Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии компетентности (по И.Я. Зимней)

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Cовременный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников.

Словарь русского языка определяет компетентность как «свойство по значению прилагательного компетентный…; компетентный: обладающий основными знаниями в какой-либо области; знающий.., обладающий компетенцией, правомочный» (126, с.278).

В кратком словаре иностранных слов понятие компетенция раскрывается как «круг полномочий какого- либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познанием, опытом».

Суть понятия «компетентность» может быть описана какхарактеристика личности (свойство, качество личности, компонент личности, как целостное образование в структуре личности (целостно- личностное образование, система свойств личности, система свойств регуляции, как некое состояние, возникающее вследствие овладения знаниями, опытом, навыками, умениями (подготовленность, ориентированность, осведомленность, правомочность, эффективность, иногда просто отождествляется со знанием и опытом. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество»

Критерии компетентности (по И.Я. Зимней)

Компоненты компетентности Критерии оценки
1.Готовность Специфичные черты, моторика, особенности приема и переработки информации, познавательные способности, типологические особенности, характерные черты, особенности пола (выраженность женских и мужских черт в характере и др., …соотнесенные с установкой личности
2. Знания Наличие представлений относительно компетентности, наличие стереотипов, знаний, приоритеты познания в связи с компетентностью
3. Опыт Реализация близких к компетентным или непосредственно компетентных задач, функций в прошлом
4. Отношение Сформировавшееся отношение к себе и другим в связи с реализацией компетентности или связанной с компетентностью деятельности
5. Регуляция Способность к регуляции побуждений к действиям в связи с компетентностью…, настойчивость, решительность, выдержка, готовность к преодолению препятствий на пути к цели, связанной с реализацией комптентности.

О чертах личности руководителя, способствующих успеху его деятельности вообще, написано много. Гораздо меньше написано об успешности его в частности. А именно, о связи отдельных личностных черт с различными критериями эффективности руководящей работы. Мы ставим вопрос следующим образом: какие личностные особенности влияют на основные аспекты деятельности руководителя?

Деятельность руководителя можно условно разбить на 4 аспекта (сферы компетенций):

l Лидерские компетенции (например, умение вдохновлять, мотивировать, вести за собой людей, делегировать полномочия, принимать решения, распределять ресурсы).

l Специальные, или технические компетенции (например, способности к анализу и решению проблем, навыки переработки информации).

l Компетенции межличностного взаимодействия (например, способность строить отношения с людьми, работать в команде, взаимодействовать с людьми, оказывать на них влияние).

l Компетенции саморегуляции (например, надежность, гибкость, честность, устойчивость к стрессу).

Очевидно, что для разных руководящих должностей каждая из перечисленных сфер компетенций имеет разное относительное значение. Например, для коммерческого директора по сравнению с финансовым - относительно больший вес могут иметь межличностные компетенции, для директора по производству на первый план может выступать сфера технических компетенций, для генерального директора – лидерские компетенции. Относительная важность отдельных компетенций и их групп, конечно, не задается автоматически названием должности. Все зависит от особенностей компании и содержания должностных обязанностей. Только модель компетенций, разработанная для определенной должности, дает нам информацию о том, какие группы компетенций имеют наибольшее значение для данной профессиональной деятельности.

Имея на руках модель компетенций и располагая данными о связи личностных особенностей с основными сферами компетенций, специалист по управлению персоналом сможет грамотно и научно обоснованно построить систему подбора руководителей на основе данных личностного тестирования. В первую очередь должны приниматься во внимание наиболее важные для данной деятельности черты личности. В реферируемой работе использовалось две классификации личностных черт. Одна из них представляет собой перечень желательных, положительных качеств, иначе говоря, тех, которые в общем и целом способствуют успеху профессиональной деятельности руководителя. Другая классификация – содержит описание нежелательных, «вредных» личностных черт, тех, которые оказывают негативное влияние на руководящую деятельность.

Начнем с описания позитивных черт. Всего их 7:

1. Адаптивность – устойчивость перед лицом напряжения и стресса в противоположность склонности унывать, падать духом и заниматься самокритикой. Соответствует эмоциональной стабильности в личностной модели Большой пятерки (см. описание качеств Большой пятерке здесь).

2. Амбициозность – отражает наличие стремления личности к обретению статуса и достижению желаемых результатов деятельности. Соответствует экстраверсии в Большой пятерке.

3. Социабельность – отражает наличие потребности в общении с другими людьми. Соответствует экстраверсии Большой пятерке.

4. Межличностная сензитивность – отражает степень чувствительности, восприимчивости, тактичности по отношению к другим людям. Соответствует доброжелательности в Большой пятерке.

5. Благоразумие, рассудительность – степень добросовестности, осмотрительности, расчетливости, способности контролировать свое поведение. Соответствует добросовестности в Большой пятерке.

6. Любознательность, любопытство – отражает уровень развития воображения, склонности к приключениям, получению новых впечатлений, наличие аналитических способностей. Соответствует открытости опыту в Большой пятерке.

7. Познавательная активность – отражает то, насколько человек испытывает удовольствие в процессе обучения и ценит процесс приобретения знаний сам по себе. Соответствует открытости опыту в Большой пятерке.

Теперь посмотрим, какие из этих семи качеств в наибольшей степени влияют на каждый из 4 аспектов управленческой деятельности.

Таблица 1. «Положительные» черты личности и их связь с эффективностью деятельности

Черты личности, положительно влияющие на соответствующий аспект деятельности в порядке убывающей значимости Аспекты управленческой деятельности
Адаптивность Амбициозность Межличностная сензитивность Благоразумие, рассудительность Лидерские компетенции
Познавательная активность Благоразумие, рассудительность Любознательность, любопытство Специальные, или технические компетенции
Межличностная сензитивность Адаптивность Социабельность Компетенции межличностного взаимодействия
Адаптивность Амбициозность Благоразумие, рассудительность Компетенции саморегуляции

Итак, например, эффективность межличностного взаимодействия, как показывают данные исследований, зависит в основном от межличностной сензитивности, адаптивности и социабельности. Влияние остальных четырех личностных черт минимально.

Теперь обратимся к чертам, отрицательно влияющим на деятельность руководителя. Всего их 11:

1. Чрезмерная возбудимость. Первоначально проявляет восторженность людьми или проектами и легко впадает в разочарование, если что-то идет не так хорошо, как он ожидал. В результате проявляет недостаток настойчивости и упорства.

2. Недоверчивость. Будучи социально проницательным, недоверчивым и подозрительным, чрезмерно чувствителен к критике. В результате недостаточно доверяет людям, не может на них положиться.

3. Осторожность. Характеризуется наличием чрезмерных опасений, касающихся возможности совершить ошибку или быть подвергнутым критике. В результате сопротивляется изменениям и возможности испытать случай, т.е. пойти на риск, попробовать что-то новое.

4. Замкнутость. Хочет казаться жестким, отстраненным, беспристрастным, обособленным, недоступным и как следствие этого испытывает трудности в налаживании контактов, в коммуникации, общении с людьми.

5. Медлительность. Неторопливый, размеренный, делающий все вразвалочку. Хочет быть независимым, игнорирует просьбы окружающих и приходит в раздражение, если окружающие настаивают на своем. В результате проявляет себя упрямым, неподатливым, откладывающим «все на потом», склонным к проволочкам и не расположенным к взаимодействию.

1. Самоуверенность. Нагловатый, надутый, напыщенный, преисполненный чувства собственной значимости и всезнайства. Как результат не способен признавать свои ошибки и ценить чужие заслуги.

2. Манипулятивность. Стремится быть обаятельным и располагать к себе, но проявляет склонность к манипулированию другими людьми. Заискивающий и льстивый. Как результат у людей такого типа возникают проблемы поддержания отношений с другими, кроме этого, они с трудом извлекают уроки из собственного опыта.

3. Демонстративность. Стремится быть выразительным, ярким, обаятельным, ищет внимания со стороны окружающих. В результате воспринимается чрезмерно озабоченным тем, чтобы быть замеченным. Недостаточно сосредоточен и собран.

4. Витиеватость, вычурность. Стремится думать и действовать в оригинальной и даже эксцентричной манере. В результате выглядит творческой личностью, но обладает недостаточно зрелыми и здравыми суждениями.

5. Кропотливость. Дотошный, заботится о том, чтобы быть добросовестным, тщательным. Такому трудно угодить. В результате ограничивает активность и инициативу сотрудников.

6. Внешняя податливость. Стремится быть отзывчивым, сговорчивым и склонным к взаимопомощи. В результате внешне может быть милым и доброжелательным, но по существу неохотно оказывает поддержку подчиненным и коллегам.

 

Таблица 2. «Отрицательные» черты личности и их связи с эффективностью деятельности

Черты личности, отрицательно влияющие на соответствующий аспект деятельности в порядке убывающей значимости Аспекты управленческой деятельности
Витиеватость Манипулятивность Самоуверенность Чрезмерная возбудимость Недоверчивость Осторожность Лидерские компетенции
Витиеватость Недоверчивость Специальные, или технические компетенции
Самоуверенность Осторожность Витиеватость Замкнутость Манипулятивность Компетенции межличностного взаимодействия
Медлительность Осторожность Чрезмерная возбудимость Витиеватость Компетенции саморегуляции

материал подготовлен специалистами компании «Антропос-консалтинг» по статье:

Foster, J., Hogan J. (2006). Profile Analyses of Personality-Leadership Performance Relations. Paper presented in M. Ingerick & L. M. Hough (symposium chairs) “What Makes a ‘Great’ Leader? Refining the Personality-Leadership Relationship.” 21stAnnual Conference of Society for Industrial and Organizational Psychology, May 2006, Dallas, Texas.

При цитировании данного материала ссылка на «Антропос-консалтинг» и сайт www.antropos.ru обязательны

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.