Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств
1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств,
в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние
и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
2. Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
- вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского
учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется
на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение
финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных
лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков
с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые
результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования
(фондов).
Комментарий к статье 12
Порядок проведения инвентаризации подробно установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49, в соответствии с которыми инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском Учете
(находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально
ответственному лицу.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в
соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения
драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и
организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа
1992 г. N 67, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей
государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных
металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при
Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. N 326.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия
имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского
учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень
имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются
руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая
инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации
имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных
комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии
(приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением
приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации
организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры,
экономисты, техники и т. д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы
внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном
участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств
вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помароки и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают
в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях,
записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения
(штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания
неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии
и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних
страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен,
таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку,
подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии
к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества
на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально
ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а
сдавший - в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или
полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной
документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности
проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности
проведения инвентаризаций.