Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналитическая психотерапия Карла Густава Юнга



План

1. Исторический очерк

2. Основные положения учения Юнга:

а) понятие об интроверсии и экстраверсии

б) психические функции

в) архетипы.

г) структура личности.

3. Индивидуация и аналитическая психотерапия.

Литература.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование : Теория и опыт – М. : Академия, 2000

2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М., 2001

3. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2001

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб. : Питер, 2002.

5. Паттерсон С. Уоткинс Э Теории психотерапии – СПб., 2003.

6. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

7. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 2002. – 1024 с.

8. Психотерапия / Под ред. Карвасарского. – СПб:2002

9. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. Соловьёва – М.,2005

10. Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003.

11. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб, 1994

12. Юнг К. Архетип и символ. М.,1991

 

Одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг. Основные понятия и методы аналитической психологии, сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы — сознание и психическое бессознательное. Психология — в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание — в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния.

1. Исторический очерк.

Юнг Карл Густав родился в 1875г. в Швейцарии. Закончил медицинский факультет Базельского университета. В 1900г. стал ассистентом, в дальнейшем близким сотрудником известного психиатра Е. Блейлера. Стажировался у Жане в Париже. В 1905г. познакомился с научными трудами Фрейда и начал активное сотрудничество с ним. Фрейд считал Юнга своим научным преемником. В 1914г. из-за теоретических разногласий прервал взаимоотношения с Фрейдом. Работал над созданием собственной теории, получившей название «аналитическая психология».

Основные труды: «Метаморфозы и символы либидо» (1913), «Психологические типы» (1921), «Воспоминания, сны, размышления» (1961).

Юнг умер в 1961 г. в Цюрихе в возрасте 85 лет.

2. Основные положения учения Юнга.

Понятие об интроверсии и экстраверсии.Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй — экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим.

Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», то есть умение пользоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди вместо того, чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих.

Истерические личности больше склонны к экстраверсии, астеники и аутичные — к интроверсии.

Психические функции.Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по Юнгу, есть альтернативные способы формирования суждений и принятия решений.

У мыслительного типа ярче, чем у других, проявляется способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Мыслительные типы — способные составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувственные типы логике предпочитают эмоции, а решения принимаются ими по принципу: хорошо — плохо, красиво — некрасиво. Если мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, то ощущение и интуицию — как способы получения информации. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция — способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Индивидуум, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем другие типы, реагирует на конкретную ситуацию, но и более зависим от нее. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких людей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу.

Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. «Чтобы ориентироваться, — пишет Юнг, — мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает: подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая функция указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна — сопутствует. Остальные две функции выражены слабо и находятся в бессознательном. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой тип лучше — мыслительный или интуитивный. Лектор мыслительного типа, например, склонен к систематизации и детализации материала, к логическим построениям и этим положительно отличается от лектора интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с предмета на предмет, зато более предрасположен к предвидениям и прогнозам.

Архетипы.По Юнгу, помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. По убеждению Юнга, психика ребенка при рождении не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия свнешней средой.

Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип, по Юнгу, — это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф реки, но рекой может стать лишь тогда, когда по нему потечет вода. И если продолжить это сравнение, то суть архетипа как раз и заключается в том, что вода (психические процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т. д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Венера, Дева Мария и т. п.). Это может быть не только положительный, но и отрицательный образ (Ведьма, Баба Яга). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Мудрый старец. Бог, Закон, Деспот и пр.).

Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но, ни один из конкретных символов не может полностью выразить архетип. Но чем ближе символ соответствует бессознательному, организованному вокруг архетипа, тем более сильную, эмоционально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума.

Кроме символов индивидуального бессознательного, по мнению Юнга, существуют такие символы, которые отражают коллективное бессознательное (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т. д.). Юнг относил к архетипам и основные элементы структуры личности.

Структура личности.Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.