности представляют собой своего рода программы, развертка которых суть действия. Тем самым у Канта получилось, что чистый разум – это свернутый практический, а практический – развернутый чистый разум. Свободе в этой схеме действительно нет места.
Философия познания И.Канта
Кант выделяет 2 ствола человеческого познания – чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, а посредством рассудка мыслятся. Следовательно, рассудок – это способность суждения, а любое суждение – это связь понятий. Главным понятием в «Критике чистого разума» является «разум». Разум, являясь системой идей (душа, мир, Бог), руководит познанием. Разум как способность к безусловному (три идеи разума = три понятия о безусловном) дает принципы познания, то есть определяет теоретический интерес и направляет его.
Все научные законы и аксиомы суть синтетическое априорное (не происходящее целиком из опыта) знание, обладающее свойством необходимости и всеобщности. Кант ставит вопрос: каковы возможность, объем и принципы априорного синтетического знания?Ответом на него является вся книга «Критика чистого разума».
Решение поставленной задачи состоит в выделении уровней априорной синтетической деятельности:
1. Пространство как априорная форма чувственности есть удержание в единстве определенного количества ощущений.
2. Время есть последовательное восприятие данного количества ощущений.
3. Посредством воображения производится идентификация ощущений и формулировка понятий.
4. Синтез понятий в суждениях посредством рассудка.
Краткий ответ И.Канта на поставленный выше вопрос:
- вопрос о возможности априорного синтетического знания: познание как априорный синтез возможно только относительно предметов опыта, т.е. явлений. Явления, в отличие от ноуменов, даны чувствам человека, а, следовательно, познаваемы. Ноумены чувствам не даны и как следствие – непознаваемы. Именно разум своими идеями указывает на существование ноуменального мира.
- вопрос об объеме: познание начинается с чувственности, осуществляется рассудком и направляется разумом.
- вопрос о принципах:основной принцип познания – принцип единства всех уровней синтеза (синтетическое единство апперцепций).
Обратим внимание на кантовскую трактовку разума. Как было сказано выше, разум для Канта – это система идей (душа, Бог, мир). Идеи, в свою очередь, это понятии о безусловном, то есть предельные понятия о всей целостности условий познаваемого ряда явлений. Возникает логичный вопрос: как возникли идеи? Как они связаны с реальностью? Кант не дает ответ на этот вопрос. Он указывает на то, что идеи имеют под собой реальность, следовательно, они не произвольны. Эта реальность фиксируется в постулатах практического разума: 1) душа бессмертна; 2) Бог существует; 3)мир укоренен в свободной причине, следовательно, законы природы не противоречат закону свободы.
Но связь идей с реальностью для Канта неясна: «Мы не постигаем теоретически ни душу, ни свободу, ни Бога, а постигаем лишь то, что они существуют, постулирумые моральным законом и ради него». Следовательно, моральный закон, определяя волю, требует для себя этих необходимых условий: бессмертия души, существования Бога и свободной причины мира. Кант рассуждает следующим образом: моральный закон – неоспоримый факт, следовательно, неоспоримы и объективны условия, необходимые для его существования. Автономный (сам себе дающий закон) разум так устроен, что в нем в виде идей эти условия зафиксированы.
Перед нами - чисто неоплатонистический ход мышления: представления об Уме как о мире идей преобразуются в представление о разуме как о «готовой», совершенной, замкнутой на себя системе идей. На самом же деле в основе постижения бессмертия души, существования Бога и свободы лежит Божественное Откровение. Идеи чистого разума и постулаты практического - это продукты веры как устремленности всех сил человеческой души к Богу. Но в философии Канта Бог не назван ни источником человеческого разума, ни его «маяком». Тем самым Кант игнорирует приобщение человека Богу как по сущности, так и по цели движения. Кант рисует картину автономного человеческого разума, который является целью сам для себя, но для функционирования которого всё же необходимы «подпорки»: Бог, бессмертная душа, свобода.
Эта кантовская оговорка о необходимости «подпорок» вскоре (в 19-20 вв.) окажется просто лишней. Идея же автономии человеческого разума будет востребована современной философией. Однако в этот кантовский тезис современная философия внесет существенные корректировки: моральный закон будет назван не необходимой функцией разума как у Канта, а его произвольным продуктом. В этом случае понятие автономии разума трансформируется в понятие свободы, которая при игнорировании представления о Боге-Творце легко отождествляется с произволом. Причина в следующем: сущность человека (его способности) не мыслятся в качестве дарованного Богом инструментария, имеющего определенное предназначение. В итоге точкой отсчета и высшим мерилом своих действий становится сам человек.
Философия Г.В. Гегеля (1770-1831)
План:
1. Стадии развития абсолютной идеи
2. Положительные и отрицательные итоги НКФ. Ошибка Гегеля.
Основные представители немецкой классической философии (НКФ): Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах.