1. Вводная часть:
Может быть общей - А сейчас мы находимся в настоящей космической лаборатории! Подобная лаборатория находится на МКС. Кстати, что такое МКС? В лаборатории на МКС проводят очень важные опыты и исследования, например изучают влияние невесомости на растения, животных, проводят медицинские эксперименты. В нашей лаборатории мы решаем не менее захватывающие задачи. Сегодня, например, нам предстоит….. (Озвучиваем одну из тем). Но для начала познакомимся с техникой безопасности в лаборатории.
Наставник знакомит детей с темой занятия. Введение в тему происходит с помощью доведения до детей информации с помощью наглядных материалов, картинок по теме. (10 минут)
Тема 1. Исследуем вакуум + геология
1 м.
2.
Теоретическая часть:
Сегодня речь пойдем об атмосфере Земли и об атмосфере на других планетах.
Но для начала нам нужно разобраться с вами, что же такое атмосфера???
Дети дают варианты. Если совсем маленькие – спрашиваем про воздух.
Вы правы, атмосфера – это газовая оболочка, что окружает поверхность нашей планеты и вращается вместе с ней. А из чего она состоит? Какая она? Мы ее видим? Есть ли у нее масса (сколько она весит или невесома?).
Конечно же у воздуха есть масса, и он всей этой массой давит на каждого из нас, на все объекты на Земле. (1 кг на 1 см2) – именно отсюда и возник термин атмосферное давление или давление воздуха.
И я вам могу доказать, что воздух действительно имеет массу и давит на все объекты. Хотите это увидеть?
10 м.
(11м.)
3.
1. Практическая часть:
Опыт с атмосферным давлением «Есть ли масса у воздуха?»
Опыт 1. Опыт с монеткой.
1. Берем плоскую тарелку, наливаем немного воды, чтобы хватило покрыть монетку.
2. спрашиваем, можно ли достать монетку с помощью атмосферного давления?
3. берем или свечку или пробку со спичками-она эффектнее, поджигаем в центре тарелки
4. накрываем пустым сухим стаканом/банкой
4. свеча/спички постепенно тухнут, вода засасывается под сосуд, монетку можно забирать со дна.
Обоснование: Воздух внутри стакана сначала нагрелся и расширился, давление увеличилось, воздух частично вышел из стакана.
Затем, нагретый воздух, охладившись, уменьшился в объеме.
Давление воздуха значительно понизилось, и наружное атмосферное давление вогнало в стакан воду.
Еще раз объясняем детям, что произошло.
Вторая часть:
Теперь поговорим об атмосфере на других планетах. Как вы думаете, есть ли атмосфера на планетах Солнечной системы и какая она? Раздать карточки с изображением планет. Пусть внимательно рассмотрят их, попробуют найти облака. На Марс нужны 2 карточки – 1 – обычная, 2 -фото Марса во время пылевых бурь (он приобретает желтоватый оттенок и не видно рельеф)
Рассуждаем с детьми, рассказываем вкратце!!! про атмосферу на Марсе (СО2), Венере (СО2), планетах-гигантах (Юпитер, Сатурн – водород, гелий, Уран и Нептун – синие из-за метана)
Как вы думаете, если мы вдруг примарсимся, то есть приземлимся на Марсе и устроим пикник - сможем ли мы пожарить там шашлык?
Слушаем варианты.
А давайте проверим!
Опыт 2. Воссоздаём атмосферу Марса и тушим ею свечку (СО2).
0. Разжигаем ряд из 3 свечек.
Можем ли мы потушить свечки пустой бутылкой? Пытаемся их потушить.
1. Берем ту самую прозрачную пластиковую бутылку, вставляем туда воронку и на дно насыпаем несколько ложечек соды
2. Добавляем туда крепкий раствор лимонной кислоты (заранее сделать), зажимаем пальцем горлышко
3. Все бурлит и шипит, теперь пытаемся «вылить углекислый газ»
Из бутылки. Он тяжелее воздуха, легко тушит свечки. Объясняем, что на Марсе с нашей спичкой произошло бы то же самое, точнее она и вовсе не зажглась бы. (Кислорода-то в атмосфере нет)
О:
Опыт 1
1- тарелка плоская,
2-вода,
3-свечка или пробка со спичками,
4-стакан или банка,
5- монетка
6-тряпочка.
7. сосуд для сливания воды и потухших спичек
Опыт 2.
1. бутылка пластиковая прозрачная
2- тряпочка
3- лимонная кислота
4-сода
5-воронка
6-3 свечки
10 м.
(21 м.)
4.
Игровая часть: Знакомимся с профессией космического геолога или планетолога.
Как вы думаете, что изучает наука геология и чем занимаются геологи? Геологи - специалисты, изучающие строение и состав нашей планеты. Название профессии имеет греческие корни и составлено из двух слов - Гея — Земля, изучать — ведать; ведающий о Земле. Однако совсем недавно появилась новая, необычная профессия – космический геолог или планетолог. Её-то и предстоит нам сейчас освоить. Что изучают космические геологи или планетологи по вашему мнению?
Каково строение планет Марс, Венера, Меркурий, спутников Луна, Европа, Фобос, Ио и чем оно отличается от строения Земли? Из каких минералов сложена кора других планет? Есть ли подобные минералы и породы на Земле? Почему Марс красный, а Венера белого цвета? На эти и другие вопросы ищут ответы космические геологи.
В этой части космической лаборатории каждый из новоиспеченных планетологов исследует пробы грунта с разных планет и спутников.
Мы находимся в геологической лаборатории - здесь в стерильных условиях исследуются доставленные на базу геологические образцы. Детям будут розданы одноразовые перчатки (как для покраски волос). В данной лаборатории будут прозрачные коробочки, которые надо будет открыть – и там образцы грунта с разных планет (интересные волшебные камни). На каждой коробочке будет написано – с какой планеты. Всего 4 пары – т.е. одновременно может участвовать 4 ребенка. Коробочек должно быть больше.(10 штук) чтобы все могли попробовать. Пробы будут с Луны, Марса, Венеры, Меркурия, спутников Европа и Фобос, неизвестной планеты с созвездия Лебедя, похожей на Землю.
Материалы для геологической лаборатории – сама геологическая лаборатория, образцы минералов 3 набора, плюс стеклярусы, коробочки пластиковые из Икея, одноразовые перчатки
Дети по очереди (по 4 человека) достают камни из коробочек (каждая с названием планеты, откуда материалы и образцы). В это время наставник рассказывает короткую информацию о каждой планете, спутнике(10 минут)
Марс: Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа. То есть поверхность Марса буквально проржавела. Основная составляющая почвы — кремнезём (20—25 %), содержащий примесь гидратов оксидов железа (до 15 %), придающих почве красноватый цвет. Имеются значительные примеси соединений серы, кальция, алюминия, магния, натрия
Луна: поверхностный лунный грунт и пыль называется реголит. Интересны лунные Анортозиты - легкие камни, похожие на земные, которые формируют древнюю горную местность (материки). Они резко отличаются от земных анортозитов - составом, полным отсутствием водных минералов и, главное - радиологическим возрастом: лунные анортозиты образовались 3.7 - 4.0 миллиарда лет назад, а самые старые земные - лишь 2.6 миллиарда. Подобных пород ранее не встречали ни на Земле, ни в метеоритах: возможно, они в Солнечной системе совершенно уникальны!
Про минералы дополнить
Заключительная часть:По итогам лабораторных опытов наставник выясняет у детей с помощью наводящих вопросов – какие знания они получили, что осталось не понятным.
Ставит печати в дипломы и раздает фишки отличившимся детям (всем детям).