Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Осознание своего единства с Богом



Этимология

Термин "индуизм" возник на основе слова "хинду" - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин "аль-хинд" до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли "индусами" жителей северо-западной Индии. Позже слово "индус" стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин "индуизм" появился около 1830 года в результате добавления к слову "Hindu" суффикса "изм" с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость.
Направления В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех индуистских традиций, а многие индуисты вообще не считают, что принадлежат к какой-либо определённой традиции. Учёные, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных направления:

Вайшнавизм

Шиваизм

Шактизм

Смартизм

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его ипостасях. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты поклоняются Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, "Арья-самадж" Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведические огненные жертвоприношения.
Понятие Бога

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах - в форме Кришны как прекрасного юноши или всемогущего правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.
Хотя индуизм часто характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём действительно являются разные божества, многие индуисты считают их лишь различными ипостасями или проявлениями единой духовной сущности. Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивидуума. Согласно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как "Единый и неделимый" и поэтому эти школы называют "монистическими". Согласно школе адвайта-веданты, целью жизни человека является осознание себя как атмана и своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения).

 

Карма и сансара

Карма буквально переводится как "действие", "деятельность" или "работа" и может быть описана как "закон причинно следственной связи". Согласно Упанишадам, сознание человека, читта или четана, представляет собой тонко-материальный орган, который с помощью праны отражает сознание души (дживы или атмана). Читта - это совокупность манаса (подсознательного ума), аханкары (эго, системы представлений о себе) и буддхи (сознательного ума, воспринимающей способности). Прана - это посредник между дживой и читтой, которая является первым и самым тонким материальным элементом. Описывается, что джива, насыщающая прану сознанием, находится в районе физического сердца человека. Читта - это хранилище материального опыта индивидуума с огромным количеством самскар (впечатлений, отпечатков) от любых действий, которые он совершает, как на физическом, так и на умственном уровне. Накопленная в нём информация выступает как призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Всё, что он видит, он сравнивает со своим прошлым опытом, таким образом воспринимая реальность в искажённом виде. Самскары сохраняются и переносятся из жизни в жизнь в сознании индивидуума. В каждой жизни, самскары формируют единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму. Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы. Круговорот "деятельности, последствий деятельности, рождения, смерти, и рождения заново" называется самсарой. Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В "Бхагавад-гите" утверждается:

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Мир самсары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения бренного материального тела. Освобождение из мира самсары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение.

 

Понятия рая и ада

 

Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Душа, попавшая в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволена оттуда посредством жертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться её детьми и внуками в последнем её воплощении. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самосознания.

Цели человека.

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи:
1. Артха - материальное благосостояние и успех
2. Кама - чувственные наслаждения
3. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний
4. Мокша - освобождение из самсары

Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме - правильному поведению; и мокше - освобождению от цикла нескончаемых перерождений.

Дхарма (путь). Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее - как одушевленная природа, так и неодушевленная - с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота - это желтый цвет и блеск, дхарма тигра - его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов - разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам большей (например, касты).

По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится: "Лучше исполнить собственный долг [дхарму], пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять чужой долг".

Мокша (освобождение). Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей "философского индуизма" рассматривает будущее в контексте мокши - полного освобождения души от череды перевоплощений.


Понятие Мокши различными направлениями индуизма понимается по разному:

Осознание своего единства с Богом

Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель

Достижения чистой любви к Богу

Осознание единства всего бытия

Осознание своего истинного "Я"

Достижение совершенного умиротворения

Полная свобода от материальных желаний

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из самсары, таким образом прекращая цикл перевоплощений. Адвайта-веданта утверждает, что после достижения освобождения (мокши), атман прекращает своё существование как индивидуальность и сливается с безличным Брахманом преобретая тем самым качества личности.
В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них.
Путь деяний (карма-марга) есть самый простой, он ближе всего к доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного "Я" и к единению с Брахманом.

Путь любви (бхакти-марга) приводит к спасению через безграничную преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну или Брахма. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане.
Путь знания (джняна-марга) - самый утонченный и трудный путь к спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной - единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.
Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на освобождении (мокше). Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.
Священные писания

Как уже говорилось Санатана Дхарма или по современному Индуизм основана на авторитете священных писаний носящих название Веды. Эти древние тексты датируются примерно 3-им тысячелетием до н.э. и признаются древнейшими среди всех известных писаний. Считается, что Веды были подарены Богами святым мудрецам (риши) в виде мыслеформы. Мудрецы были настолько развитыми, что запоминали тексты на всю жизнь лишь единажды услышав их. Поэтому на протяжении многих веков Веды не записывались а передавались из уст в уста в стихотворной форме. Лишь с наступлением Тёмной эпохи (Кали Юги) - века нравственного и умственного падения человечества, Веды стали записывать на жреческом языке санскрите.
Считается, что в Ведической литературе содержатся знания буквально по всем областям знания. В самих Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним - простая пригоршня грязи. И действительно здесь можно найти информацию о медицине, музыке, архитектуре, искусстве, различных ремёслах, политике, социологии, психологии, истории, астрономии, астрологии, о смысле жизни, о Богах и обращениях к Ним.
По своему содержанию все тексты можно разделить на семь групп.

Первая группа - Веды ("Знание") Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.
Вторая группа священных книг - Брахманы ("отражение воли Брахмы"). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.
Третья группа - Араньяки ("Лесные книги"). Несколько десятков книг-томов, содержащие правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.
Четвертая группа - Упанишады ("Тайное учение"). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: "рядом"(упа) и "внизу"(ни) "сидящим" (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.
Пятая группа - Пураны ("Древние предания"). Это несколько десятков книг. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме. По содержанию это рассказы о богах, космосе и вселенной.
Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием "Махабхарата" ("Великие бхараты"; бхараты - это название народа в Индии). Книга повествует о Великой битве бхаратов - двух кланов могущественных воинов. В поэме около 100 тысяч двустиший. "Махабхарата" делится на 18 частей, которые тоже называют "книгами". Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.
Седьмая группа - это также одна книга- поэма но уже в семи частях. Её называют "Рамаяна" ("Сказание о Раме"). "Рамаяна" состоит из 24-х тысяч двустиший, повествующих о сражение Рамы - воплощения Бога Вишну с предводителем демонов Раваной.

Все тексты традиционно делятся на несколько групп по типу и назначению.
Познакомиться с классификацией и самими текстами можно в разделе Веды.

 

 

Йога

Слово "йога" происходит от санскритского корня "юдж" и обозначает: "связывать", "соединять", "направлять", "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять". Основная цель йоги - соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским Духом (Параматмой).

По легенде Йога была дана миру Богом Шивой. Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности. Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги. По легенде Шива медитировал на горе Кайлаш и был полностью отрешен от внешнего мира. Парвати - дочь гор - влюбилась в прекрасного аскета. Пытаясь обратить на себя его внимание, она одевалась в красивые одежды, украшала себя драгоценностями и цветами, использовала возбуждающие ароматы, но Шива был сосредоточен на своей практике. Тогда она сняла изысканные наряды, облачилась в скромное сари и начала медитировать на него. Только после этого Шива почувствовал ее присутствие, ответил взаимностью на ее чувства, стал мужем и Учителем. Их беседы описаны в древних индийских текстах - Агамах и Нигамах.
Йога была систематизирована древним мудрецом Патанджали. Считается, что он жил в 1-ом тысячелетии до нашей эры и написал фундаментальные труды по грамматике санскрита, аюрведе и йоге. Патанджали в форме сутр - кратких изречений - записал основные положения йоги, которые в свою очередь до этого передавались от поколения к поколению в устной форме. Его труд носит название "Йога Сутры".


Система йоги, изложенная Патанджали носит название Аштанга Йоги (ашта - восемь, анга - часть) и состоит из 8 последовательных частей:

1. Яма - общие нравственные требования необходимые практекующему йогу.
2. Нияма - кодекс личного поведения на основе самодисциплины.
3. Асана - практика пребывания в позах для достижения физического совершенства.
4. Пранаяма - искусство управления жизненной энергией (праной), как частность - контроль дыхания.
5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.
6. Дхарана -концентрация внимания.
7. Дхьяна - искусство сосредоточенного размышления (медитация).
8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда практикующий (садхака) сливается с объектом медитации Параматмой или Вселенским Духом.
Философские школы индуизма.

Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы - локаята и адживика. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли одна другую. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста - сутры.


Санкхья ("число, исчисление, размышление") была весьма популярна в древности, к XV веку ее традиция практически прекратилась. Школа разрабатывала систему онтологического дуализма и выделяла два вечных начала: единую и изменчивую природу-пракрити - основу мира и вечные неизменные духовные сущности- пуруши, которые воплощаются в живых существах. При нарушении равновесия трех сил-гун, пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего-таттв. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения и способы правильного познания. Санкхья была теоретическим фундаментом йоги - другой ортодоксальной даршаны, которая разработала восемь стадий пути, ведущих к духовному освобождению. Особенно большой глубины она достигла в трактовке психологических категорий.
Ньяя ("способ, метод, рассуждение") занималась в основном методологией мышления, которое позже развилось в логику. В системе традиционного индуистского образования ньяя считается одним из важнейших предметов, наряду с грамматикой. Главным предметом рассмотрения школы вайшешика (от вишеша "особенное") была реалистическая онтология, то есть учение о бытии. В нем выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. Детально разработана также атомистическая теория материи. Общий теоретически фундамент и сходство в теории познания привели к слиянию этих двух школ (синкретическая ньяя-вайшешика).
Миманса ("исследование")сложилась на гребне брахманизма и явилась его философским осмыслением. Эта школа сыграла особую роль в истории индуизма, так как она смогла предложить целостную трактовку всего колоссального объема ведийских ритуалов, уделяя главное внимание при этом вопросам философии языка.
Веданта ("завершение вед")- одна из самых популярных даршан возводила свое учение непосредственно к упанишадам. Она представлена несколькими направлениями: адвайта (недвойственная) веданта, вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и др. Ее главные темы - соотношение абсолюта и мира, абсолюта и человека и пути достижения мокши - освобождения от тягот бытия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.