Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие тесты могут использоваться в консультировании?



В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

Психологические экспресс-тесты отличаются:

· компактностью и экономичностью,

· простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,

· возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,

· преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.

Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

· максимальной валидностью и надежностью,

· универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,

· удобством для группового и компьютерного тестирования,

· возможностью диагностики способностей.

Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

· позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,

· связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,

· как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.

Что требуется от психолога для использования тестирования?

Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?

Выбор неадекватных тестовых методик.

Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:

· использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,

· использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,

· использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,

· использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.

Причинами подобных ошибок могут быть:

· недостаточные знания психометрических свойств методик,

· субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,

· стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.

Принятие неправильных диагностических решений.

Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

· выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,

· суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,

· заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.

Подобные ошибки могут объясняться:

· недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,

· переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.