1. Современный фольклор (по материалам экспедиций).
2. Фольклор и литература. См.: А.М. Новикова, Е.А. Александрова. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978.
3. Фольклор и русское искусство.
4. Мифология и фольклор.
5. Культурология и проблемы фольклористики.
6. Проблемы фольклористики: собирание и изучение фольклора в XVIII-XX веках. Выдающиеся фольклористы. Школы и теории в фольклористике.
7. Система жанров устного народного творчества. Поэтика фольклорных жанров. Историческая поэтика.
8. Русский фольклор и проблемы взаимоотношения с фольклором других народов.
9. Проблемы славянского фольклора в русской фольклористике.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРИСТИКИ
1. Жанр комической оперы и традиции устной народной поэзии.
2. Духовно-философская лирика конца XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьев) и проблемы фольклоризма.
3. Фольклор как стилевая доминанта творчества (Н. Кольцова, С. Есенина, крестьянских поэтов, прозаиков XX в. (Белова, Распутина, Шукшина) и др. по выбору студента).
4. Проблемы фольклористики в трудах Д.С. Лихачева.
5. Художественная интерпретация личности И. Грозного (Петра I, С. Разина на выбор студента) в русском фольклоре (предания, легенды, исторические песни) и в художественной и исторической литературах.
6. Фольклоризм творчества писателя (по выбору студента).
7. Народная и литературная баллада: общее и специфическое.
8. Традиции фольклора в авторской песне (на примере одного-двух авторов по выбору студента).
9. Народная песня в творчестве М.А. Шолохова (В.М. Шукшина и др. писателей по выбору студента).
10. Художественная функция фантастики в народной и литературной сказках.
11. Структурно-типологический метод в изучении народной прозы: генезис и перспективы.
12. Народные суеверные рассказы в творчестве писателей XVIII-XIX в. (О. Сомов, И. Тургенев, Д. Григорович, М. Вовчак и др.).
5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩИХ И
СЕМЕСТРОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В текущей контрольной работе студент показывает знание изученного материала, раскрывает специфику фольклора в целом и каждого жанра, владеет навыками анализа фольклорного текста, знает историю фольклористики и особенности теории фольклора. Вопросы для контрольных работ могут быть взяты из перечня вопросов самоподготовки и экзамена. Контрольные работы состоят из заданий такого характера:
1. Проанализируйте текст сказки (былины, песни, пословицы и т.д.).
2. Дайте определение баллады (былины, сказки, песни и т.д.).
3. Дайте характеристику фольклорного сборника (или творческой деятельности собирателя).
4. В чем особенности подхода к фольклору одного из исследователей фольклора (по изученной вами монографии).
5. Например, по теме «Специфика создания и бытования фольклорных произведений» могут быть заданы следующие вопросы:
Контрольная работа №1 по курсу УНТ
Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений
1. В чем своеобразие бытования фольклорного текста?
2. Какие представления древнего человека отразились в народной поэзии?
3. Почему многие фольклорные тексты контаминированы?
4. В чем отличие фольклора от литературы и в чем их сходство?
Семестровая контрольная работа объединяет вопросы из разных разделов курса (по программе), некоторые могут быть и в форме тестовых заданий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА
1. Специфика фольклора.
2. Собирание и изучение фольклора в 17-18 вв.
3. Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора.
4. Фольклор в оценках общественных направлений середины XIX в. (декабристы, революционеры-демократы, славянофилы).
5. Академические школы и теории в русской фольклористике.
6. Собирание и изучение фольклора в XX в.
7. Рассказать об одном из выдающихся фольклористов (Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, А.Н. Веселовский и др.).
8. Своеобразие фольклора русского средневековья (IX-XVII вв.) (раннетрадиционный фольклор Б.П. Кирдан, Т.В. Зуева) (трудовые песни, гадания, заговоры).