Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Об управленческих компетенциях



 

12 Май 2009 года

 

 

1. Управленческие компетенции очень многообразны. Так, известной консалтинговой компанией «Assessment & Development Consultants Ltd.» применяется схема управленческих компетенций, включающая 34 компетенции, сгруппированные в 5 разделов [1] (табл.1).

 

Таблица 1. Управленческие компетенции по схеме «Assessment & Development Consultants Ltd.»

 

Наименование Наименование Наименование Наименование Наименование
  Управление собой   Управление другими   Принятие решений   Взаимодействие   Мотивация
Стрессоустойчивость   Планирование и организация   Рациональность Сбор информации   Инициативность  
Гибкость Управленческий контроль   Анализ проблем Убедительность в общении Устойчивость  
Адаптивность Делегирование Решительность Письменная коммуникация Энергичность  
Настойчивость   Лидерство Инновативность   Межличност­ное понимание Стандарты работы  
Независимость Развитие подчиненных   Анализ числовой информации Влияние Привержен­ность компании  
Следование нормам Понимание организации   Понимание бизнеса   Общительность Нацеленность на достижение  
Внимание к деталям     Готовность к риску   Работа в команде Ориентация на клиента  

 

Немецкими компаниями при оценке управленцев применяется несколько другая схема компетенций, положенных в основу критериев оценивания [2, с.44-45] (табл.2)

 

Таблица 2.

 

Наименование Наименование Наименование Наименование Наименование
Способность к коммуникации   Конфликто­способность Готовность к решению   Организаторский талант Способность к делегированию  
Способность к реализации целей и замыслов Способность решения проблем Устойчивость к нагрузкам Ориентация на клиента Специальные знания  
Способность к сотрудничеству Ориентация на цель Увлеченность, активность Открытость Харизма  
Управленческая компетенция   Систематическое мышление Креативность Аутентичность Толерантность к неопределенности  

Приведенные перечни компетенций можно подвергнуть серьезной критике в плане обоснованности, системности, достаточности и др. – но они не лучше и не хуже других перечней, созданных другими компаниями, – можно предполагать, что не хуже и того перечня, который попадет в российский государственный образовательный стандарт нового поколения.

 

2. Обоснованный перечень компетенций, с нашей точки зрения, может быть построен, исходя из онтологической схемы социально-деятельностной системы, в которой осуществляется управленческая деятельность [3]. Схема включает 5 блоков: социум, деятельность, культура, ценностные ориентации, власть – задающих, соответственно, 5 аспектов анализа. Анализ позиции управленца во всех перечисленных аспектах с точки зрения его готовности к профессионально-трудовой деятельности позволяет построить следующий перечень компетенций, включающий:

 

физическую / психофизиологическую готовность:

- необходимые показатели здоровья,

- умение регулировать свое физическое и душевное состояние, психологическую устойчивость, в том числе к стрессам;

- скорость реакции;

- выносливость, готовность переносить физические и психические нагрузки, при необходимости – лишения;

психологическую / психотехническую готовность:

- целеустремленность, настойчивость, стойкую мотивацию к достижению;

- открытость;

- коммуникативную компетентность;

- умение выстраивать благоприятные межличностные и личностно-групповые отношения, непосредственным участником которых является данный субъект, в том числе, умение предупреждать или обходить конфликты, разрешать их или выходить из них, умение работать в команде, сотрудничать;

- готовность принять на себя ответственность за собственные действия и действия подчиненных;

- готовность к принятию решений, в том числе, в условиях неопределенности;

- готовность отказаться от собственных стереотипов, если они устарели или неэффективны, рационально регулировать свои деятельность и поведение;

- готовность доверять собственной интуиции в ситуации неопределенности;

- готовность к реализации своей воли в действиях других людей (проявлению власти);

- готовность к решительным действиям, в том числе, жесткому проявлению власти, в ситуациях, не терпящих промедлений;

- готовность работать в иерархических структурах и подчиняться руководителям;

- готовность подчиняться императивным нормам: законам, стандартам, правилам, технологиям и др.;

- готовность к конкуренции, борьбе за власть и преимущества в рамках нравственных и правовых ограничений;

- готовность делегировать полномочия и функции другим субъектам;

 

социальную / социокультурную / социотехническую готовность:

- знание общих социальных императивов, установленных политической властью (законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения и неспецифических для профессиональной деятельности);

- сформированное представление о желаемых социальных ролях и статусах, знание способов их достижения и умение его использовать;

- умение организовать для себя круг общения, завоевать доверие и уважение;

- толерантность к чужим мнениям, умение их использовать, гибкость, адаптивность к ситуации;

- толерантность к кросскультурным, национальным, конфессиональным различиям;

- независимость, самостоятельность в принятии решений, устойчивость к психологическому и политическому «давлению»;

- наличие лидерских качеств – умение заставить других подчиняться: убеждать, понимать цели, потребности и возможности людей и выстраивать систему стимулирования к желаемым действиям, завоевать авторитет, при необходимости – сформировать команду;

 

собственно личностную готовность:

 

- сформированное мировоззрение;

- владение навыками самоопределения;

- понимание своей выгоды и путей ее получения;

- знание и внутреннее принятие границ дозволенного и недозволенного в нравственном и правовом отношениях[1], прекрасного и безобразного, великого и смешного; сформированное и принятое в качестве руководства к жизненным поступкам представление о долге и чести;

- внимательность, наблюдательность;

- креативность;

- активность, инициативность;

- владение необходимыми для осуществления любой профессиональной деятельности нормами общей культуры (грамотность, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, энергичность и др.);

 

профессиональную готовность:

 

- профессиональное научное (предметное) и методологическое знание, умение (в необходимых случаях – навык) его использовать;

- знание императивных норм деятельности (законов, иных нормативных актов и организационно-распорядительных документов, технологий и др., относящихся к профессиональной деятельности) и умение использовать это знание;

- владение необходимыми общепрофессиональными нормами деятельности (умением самостоятельно искать, усваивать необходимую информацию и превращать знание в умение / навык, навыками работы на компьютере, владением иностранным языком и др.);

- владение навыками рефлексии, логического (абстрактного, формального) мышления, понимания ситуаций и текстов, умение создавать для себя схемы деятельности и эффективно работать в нестандартных, ранее не исследованных ситуациях;

- владение методами поиска, получения и систематизации информации;

- умение структурировать большие объемы информации и принимать эффективные решения при недостаточности информации.

 

Каждый из перечисленных компонентов готовности имеет свои особенности и уровень достаточности в зависимости от типа организационной культуры, в которой будет осуществляться в дальнейшем управленческая деятельность. Поэтому при оценке специалистов – управленцев недостаточное владение некоторыми компетенциями не означает непригодности субъекта к управленческой деятельности, но должно быть основанием для рекомендаций в отношении определенного вида деятельности [1]. Так, исполнительность при недостаточной готовности к конкурентной борьбе свидетельствует о большей готовности к работе в крупных корпорациях с бюрократическим типом организационной культуры, а высокая креативность и независимость – в инновационных организациях с организационной культурой адхократического типа.

 

3. Из числа перечисленных компонентов готовности те, которые отнесены к физической, психологической, социальной и собственно личностной готовности, во многом формируются семьей, системой общего образования и воспитания, учреждениями здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, молодежными и иными общественными организациями, организацией быта и досуга, профилактической деятельностью правоохранительных органов и в целом регулируются социальной политикой государства. Участие вуза в формировании этих компонентов готовности часто будет носить корректирующий характер, что отнюдь не упрощает задачу в педагогическом отношении. Формирование компонентов профессиональной готовности в большей степени явится прерогативой вуза и последипломного образования, хотя и в этом отношении обучаемый будет испытывать влияние других источников информации и формирования стереотипов, с которыми необходимо считаться.

 

Литература

 

1. Борисов Д.А. Особенности оценки персонала продаж в разных корпоративных культурах: Доклад на «круглом столе» Ассоциации управленческих кадров «Олимп» 6 октября 2007 года / Д.А.Борисов – Самара, 2007.

2. Кляйнманн М. Ассессмент-Центр / М.Кляйнман – Харьков: изд. «Гуманитарный центр», 2004.

3. Цлаф В.М. К построению онтологической схемы социально-деятельностной системы / В.М.Цлаф // Процессы и среда современного менеджмента: Межвузовский сборник научных статей – Самара, СамГУ, 2003.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.