Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава XV. Обряды и церемонии 6 страница



епископ считает себя вправе произносить приговоры результатам научных исследований, методы и значение которых находятся вне пределов как его знаний, так и умственных способностей. С другой стороны, разум, подавляемый догматами, мстит за себя в другом месте, а иногда и в области самой религии, в теологии, где он все более и более берет верх над аргументами традиционных верований, подобно тому как мажордом занимает место номинального монарха. В еще более отдаленных от нашей условной линии областях мысли мистический авторитет просто свергнут и изгнан, и престол чистого разума утвержден без всякого сопротивления; чувства и воображение, в еще недалекие времена безраздельно связанные с религиозными верованиями, обращаются к философии и положительной нравственности, которая сама должна управлять человеческими действиями.
Таково бесконечное разнообразие мнений среди образованных граждан одной цивилизованной страны в нашем веке, которому почти нет равного по успехам положительных знаний и энергичному поиску истины как руководящего начала жизни. Среди причин, обусловивших столь запутанное состояние общественной мысли в отношении религии, есть одна, и весьма серьезная, о которой следует здесь упомянуть. Она состоит в одностороннем применении исторического метода исследования к религиозным доктринам и совершенном пренебрежении к этнографическому методу, который способен открыть историческому методу путь к более отдаленным первобытным областям мысли. Рассматривая каждое учение отдельно и независимо от других, решая вопрос о его истинности или ложности в абстрактном смысле, теологи закрывают глаза на известные истории факты, например на то, что один фазис религиозных верований есть продукт другого, что во все времена религия включала в себя идеи, выражавшие ее более или менее трансцендентальные представления в виде других догм, которые склонны видоизменяться в ходе развития сознания. При этом старые формулы или сохраняют прежнюю силу, изменяясь в своем значении, или же замещаются другими.
Многочисленные подтверждения этого принципа мы находим в христианстве. Достаточно сравнить взгляды образованных людей в Риме в V в. со взглядами жителей Лондона XIX в. на природу и деятельность души, духа и пр., чтобы убедиться, как изменились религиозные представления даже в среде людей, являющихся представителями одного и того же религиозного направления. Изучение этнографии в связи с религией подтверждает теорию постепенного развития религиозных идей и обрядов.
В книге предложены некоторые гипотезы относительно того, в каком порядке различные стадии религиозных учений и обрядов следовали друг за другом в истории религии. Но насколько эти гипотезы верны, мне кажется вопросом второстепенным. Важнее то, что этнографический метод в религиоведении признает необходимость сравнения различных религий на всех стадиях развития культуры, так как значительную часть учений и обрядов нельзя рассматривать как продукт отдельных религиозных систем. Они представляют собой более или менее видоизмененные вариации того, что возникло в рамках прежних верований. Исследователь религии, которому приходится иметь дело с отдельными элементами веры и форм поклонения, должен отыскать их место в общей схеме религии. Если окажется, что рассматриваемые учения или обряды перешли от более ран-

ней к позднейшей стадии религиозной мысли, тогда, как и при анализе любого элемента культуры, нужно указать их место в процессе развития. При этом возникают вопросы, представляют ли они продукт более ранних верований, но настолько здравый, чтобы иметь право удержаться в позднейших? Произошли ли они от более примитивных первоначальных верований и были изменены лишь настолько, чтобы соответствовать более развитым взглядам? Являются ли они пережитками низших стадий мысли, сохранившими свой авторитет в высших не из-за присущей им истины, а в силу преданий старины? Уже одна постановка таких вопросов вызывает целый ряд мыслей, которыми людям, дорожащим правдой, стоит заняться хотя бы потому, что они ведут к выявлению высшей степени истины, доступной для нашего века. При изучении религии, которое обещает, по-видимому, сделаться на многие годы одним из главных предметов, занимающих современную мысль, не следует делать решительных выводов, основываясь лишь на мнениях теологов, философов, биологов или естествоиспытателей. Необходимо выслушать также этнографов и историков, которые могут указать на историческое положение каждого воззрения и обряда, причем их исследования прошлого должны простираться до самых глубоких слоев жизни дикарей, так как едва ли существовало такое первобытное состояние человеческой мысли, которое не имело бы отношения к нашим идеям или связь которого с нашей собственной жизнью была бы окончательно порвана.
Мы должны считать большим счастьем, что нам выпало жить в один из тех богатых событиями периодов умственной и нравственной истории человечества, когда недоступные в прошлом исследования открыты для нас. Долго ли продолжатся эти счастливые дни - неизвестно. Можно ожидать, что успехи науки и широкое распространение научного метода, с его неопровержимыми доказательствами и непрерывным открытием новых фактов, более успешно, чем до сих пор, продвинет мир по пути прогресса. Но если истории суждено повторяться, то нас ждут темные и неподвижные века, когда на владение истиной будут претендовать лишь комментаторы и приверженцы предания, века, когда великие мыслители нашего времени будут приводиться в качестве авторитетов людьми, рабски применяющими их методы для новых доказательств высших целей. В том и в другом случае на нас, для которых дорог успех цивилизации, лежит обязанность воспользоваться настоящими благоприятными обстоятельствами для того, чтобы прогресс, если ему суждено остановиться в будущем, мог бы по крайней мере остановиться на более высокой ступени. Для поборников всего здравого и преобразователей всего ложного в современной культуре этнография может быть полезной вдвойне. Она запечатлевает в человеческих умах идею прогрессивного развития, которая, не уменьшая их уважения к предкам, побуждает их продолжать дело прошлых веков с еще большей энергией, чтобы масса света в мире увеличилась и там, где некогда на ощупь блуждали толпы варваров, культурные люди смогли идти вперед, ясно видя путь перед собою. Более трудная задача этнографии состоит в распознавании остатков древней культуры, обратившихся во вредные суеверия, и в произнесении им смертного приговора. Но и это, хотя и менее возвышенное дело необходимо для блага человечества. Таким образом, одновременно способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему, наука о культуре является наукой преимущественно преобразующей.

Примечания

1 В настоящее время отождествление культуры и цивилизации встречается только в обыденном словоупотреблении (ср. «культурный человек» и «цивилизованный человек»). В научном словоупотреблении это существенно различные термины. Культура (от лат. cultura - возделывание) - способ и результат всей человеческой деятельности, в отличие от того, что уже существует в природе; цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - эпоха классовых обществ, в отличие от обществ доклассовых, или уровень их культуры, или тип, разновидность их культуры (ср. античная, европейская, христианская и т. п. цивилизация). В то же время и теперь в научной литературе встречается восходящее к Гегелю понимание цивилизации как материально-технической базы духовной культуры, причем не обязательно культуры классового общества (например, неолитическая цивилизация).

2 Трансцендентальный (от лат. transcendo - выхожу за пределы) - в средневековой схоластической философии обозначение наиболее универсальных, высших определений бытия; по Канту, придавшему термину новое значение, - априорных условий всякого научного опыта.

3 Имеются в виду такие наименее исследованные в средние века области Северной Евразии, как Сибирь и Европейский Север.

4 Одно из положений католического катехизиса: «То, во что веруют всюду, всегда и все, и есть воистину правоверно».

5 Ордалии, суд божий (от позднелат. ordalium - суд) - распространенные в предклассовом и раннеклассовом обществе судебные испытания огнем, водой, ядом, поединком тяжущихся и т. п" во время которых, как считалось, высшие силы обнаруживают виновного.

6 Здесь используется предложенная в XVIII и получившая распространение в XIX в. трехчленная периодизация исторического процесса с выделением в нем стадий дикости (присваивающее хозяйство, незнакомство с собственностью), варварства (возникновение производящего хозяйства и собственности) и цивилизации (развитие производящего хозяйства и законодательное закрепление собст-

венности). Эта периодизация была упорядочена выдающимся американским ученым Л. Г. Морганом и воспроизведена Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», однако в современной науке она почти вышла из употребления.

7 Уподобление дикарей детям и утверждение, что они уступают по уму и способностям цивилизованным людям, упрощенны и даже ошибочны. В своих областях жизни отсталые племена проявляют не меньшие способности, чем развитые народы в своих, а дети из таких племен, если они получают современное образование, в принципе не уступают в своих успехах другим детям.

8 При всех сделанных здесь оговорках «теория развития, которая отдает должное как движению вперед, так и упадку» отражает недостаточность фактических данных и низкий, полубогословский уровень их интерпретации во времена Тайлора. Известные этнографии случаи культурной деградации племен и народов - только исключения из общего правила прогрессивного развития человечества.

9 Имеются в виду фараоны - строители крупнейших пирамид, правление которых относится к периоду, называемому теперь периодом Древнего царства.

10 Баптистерий (греч. baptisterion - купель) - помещение для обряда крещения, крещальня.

11 Террамары (от итал. terra-земля и mama-мергель)-археологическая культура бронзового века в Северной Италии. Укрепленные поселения, иногда на сваях, погребения в урнах.

12 Мегалиты (от греч. megas - большой и lithos - камень.) - постройки из огромных каменных глыб 3-2 тысячелетия до н. э. по-видимому, главным образом культового назначения. Впервые изучены в кельтских областях Западной Европы; поэтому отдельные виды мегалитов названы кельтскими словами «менгир» (отдельно стоящий каменный столб), «дольмен» (столоподобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу) и т. д.

13 Кельт (совпадение с названием народа кельтов случайно) - древний вид топора с коленчатой рукоятью.

14 Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - общее название учений, якобы владеющих способами общения со сверхъестественными силами и доступных только избранным, посвященным. Наиболее известны такие виды оккультизма, как спиритизм, теософия, антропософия.

15 Манихеи - последователи религиозного учения, основанного в III в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси. Катары (от греч. katharos - чистый) - приверженцы ереси XI-XIII вв., распространившейся в Западной Европе преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство. Их вероучение легло в основу ереси альбигойцев - участников еретического движения в Южной Франции в XII-XIII вв., которые выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. Альбигойцы были осуждены Вселенским собором 1215 г. и разгромлены в Альбигойских войнах. Богомилы - участники еретического антифеодального движения на Балканах в X-XIV вв. (затем, до XVII в., секта). Религиозно-философское учение богомилов близко к павликианам и оказало влияние на катаров и альбигойцев. Павликиане (от имени апостола Павла) - приверженцы еретического антифеодального движения в христианстве, возникшего на востоке Византий-

ской империи в VII в. Религиозно-философское учение павликиан основывалось на дуализме. В IX в. они создали в Малой Азии свое государство, разгромленное византийскими войсками в 878 г.; большая часть их бежала в Армению. Догматика павликиан оказала влияние на богомильство. Моравские братья, чешские братья - религиозная секта в Чехии, основанная в середине XV в. последователями П. Хельчицкого. Отрицали государство, сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы. После поражения Чешского восстания 1618-1620 гг. разгромлены.

16 Кувада (от франц. couvade - высиживание яиц) - обычай демонстрации отцом своей причастности к рождению ребенка, возникший, по наиболее обоснованному мнению, в эпоху перехода от материнского к отцовскому счету родства.

17 В древнегреческом мифе Сфинкс - чудовище с головой женщины, туловищем льва и с огромными крыльями - поселился возле города Фив и требовал все новых человеческих жертв, пока кто-нибудь не разгадает его загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Загадку разгадал Эдип, ставший царем Фив: человек в младенчестве ползает на четвереньках, в расцвете сил ходит прямо, а в старости опирается на посох.

18 Одна из сект почитателей индуистской богини Кали, которой приносились человеческие жертвоприношения, в том числе похищенными на дорогах путниками.

19 Крез-последний царь Лидии в Малой Азии (560-546 гг. до н. э.), подчинивший себе почти все малоазиатские города. Килон - глава неудавшегося заговора в Афинах ок. 640 г. до н. э.; потерпев поражение, он со сподвижниками укрылся в храме богини Афины, дававшем право убежища, но был взят там измором.

20 В библейском мифе Иосиф Прекрасный, сын еврейского патриарха Иакова, ставший первым вельможей египетского царства, видит или отгадывает вещие сны. В двух своих снах он видит, как снопы, связанные его братьями, кланяются связанному им снопу и как ему пришли поклониться солнце, луна и одиннадцать звезд, - все это возвещает грядущее возвышение Иосифа не только над братьями, но и над отцом с матерью. В трех других случаях он толкует сны вельмож фараона, предсказывая виночерпию восстановление в должности, а хлебодару казнь и, наконец, самого фараона - о семи тучных коровах, пожранных семью тощими, и семи хороших колосках, пожранных семью иссушенными. Истолковав эти сны как наступление семи лет изобилия, за которыми последуют семь лет недорода, он получает чрезвычайные полномочия.

21 Буллы римских пап Григория IX в XIII в. и особенно Иннокентия VIII в XV в. утверждали веру в колдунов и ведьм, которых предлагалось ловить и уничтожать.

22 В средневековом христианском учении о нечистой силе инкубы - демоны мужского, а суккубы - женского пола, с которыми якобы сожительствуют ведьмы и колдуны.

23 В мусульманской мифологии духи, по большей части злые. Вера в них возникает в доисламской Аравии и сохраняется на мусульманском Востоке, где, однако, они отнесены к низшему слою иерархии сверхъестественных существ.

24 В мифологии германских народов низшие духи, среди которых часто различают светлых эльфов и темных гномов. В упорядоченной средневековой демонологии эльфы обычно выступают как духи стихийных сил: огня, воздуха, воды, земли.

25 Законы Ману - приписываемый мифическому прародителю людей Ману сборник предписаний, обязательных для каждого индийца в соответствии с религиозными догматами брахманизма.

26 Сведенборг Эмануэль (1688-1772) -шведский философ. Создал теософское учение о «потусторонней» жизни и о поведении бесплотных духов.

27 Геката - в древнегреческой мифологии богиня мрака и колдовства, отождествлялась с богиней луны Соленой, богиней охоты Артемидой, богиней подземного царства Персефоной.

28 Эскимосский шаман.

29 Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.) -древнекитайский мыслитель, создатель философско-этического учения конфуцианства, превратившегося на рубеже н. э. в религию. Важнейшее место в конфуцианстве принадлежит уважению существующих порядков, представлениям о их незыблемости, почитанию предков, соблюдению старинных обрядов.

30 Так называемое чудо святого Януария, совершавшееся во время кардинальского богослужения в одноименной церкви в Неаполе, состояло в том, что в стеклянном ковчежце в результате определенных манипуляций разжижались и начинали кипеть сгустки, выдаваемые за кровь этого святого. К началу XX в. был выяснен химический состав жидкости, густевшей при нормальной температуре и закипавшей в тепле церковных свечей, и в римском Народном доме было публично воспроизведено «чудо» святого Януария.

31 Тесей - в древнегреческой мифологии афинский герой, совершивший множество подвигов (убийство чудовища Минотавра, разбойника Прокруста и др.) и объединивший Аттику вокруг Афин.

32 Мемнон - в древнегреческой мифологии царь Эфиопии, во время Троянской войны пришедший на помощь своему дяде троянскому царю Приаму. Искал единоборства с величайшим героем Троянской войны Ахиллом и был им убит.

33 Соломон - царь объединенного Израильско-Иудейского царства в 965-928 гг. до н. э.; в исторической традиции - символ мудрого правителя. Фигурирует во многих преданиях и легендах.

34 Атилла (?-453) - предводитель кочевых племен гуннов, в V в. н. э. подчинивших себе Восточную Европу от Волги до Рейна и совершавших набеги на Западную Европу.

35 Дрейк Фрэнсис (1540-1596) - английский мореплаватель и пират, первым после Магеллана совершивший кругосветное путешествие.

36 Атлас, или Атлант, - в древнегреческой мифологии один из богов первого поколения титанов, который после поражения титанов следующим поколением богов был поставлен поддерживать на западе небесный свод.

37 Юпитер в римской мифологии, как и Зевс в древнегреческой, - верховное божество упорядоченного пантеона, бог неба, дневного света и грозы, откуда и его эпитеты «молниеносный», «громовержец».

38 Даная - в древнегреческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия, который, узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, заключил ее в подземный медный грот. Однако Зевс проник к ней золотым дождем, и она родила сына Персея, который впоследствии случайно убил деда.

39 Прометей - в древнегреческой мифологии один из титанов, который, однако, отказался от борьбы с богами следующего поколения и заключил с ними союз. Ему приписывается создание первых людей, похищение для них огня и другие культурные подвиги.

40 Дедал - в древнегреческой мифологии создатель столярного мастерства, искусный архитектор и скульптор, улетевший с Крита на Сицилию на сделанных им крыльях.

41 Кир 11 (?-530 до н. э.) -персидский царь, основатель новой династии Ахеменидов.

42 Ромул и Рем - в римской мифологии братья-близнецы, обреченные в младенчестве на смерть, но вскормленные волчицей. Считаются основателями города Рима.

43 Козетта - персонаж романа В. Гюго «Отверженные».

44 По Геродоту, персидский царь Ксеркс во время похода на Грецию (V в. до н.э.) приказал соорудить мосты через Геллеспонт (Дарданеллы), но буря Их разметала. За это Ксеркс приказал бичевать Геллеспонт. Кир, персидский царь (VI в. до н.э.), во время похода на Вавилон наказал реку Гинду, унесшую одну из священных лошадей, приказав перекопать ее и превратить в мелкую речку.

45 Апология - защита, оправдание, апологет - защитник. Этот термин особенно часто употребляли раннехристианские авторы, защищая устно или письменно взгляды разных сект и направлений, существовавших среди христиан. С тех пор он утвердился для обозначения речи или сочинения в защиту какого-нибудь учения или какого-нибудь деятеля.

46 Ликантропия (от древнегреч. lykos - волк и anthropos - человек) - бред превращения в волка или, расширительно, вообще в зверя.

47 Аполлон - в древнегреческой мифологии бог, наделенный многими функциями, в том числе бог солнца, на что указывает один из его эпитетов - Феб (блестящий).

48 Аргус, или Аргос - в древнегреческой мифологии великан с телом, испещренным глазами, никогда не спавшими одновременно. Был приставлен женой Зевса Герой стражем к его возлюбленной Ио, превращенной в корову, но убит по приказанию Зевса богом-вестником Гермесом.

49 Индра - в древнеиндийской мифологии верховный бог, бог грома и молнии, плодородия, войны.

50 Персефона - в древнегреческой мифологии дочь Зевса и богини плодородия Деметры. С разрешения Зевса была похищена богом подземного царства Аидом, но безутешная Деметра послала на землю неурожай. Персефона стала проводить две трети года с матерью (лето) и треть - с мужем (зима).

51 Шаривари - старинное выражение, равнозначное выражению «кошачий концерт». На первых европейцев церемонии дикарей с их нестройными завываниями и странными телодвижениями производили впечатление нелепого «кошачьего концерта».

52 Персей во время своих странствий спас дочь эфиопского царя Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу. Геракл (Геркулес) - герой древнегреческой мифологии, совершивший двенадцать знаменитых подвигов. Попутно он спас предназначенную на съедение морскому чудовищу дочь троянского царя Гесиону, прыгнув в глотку чудовища.

53 Персонаж библейской Книги Ионы, пророк, уклонившийся от данного ему богом поручения и бежавший на корабле. Во время поднятой богом бури был выброшен за борт, но спасен проглотившим его и затем извергшим на сушу китом.

54 Апокриф (греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - древняя религиозная книга, официально не признаваемая «священной», считающаяся недостоверной или прямо фальсифицированной.

55 Скальпирование врагов первоначально рассматривалось индейцами как жертвоприношение духам.

56 Арго-корабль, построенный Аргом. На нем, согласно греческому мифу об аргонавтах, Ясон (Язон) и его спутники предприняли поход в Колхиду за золотым руном.

57 В скандинавской мифологии Один, соответствующий западногерманскому Вотану, верховный бог и бог неба. Он одноглаз, так как отдал глаз великану Мимиру за мудрость из его медового источника. Волуспа - древняя часть скандинавского эпоса Эдды.

58 Норны в скандинавской мифологии - низшие женские божества, определяющие судьбу людей. В древнегреческой мифологии им соответствуют мойры,

в римской - парки.

59 Орион - в греческой мифологии знаменитый охотник-великан. Преследовал дочерей титана Атланта Плеяд, вознесенных Зевсом в виде созвездия на небо. Гиады - также дочери Атланта, после гибели на охоте их брата Гиаса умершие от горя и превращенные Зевсом в созвездие Тельца.

60 Последователи древнегреческого математика и философа-идеалиста Пифагора (VI в. до н. э.), образовавшие «пифагорейский союз», ставший одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством.

61 См. прим. 15.

62 В древнегреческой мифологии бог северного ветра Борей был рожден потомками титанов Астреем (звездное небо) и Эос (утренняя заря).

63 Суббота в иудаизме - день отдыха, когда запрещена какая бы то ни было работа.

64 В древнегреческой мифологии керкопы - население о. Питекуса (букв. «обезьяний остров») - люди, превращенные Зевсом в обезьян за свою постоянную ложь.

65 Метемпсихоз (от древнегреч. metempsychosis - переселение душ) - религиозно-мистическое учение о посмертном переселении душ из одних существ в другие. Свойственно буддизму и в той или иной степени ряду других религий.

66 Речь идет об американских антропологах Мортоне, Глиддоне и Нетте, которые в годы борьбы за уничтожение рабства в США пытались доказать неполноценность негров, и о французском философе и публицисте Ж. А. Гобино, опубликовавшем сочинение «Опыт о неравенстве человеческих рас». См. Также прим. 7.

67 Булла Павла III, признавшая индейцев «настоящими людьми» и запретившая относиться к ним как к «бездушным тварям», была вызвана прежде всего угрозой быстрого уничтожения порабощенного коренного населения Америки.

68 Один из первобытных способов добывания огня состоял в быстром вращении деревянной палочки, как бы сверлящей деревянную дощечку.

69 Осман 1 Гази в конце XIII в. стал правителем одного из пограничных уделов в государстве сельджукидов и в начале XIV в. основал самостоятельное княжество-ядро будущей Османской империи. Османли - османский турок.

70 Эпоним (греч. eponymos от onoma - имя) - человек, обычно предок, давший свое имя какой-либо общности или местности.

71 В древнегреческой мифологии Ликаон - царь области Аркадия, Эак - о. Эгины. Упоминаемые персонажи Троянской войны частью восходят к мифологической традиции, частью вымышлены средневековыми европейскими генеалогистами.

72 В древнегреческой мифологии Данай и Эгипт - сыновья египетского царя Бела; Эллин, сын Прометея,- родоначальник всех греческих племен. В древнеиранской мифологии герой Траэтаона (Феридун) убивает дракона и становится владыкой мира, делящим его между своими сыновьями.

73 В 10-й главе книги Бытие дается «родословие сынов Ноевых», представляющее собой очень яркий образец олицетворения этнических и местных (топонимических) названий. Следы этого «родословия» и поныне сохраняются в этнографической терминологии. Согласно этому «родословию» у трех сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета - были следующие сыновья: у Иафета - Гомер, Магог, Мадай (мидийцы), Иаван (греки, ионийцы), Елиса, Фувал, Мешек и Фирас; у Хама - Хуш (кушиты, абиссинцы), Мицраим (египтяне). Фут и Ханаан; внуком Хама объявляется Нимрод, легендарный зверолов, царствовавший будто бы в Месопотамии; у Сима - Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам и Каинан.

74 В древнегреческой мифологии заимствованное из Передней Азии божество умирающей и воскресающей природы; Адонис периодически гибнет в горах Ливана, и тогда воды реки Адонис окрашиваются в красный цвет. Иоанн Креститель, по христианским преданиям, последний из пророков - предшественников Иисуса Христа, ревнитель праведности и обличитель правителя Галилеи Ирода Антипы, который его и обезглавливает. Святой Денис считается небесным патроном Франции; легенда гласит, что он был обезглавлен языческим правителем за успешную проповедь христианства и совершил чудо, пронеся несколько километров отрубленную голову в руках.

75 В иудаистской, христианской и мусульманской мифологии один из старших ангелов. В священной книге мусульман Коране Гавриил - Джебраил является к пророку Мухаммеду для передачи ему текста Корана. Земзем (Замзам) - считающийся священным источник в Мекке, воду которого наделяют целебными свойствами.

76 Имеются в виду стихи из 17-й главы Евангелия от Матфея. Там рассказывается о неудачной попытке апостолов исцелить бесноватого. Когда Иисус изгнал беса, ученики спросили его, почему им не удалось это сделать. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас...»

77 В древнегреческой мифологии один из величайших героев Троянской войны Ахилл отличался необузданным нравом. Когда предводитель греческого войска царь Агамемнон отнял у него пленницу, только вмешательство богини мудрости Афины спасло того от смерти.

78 Буддаи приписывается потоп; он, по-видимому, тождествен с Будиа.

79 Тайлор совершенно правильно скептически отнесся к этнографическим сообщениям о якобы безрелигиозных племенах. Как теперь установлено, какими-то начатками религиозных представлений обладал уже предшественник человека современного вида - неандерталец. Однако было бы неверно рассматривать это как свидетельство в пользу изначальности в человеческом обществе религии. Неандертальцу (так называемому древнему человеку) предшествовал другой (так называемый древнейший) человек.

80 Название это употреблялось для обозначения учения Шталя, который основал в то же время теорию флогистона. Анимизм Шталя представляет возрождение и развитие в соответствующей времени научной форме древнеклассической теории, которая отождествляла жизненное начало с душой. - Прим. Тайлора.

81 Маны - в римской мифологии боги загробного мира, затем обожествленные души предков.

82 Эманативный - полученный путем эманации, т. е, мистического, сверхъестественного истечения. Учение об эманации, например об эманации мира из божества, встречается в разных религиях и идеалистических философских системах. Генетическая душа - душа, ведающая телесными отправлениями, в отличие от эманативной, которая управляет духовной деятельностью.

83 Витализм (от лат. vitalis - жизненный) - воззрение, приписывающее жизненные процессы особой мистической «жизненной силе», присущей будто бы только живым организмам. У Тайлора много фактов, показывающих, что учение об особом жизненном начале своими корнями уходит в первобытные представления о душе.

84 Система Веданты - основанное на текстах Вед мистическое учение в Индии, согласно которому в основе мира лежит божественное начало (брахман). В Веданте много магических предписаний, позволяющих будто бы избавиться от страданий и от иллюзии (майя), которая непроницаемым для разума покрывалом окутывает весь мир. Еще сильнее магический элемент в Каббале (древнееврейск. -«предание»), мистическом философском учении в иудаизме. Согласно книге «Зогар», где главным образом изложено это учение, посвященные в тайны Каббалы обретают способность творить чудеса путем произнесения священных имен и изображения особых знаков. Выражение «каббалистика» стало обозначением загадочного, таинственного, нелепого.

85 Патрокл - один из героев Троянской войны в «Илиаде», друг Ахилла, убитый Гектором.

86 В 28-й главе Первой книги Царств рассказывается о том, как напуганный нашествием филистимлян царь Саул решил прибегнуть к гаданию и ворожбе, чтобы узнать свою судьбу. «И вопросил Саул Яхве; но Яхве не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим (магическое украшение первосвященника, употреблявшееся и в качестве оракула), ни чрез пророков». Тогда Саул обратился к волшебнице из Аэндора с просьбой вызвать с того света недавно умершего пророка Самуила. Дальше очень подробно описывается этот «спиритический сеанс» в Аэндоре. Волшебница-медиум вызвала Самуила, который своими зловещими предсказаниями окончательно обескуражил Саула. В «богооткровенном» писании немало еще таких мест, где отчетливо выражена вера в самое примитивное колдовство.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.