Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перспективы развития ЭВМ

Семинар № 1 «История развития вычислительной техники и ЭВМ»

(2 часа)

Цели:

Сформировать представления:

· об основных этапах и наиболее значимых событиях развития информатики и вычислительной техники;

· о сущности современных информационно-компьютерных технологий и направлениях их развития;

· о влиянии информационно-компьютерных технологий на жизнь общества, в том числе и на образование.

Вопросы для обсуждения:

История доэлектронной информатики

Механические и электромеханические устройства и машины. Аналитическая машина Ч. Бэбиджа (1837) и первая машинная программа. Аналоговая вычислительная техника. Дифференциальные анализаторы А. Н. Крылова (1911) и В. Буша (1931). Гидроинтегратор В. С. Лукьянова (1936). Алгебра логики (Дж. Буль, 1947). Логические машины У. Джевонса (1869), П. Д. Хрущева (ок. 1900) и А. Н. Щукарева (1911). Доказательство возможностей и первые результаты в области анализа и синтеза релейных схем на основе алгебры логики в независимых исследованиях (ок. 1938) Кл. Шеннона, В. А. Розенберга. Последующие исследования и результаты, полученные М. А. Гавриловым. Формализация понятия «алгоритм». Абстрактная машина Тьюринга (1936). Программно-управляемые ЦВМ на электромеханических реле: Ц-3 (1941) К. Цузе, МАРК-1 (1944) Г. Айкена, машины серии «Белл» Дж. Стибица. Первый эксперимент по автоматическому выполнению вычислений на больших расстояниях (между штатами Нью-Йорк — Нью-Гемпшир, 1940).

Зарождение электронной информатики

Технические и социальные предпосылки. Изобретение лампового триггера (М. А. Бонч-Бруевич, 1918). Рост объемов необходимых вычислений в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

Первые проекты ЭВМ. Концепция машины с хранимой программой Дж. Неймана (1946). Первые несерийные ЭВМ с хранимой программой. СССР и США: независимое развитие и сходные результаты. Роль С. А. Лебедева. Машины МЭСМ (1951) и БЭСМ (1952). Зарождение программирования. Программирование на языке машины и символьных обозначениях.

Поколения ЭВМ

Поколения: 1-е (50-е гг.), 2-е (первая половина 60-х гг.), 3-е (вторая половина 60-х гг.– первая половина 70-х гг.), 4-е (вторая половина 70-х гг. – 80-е гг.), 5-е (90-е и 2000-е гг.). Характеристика поколений по схеме: технические параметры, классы машин и сфера их применения, языки программирования и математическое обеспечение ЭВМ, архитектурные особенности, элементная база, парк ЭВМ. Особенности смены поколений и развития электронной вычислительной техники в России.

Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей

Многомашинные территориальные комплексы для решения специальных крупномасштабных задач (противовоздушная оборона, космические полеты и т.п.) и рационального использования вычислительных ресурсов.

Концепция всеобщего информационно-вычислительного обслуживания (Дж. Маккарти, 1961). Проект МАК (1963).

Работа в диалоговом режиме и графоаналитическое взаимодействие человека с машиной.

Первые универсальные информационно-вычислительные сети: Марк II (1968), Инфонет (1970), Тимнет (1970). Сеть Арпанет (1971). Развитие специализированных сетей. Информационно-вычислительные сети в СССР. Проект Государственной сети вычислительных центров (В. М. Глушков, 1963). Локальные вычислительные сети. Интернет, «всемирная паутина» и процессы глобализации.

Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения

Первые исследования и первые машинные программы решения интеллектуальных задач. Эвристическое программирование. Распознавание образов. Игровые программы. Сочинение музыки и текстов.

Формирование общих подходов к решению интеллектуальных задач. Развитие теории и практики искусственного интеллекта.

Информатика как предмет и как метод обучения

Информационные технологии в обучении: дистанционное образование, автоматизированные обучающие системы, образовательные мультимедиа технологии. Сетевые технологии в обучении; использование Internet-технологий в образовании; методы текущего и итогового контроля с использованием компьютерных технологий.

Перспективы развития ЭВМ

Характеристики процессоров будущего. Элементная база компьютеров будущего. Закон Мура (Gordon E. Moore). Характеристики информационного оружия. Реализация биотехнологического интерфейса. Характеристики информационно-технологической революции. Отличие информационно-технической революции от научно-технической революции. Будущее программирования. Характеристики языка программирования общего назначения, недостатки существующих языков программирования, соотношение между эффективностью и простотой программирования. Идея многоуровневого метода программирования.

По материалам лекций и семинарских занятий заполнить таблицы:

Поколение ЭВМ Название ЭВМ Элементная база Быстро-действие Оперативная память Внутренняя память Внешняя память
             

Составьте хронологическую таблицу, отражающую историческое развитие вычислительной техники и информатики

Событие Автор Место время
       

Литература:

1. Полунов Ю.Л. От абака до компьютера: Судьбы людей и машин: Книга для чтения по истории вычислительной техники: В 2 т: - М.: Русская редакция, 2004.

2. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. СПб.: «БХВ —Петербург», 2002.

3. Апокин И. А., Майстров Л. Е. История вычислительной техники. От простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем. М.: Наука, 1990.

4. Грэм П. Языки программирования через сто лет // Компьютерра Online/ http://www.computerra.ru/hitech/35042/

5. Закон Мура http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Мура

Виртуальные компьютерные музеи:

1. Виртуальный компьютерный музей школы № 444

http://schools.techno.ru/sch444

2. Компьютерный музей журнала PC Week/RE

http://www.computer-museum.ru/.

3. Русский компьютерный музей под названием Музейчик.

www.uniyar.ac.ru/museum

4. Сайт Лаборатории Параллельных Информационных Технологий НИВЦ МГУ parallel.srcc.msu.su:81/history

5. Музеи, посвященные конкретным выдающимся личностям:

Чарльз Беббидж www.comlab.ox.ac.uk/oucl/users/jonathan.bowen/babbage.html

Ада Лавлейс www.cs.yale.edu/homes/tap/ada-lovelace.html

Конрад Цузе www.cs.tu-berlin.de/~zuse/history

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.