Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что успешный человек должен знать о маркетинге, и как этому научиться



 

Фрэнк Керн – молодой человек двадцати с лишним лет, бросивший колледж. Он принимал заказы в греческом ресторане быстрого питания в городе Мейкон, когда его товарищ по колледжу, с которым он давно не виделся, зашел в ресторан поесть картофеля фри.

Старые друзья по студенческой жизни очень обрадовались встрече, но они были также немного удивлены тем, что оказались по разные стороны стойки фастфуда. Фрэнк воскликнул:

– Вот это да! Рад тебя видеть, старик! Слышал, ты учишься в медицинском. Как дела, старина?

Друг Фрэнка ответил:

– У меня все отлично, мужик! Слушай, а как ты поживаешь сейчас?

– Ну… Я тут, хм… работаю вот в этом ресторане быстрого обслуживания.

Примерно в то же время с Фрэнком произошло одно неприятное событие. Были рождественские праздники, и он хотел съездить повидаться с родителями. «Но я понял, что в моем баке недостаточно бензина, чтобы поехать к ним и вернуться домой. А ведь родительский дом был всего примерно в пятнадцати километрах. Но у меня не было денег даже на то, чтобы купить бензин».

Работа в фастфуде за минимальную плату. Нет денег на бензин, чтобы проехать немногим более тридцати километров. Таков типичный сценарий, который мы себе представляем, когда думаем о человеке, бросившем учебу. Когда Фрэнк ушел из колледжа, его родители выставили его из дома с такими словами: «Наслаждайся жизнью повара на жарке». Он пока еще не доказал, что они были неправы.

Всем этим культурным ожиданиям в отношении людей, отчисленных из колледжа, не хватает одного важного соображения: их жизнь может измениться к лучшему. Кем бы вы ни были – работником фастфуда или мелким офисным служащим, только что окончившим колледж и выполняющим бессмысленную работу в какой-либо компании, – в любом случае вы не сделаете свою жизнь лучше, пока не совершите один очень важный шаг: перестанете пассивно следовать по пути, который выбирает для вас кто-то другой, и возьмете на себя всю ответственность за создание собственного пути к успеху, что бы это для вас ни значило. Таким образом, ваше образование не имеет на самом деле никакого значения; важен только этот фундаментальный сдвиг в вашем сознании.

У Фрэнка такой сдвиг случился после того, как в его жизни произошли эти два унизительных события. Он осознал, что хочет для себя лучшего, чем работа в ресторане, и решил, что больше не желает жить без гроша в кармане и быть совершенно беспомощным. Дедушка Фрэнка стал мультимиллионером, и он добился успеха своими силами, хотя и был отчислен из школы после восьмого класса. Он начал свою трудовую жизнь очень рано в сфере продаж, затем освоил профессию автодилера и со временем открыл в Мейконе свою сеть автосалонов. Затем вложил заработанные деньги в очень успешный проект в сфере строительства недвижимости. (Деда Фрэнка постигла только одна неудача: он стал компаньоном жителя Мейкона по имени Джеймс Браун[61], образование которого состояло из шести классов школы, – да, это был тот самый Джеймс Браун, под музыку которого вы танцуете на вечеринках до сих пор. К сожалению, его ресторан Gold Platter не имел такого успеха, как его музыка.)

Фрэнк знал об успехах своего деда, но раньше просто не обращал на это внимания. Теперь же он начал думать: «Если дед смог достичь всего этого, не имея диплома, может, и я смогу добиться такого же успеха».

В юности Фрэнк не относился серьезно к себе самому и своему будущему. Он вспоминает, что школа вызывала у него отвращение. «Начиная с третьего класса все пошло наперекосяк. Я стал терять интерес к школе, когда получал плохие оценки по чистописанию, а мама постоянно ругала меня за эти оценки. Помню, я думал: “Кому все это надо? Это же глупо”».

В конце 1980-х, когда Фрэнк учился в средней школе, его кумирами были Дуэйн Оллмен, Джимми Хендрикс и Джим Моррисон. (Обратите внимание: что общего у всех этих музыкантов?) «Я отрывался по полной, думая, что не проживу долго. В моем понимании было вполне естественно спешить жить и умереть молодым. Поэтому я не заглядывал далеко в будущее в смысле планирования карьеры. Я входил в состав одной группы; мы были просто классными. Мы играли типичный пьяный сатерн-рок с длинными соло на гитаре».

Во время учебы в средней школе Фрэнк работал портье в отеле. Его рабочий день длился восемь часов, с трех дня до одиннадцати вечера. «Я размышлял в таком духе: “Если такова реальная жизнь, я не хочу жить в этом мире. Уж лучше умереть. Уж лучше сразу же со всем покончить – разбиться на мотоцикле, умереть от пули или от передозировки”. Мне было наплевать».

Во время учебы в Университете штата Джорджия Фрэнк смог продержаться ровно столько времени, сколько было нужно, для того чтобы получить академический отпуск – три учебных четверти. В этот период он отрывался на вечеринках, изображая из себя рок-звезду. Все это в какой-то степени напоминает мне тот этап моей жизни, когда мне было двадцать и я изо всех сил изображал из себя известного писателя, только в жизни Фрэнка было намного больше алкоголя. Я спросил его, чувствовал ли он тогда себя романтическим бунтарем. «Нет, сказать так – значило бы приукрасить ситуацию. На самом деле я был просто потерявшимся подростком без надежды на успех. Я гулял на вечеринках столько, сколько мог, и думал, что, может, стану старым байкером или кем-то в этом роде. Я не хотел жить, если бы мне пришлось жить “в клетке”, которой для меня была бессмысленная работа с девяти до пяти».

После того как Фрэнка отчислили из колледжа и выгнали из дома, он занялся доставкой пиццы в Pizza Hut, после чего работал в разных местах на кухне, помощником и посудомойщиком; затем он занимался установкой подземных электрических заборов для собак. И все это время Фрэнк продолжал играть в своей группе. (Интересно, что люди, которые избегают «отстойной» работы в компаниях, выбирают вместо этого еще более «отстойную» работу в сфере обслуживания, если у них нет предпринимательских навыков и предпринимательского мышления – того, чему учит данная книга. Эти люди видят только две возможности пробить себе дорогу: офисная работа с девяти до пяти или низкооплачиваемая работа в сфере обслуживания.)

На протяжении следующих нескольких лет Фрэнк то возобновлял учебу в колледже, то прекращал ее. Когда он уставал от работы с минимальной оплатой, которой был занят в текущий момент, он возвращался в колледж, представляя себе, как получит диплом и найдет хорошую работу. Но все же он по-прежнему скептически относился к формальному образованию. «Когда я учился в школе бизнеса при колледже Мейкона, то смотрел на своих преподавателей и понимал, что ни один из них так и не стал богатым. Мы все ставили свои машины на одной стоянке – и я видел, что университетские профессора ездят на старых подержанных автомобилях Honda Accord. И я подумал: “Здесь что-то не так!”»

Как-то во время очередного периода метаний между учебой и низкооплачиваемой работой Фрэнк дошел до предела. И поклялся, что изменит свою жизнь к лучшему, не прибегая ни к офисной работе, ни к низкооплачиваемой работе в сфере обслуживания. Именно тогда он начал много общаться со своим дедом, изучать его жизнь и впитывать каждую каплю его знаний и опыта.

«В итоге я научился у него большему, чем во время всей своей учебы. Дед был коммерсантом до мозга костей. Он рассказал мне о значении продаж. От него я узнал: для того чтобы делать деньги, необходимо создать условия для продажи. Независимо от того, продаете вы товар сами или нанимаете кого-то, все равно вы получаете от этих продаж какую-то часть денег. Дед всегда говорил: “Единственный способ заработать деньги – купить что-то по одной цене и продать по более высокой. Если ты займешься этим и приложишь всю свою энергию, то сможешь зарабатывать столько, сколько пожелаешь”.

Я попросил деда взять меня под свое крыло – и он начал учить меня не столько каким-то навыкам, сколько мышлению. Сам он придерживался такого образа мыслей: “Ты можешь делать все, что пожелаешь. Люди, которые претендуют на звание экспертов, говорят тебе, что ты можешь и чего не можешь делать в жизни, а также как тебе нужно это делать. Так вот, они – просто кучка болванов. Модель достижения успеха, которой учит общество, крайне несовершенна”. И он рассказал историю своей жизни в качестве примера, ведь единственное его образование – это восемь классов средней школы…

Когда я еще посещал занятия в колледже, то приходил к деду по вечерам, и он говорил мне: “Ну, так сколько тебе заплатили за то, что ты сегодня пришел на занятия?” У него было свое твердое мнение обо всем этом. Он считал, что если ты работаешь на кого-то, значит, ты слабак».

Когда Фрэнк учился в средней школе, слова деда о работе на себя не доходили до его сознания (он был слишком занят вечеринками и попытками стать рок-звездой). Но теперь молодой человек был готов воспринять эту идею. Все, чему научил его дед, добившийся всего своими силами, начало давать о себе знать. «Я вдруг увидел, что существует еще один путь, что у некоторых людей нет никакой работы – они занимаются бизнесом, зарабатывают много денег и приносят большую пользу миру, не работая на хозяина. Когда я познакомился со многими людьми из окружения деда, оказалось, что только некоторые из них пошли по традиционному пути, получив образование, а затем работу. Именно тогда я искренне поверил в тот принцип, которого придерживаюсь и сейчас: собственный бизнес – это и есть путь к успеху. Как только это убеждение заняло свое место в моем сознании, я понял, что другого пути для меня не существует».

Фрэнк начал думать над тем, каким бы видом бизнеса ему заняться. В конце концов, он открыл для себя книги Дэна Кеннеди. И с Фрэнком что-то произошло – то же, что произошло со мной и с каждым, кто открывает для себя эти книги: после первой же встречи с Дэном Кеннеди в вашей жизни все меняется.

В начале семидесятых Дэн Кеннеди учился в средней школе, а затем начал работать в сфере продаж и в то же время самостоятельно обучался навыкам копирайтинга прямого отклика. Сейчас он один из самых высокооплачиваемых копирайтеров в мире, Дэн зарабатывает минимум по 100 тысяч долларов за одно продающее письмо[62]плюс процент от продаж. Дэна Кеннеди считают одним из величайших ныне живущих гениев прямого маркетинга – как практиком, так и учителем. Почти каждый, кто занимается маркетингом прямого отклика, относится к нему с огромным уважением и многому у него научился. Дэн Кеннеди пишет: «Я на все 100 процентов специалист по маркетингу прямого отклика из числа самоучек. Никакого колледжа, никакого обучения. Только внимательное изучение всех тех материалов, к которым я мог получить доступ, и старательное применение полученных знаний»[63].

Когда вы заинтересуетесь деньгами и способами их заработать, вам нужно будет как следует изучить книги Дэна Кеннеди[64]. Он будет злить вас и выводить из себя, заставит грозить кулаком; в какой-то момент у вас появится желание захлопнуть книгу – но все равно прочитать их необходимо.

Открыв свой разум тому, что пытается донести Кеннеди, вы узнаете его доктрину маркетинга. В какой-то момент, когда будете читать его книги, у вас в голове как будто что-то щелкнет (как это произошло со мной и с Фрэнком) – и вы все поймете. В частности, вы поймете, что если хотите добиться серьезных финансовых успехов в жизни, каким бы бизнесом вы ни занимались – мелким или крупным, и кем бы вы ни были – наемным работником или предпринимателем, всю свою жизнь вы должны изучать маркетинг.

Вот что сказал по этому поводу сам Дэн Кеннеди: «Вам необходимо осознать одну важнейшую истину: вы занимаетесь именно маркетинговым бизнесом . Ваш бизнес – это не химчистка, не ресторан, не выпуск виджетов, не организация свадебных церемоний и не производство промышленных химикатов. Вы занимаетесь маркетингом услуг химчистки, или ресторана, или виджетов, или организации свадебных церемоний, или промышленных химикатов. Когда вы поймете это, сосредоточьтесь на овладении мастерством маркетинга. Если вы планируете сделать что-то делом своей жизни и взять на себя всю ответственность за него, почему бы вам не сделать это на самом высоком уровне?»[65]

Так что же такое маркетинг? Миллионер-самоучка Кэмерон Джонсон, тоже активный читатель книг по маркетингу вообще и книг Дэна Кеннеди в частности (я уже упоминал его имя среди других учителей), предлагает четкую концепцию ведения бизнеса.

Каждый раз, когда Кэмерон открывал одну из своих компаний (их было больше десятка, и многие из них он очень выгодно продал), он задавал себе несколько простых вопросов: что нужно людям в этой отрасли? что их беспокоит? на что им приходится тратить деньги и что им мешает получить то, чего они хотят?.. Клиенты с теми или иными потребностями появляются буквально каждый день . Люди и рыночные ниши с неудовлетворенными потребностями будут всегда . С таким подходом к бизнесу вам не нужно полагаться на удачу, выбор правильного момента или непостоянство увлечений и моды. Достаточно положиться на свою способность наблюдать и творить. Выберите нишу, найдите потребность, а затем посмотрите, как можно предоставить этим людям то, что он ищут»[66].

В этом и есть суть качественного маркетинга. Причина нашей нелюбви к слову «маркетинг» заключается в том, что в большинстве случаев те маркетинговые мероприятия, с которыми мы сталкиваемся на собственном опыте, не опираются на этот базовый принцип. Обычно все происходит так: у маркетологов есть продукт, который они хотят продать (или их наняли для этого), – и они пытаются чуть ли не силой навязать его.

В том случае, если продукт предназначен для решения конкретной нерешенной проблемы или удовлетворения конкретной неудовлетворенной потребности и маркетинговое послание ориентировано на целевую аудиторию, человек с той самой нерешенной проблемой или неудовлетворенной потребностью будете счастлив услышать о нем. Вспомните случай, когда какой-то продукт помог решить вам какую-либо досадную, раздражающую, неприятную проблему, беспокоившую вас много лет – может, это была проблема со здоровьем или техническая проблема, или проблема с ремонтом дома, или даже психологическая или экзистенциальная проблема. Вспомните, как вы были взволнованы, когда услышали, что наконец-то появилось эффективное решение; именно такие приятные ощущения и должен вызывать у людей качественный маркетинг.

В открытии бизнеса, посвященного решению конкретной нерешенной проблемы, есть еще одно преимущество. Ваш продукт вызывает приятные ощущения не только у клиентов, но и у вас, предпринимателя или руководителя. Шон Паркер, первый президент Facebook (кстати, тоже не учился в колледже), выразил свою твердую убежденность в этом в разговоре со мной.

«У всех успешных людей была когда-то проблема, которая их терзала, и они не могли чувствовать себя комфортно, если не делали хотя бы чего-то для ее решения. Необходимость сделать это была для них настолько очевидной, что они были несчастливы каждую минуту, когда не занимались этим. Для них все дело было в том, чтобы принести пользу миру, а не в том, чтобы добиться успеха в бизнесе. Их интересовало только решение определенной проблемы».

Какую же проблему хотел решить сам Шон, когда впервые узнал о сайте TheFacebook, еще до того как он превратился в Facebook? Проблема заключалась не в том, как найти информацию о сексапильных соседках и коллегах по работе друзей ваших друзей – хотя, признаю, когда я был холост, то оценил предложенный способ решения этой проблемы.

Шон с предельной ясностью, целеустремленностью и страстной увлеченностью рассказывал мне о том, чем он хотел заняться. «Тогда не было глобальной, устойчивой и разумной концепции идентичности, которая сопровождала бы вас при переходе с сайта на сайт. Не было единой системы входа или аутентификации. Не существовало полноценной персонализации».

Это и была та нерешенная проблема для Шона. «В Microsoft попытались сделать это с помощью Microsoft Passport. Однако никто не доверяет Microsoft настолько, чтобы пользоваться этим сервисом. В AOL создали для этого Magic Carpet. В Sun сделали такую же попытку с Liberty Alliance. Все эти действия были направлены сверху вниз, но я чувствовал, что единственный способ решить проблему должен быть направлен снизу вверх. Однако такое восходящее движение требовало другого приложения».

«Я попытался сделать это с [онлайновой адресной книгой] Plaxo. Однако моя попытка не удалась. TheFacebook показался мне подходящей отправной точкой – куском глины, из которого со временем можно вылепить решение проблемы. Основатель TheFacebook Марк Цукерберг был самым амбициозным и умным человеком из всех, кого я знал, – он создал социальную сеть. Кроме того, Марк был очень восприимчив ко всем моим идеям по поводу того, куда, как мне казалось, нам следует двигаться дальше. Если вы проанализируете действия Марка после моего ухода из компании (в плане создания Facebook Connect, сети аутентификации, предоставления другим сайтам возможности использовать данные Facebook и попыток обеспечить импорт контактов ваших друзей из других источников), то увидите, что он в точности придерживается этого видения. А теперь, когда платформа уже создана, он ищет ответ на вопрос: как интегрировать все это в ткань интернета?»

При такой увлеченности поиском решения проблемы вас ждет много взлетов и падений в бизнесе. Когда Шон начинал проект Plaxo, в конечном счете потерпевший неудачу, он был полностью на мели. Но его поддерживало собственное видение решения большой проблемы, поэтому он упорно продолжал продвигаться к своей цели. Шон рассказывал мне: «Я жил на чемоданах, у меня не было дома в тот первый год, когда я пытался запустить Plaxo и искал венчурных капиталистов. Дошло до того, что в моем последнем свитере появилась дырка. Излагая свой план Майку Морицу из Sequoia Capital, который стал моим инвестором, я должен был помнить о том, чтобы не поднимать руку слишком высоко – иначе он увидел бы эту дыру в свитере. У меня не было денег даже на одежду. Если только вами не движет желание решить серьезную проблему, вы вряд ли сможете дойти до конца. Если вами движет только стремление к статусу, ассоциирующемуся с предпринимательской деятельностью, вряд ли вы сможете стерпеть такое унизительное положение, когда приходится спать на чужом диване».

Как известно, Шон начал сотрудничать с Марком Цукербергом, когда TheFacebook был еще в зачаточном состоянии. Он сыграл решающую роль в становлении сети Facebook, добавив такие важные новые функции, как «поделиться фотографией» и «отметить друга», а также познакомив Цукерберга с Питером Тилем, первым инвестором Facebook (мы встретимся с ним немного позже в этой книге). Сейчас компания Facebook очень близка к тому, чтобы стать единой точкой входа и аутентификации пользователей для большого сегмента пользователей интернета. Состояние Шона, которому принадлежит 7 процентов акций компании, оценивается миллиардами.

 

Итак, первый элемент маркетинга не имеет никакого отношения ни к коммуникациям, ни к рекламе, ни к маркетинговым посланиям. Он связан с самой концепцией продукта, а также с тем, сможет ли этот продукт удовлетворить потребности (решить проблемы) конкретного целевого рынка. Автор книги «Фиолетовая корова»[67]Сет Годин пишет, что хороший маркетинг «начинается с проблемы, которую вы можете решить для клиента (осознающего, что у него есть проблема!)»[68]. Другими словами, хороший маркетинг – это не то, что делается после создания продукта. В большинстве случаев так и происходит, именно поэтому мы так ненавидим даже слово «маркетинг». Однако если вы начнете с маркетинга (другими словами, подумаете, предугадаете и удовлетворите потребности рынка оригинальным, эффективным и привлекательным способом), в таком случае рынок будет рад услышать о том, что вы предлагаете.

Если вы создали продукт для решения чьей-то реальной проблемы (а не вашей собственной, которая заключается в том, что вам нужны деньги!), необходимо каким-то образом сообщить людям об этом. Прямой маркетинг и есть тот способ коммуникации, которому учит Дэн Кеннеди и который я рекомендую применять большинству мелких компаний. Возможно, этот термин вызывает у вас неприятные ассоциации, поскольку существует слишком много очень плохих (низкопробных и сомнительных) форм прямого маркетинга, таких как рекламная почтовая рассылка, вечерние рекламно-информационные ролики, призывы «Погодите, здесь есть кое-что еще! Тот, кто сделает заказ прямо сейчас, получит ножи Ginsu в подарок!» и т. п.

Однако существуют и высокоморальные методы прямого маркетинга, о которых вы узнаете в данной главе. Освоив эти методы, вы будете поражены тем, насколько эффективно с точки зрения затрат можно распространить информацию о своей компании, продукте, благотворительной миссии или о любом другом даре, который вы приносите миру. Этот метод маркетинга больше подходит тем, кто добивается всего сам, кто не располагает большими венчурными средствами, которыми можно разбрасываться в процессе достижения своих целей.

У всех форм прямого маркетинга есть одна общая черта: все они ориентированы на получение конкретного прямого отклика от потребителя , будь то в виде подписки на рассылку, покупки продукта, пожертвования средств в благотворительную организацию или призыва к политику выступить в защиту принятия определенного закона. Что бы вы ни задумали, прямой маркетинг поможет вам.

Маркетинг, с которым вы сталкиваетесь в окружающем мире (в том числе и тот, что изучают в университетах и на курсах MBA), называется маркетингом бренда или маркетингом имиджа. Но это слишком неопределенный подход к маркетингу, вообще не ориентированный на получение какого-либо отклика от потребителя. Такой маркетинг требует огромного бюджета, а его цель – нарисовать в воображении клиента привлекательную «картинку» вашего продукта или вызвать у него теплые, приятные ощущения надежде на то, что когда-нибудь, оказавшись в магазине и случайно увидев ваш продукт, у него появится желание его купить.

У тех, кто работает на себя, нет на все это ни времени, ни денег. Результаты нужны вам прямо сейчас . Если же вы работаете на крупную компанию, то должны стать ее незаменимым экспертом по прямому маркетингу и поразить всех тем, какие результаты вы способны обеспечить своей компании. (Этого нет в вашей должностной инструкции? Ах, какая жалость! Прочитайте главу 7 этой книги, чтобы узнать, почему вам следует разорвать должностную инструкцию на мелкие кусочки и спустить ее в унитаз, если вы хотите отличиться в своей организации и сделать в ней карьеру.)

В своей замечательной книге «Жесткий менеджмент»[69], которая, на мой взгляд, представляет собой единственное и самое лучшее введение в прямой маркетинг, Дэн Кеннеди предлагает программу под названием «План рекламных и маркетинговых мероприятий крупной корпорации».

 

Задобрить (ублажить) членов совета директоров компании (которые ничего не знают о рекламе и маркетинге, но высказывают множество мнений по этому поводу).

Задобрить (ублажить) акционеров.

Создать имидж, приемлемый для Уолл-стрит.

Создать имидж, приемлемый для СМИ.

Создать идентичность бренда.

Получить награды за рекламу.

Продать что-то.

 

Затем Дэн Кеннеди приводит ваш персональный план рекламных и маркетинговых мероприятий, который включает в себя всего один пункт[70]:

 

Продать что-то. Сейчас же.

 

Если вы занимаетесь собственным бизнесом или индивидуальной трудовой деятельностью, заниматься маркетингом – одна из ваших важнейших функций. Однако если вы работаете на крупную корпорацию (или хотите в ней работать), но не в отделе маркетинга, то, возможно, думаете: какое отношение ко мне лично имеют все эти разговоры о необходимости изучения маркетинга?

Для изучения маркетинга есть несколько важных причин, даже если вы работаете в крупной корпорации и не планируете делать карьеру в этой сфере.

 

Маркетинг – это образ мыслей. Это мировоззрение, в котором эмоциональный мир потребителя стоит на первом месте, и оно подразумевает глубокий интерес к нуждам, желаниям и стремлениям потребителя. Как вы думаете, принесет ли такой образ мыслей пользу другим подразделениям компании, кроме маркетингового отдела?

Нет лучшего способа подняться по карьерной лестнице, чем привлечь новых клиентов или предложить идеи относительно того, как это сделать. Этого нет в вашей должностной инструкции? Если вы действительно так привязаны к своей должностной инструкции, в один прекрасный день в вашем отделе появится человек, готовый приложить особые усилия и выйти далеко за рамки своих должностных обязанностей. О ком в первую очередь подумает ваш начальник, когда придет время повысить кого-то в должности? Если вы используете свою должностную инструкцию в качестве оправдания того, что вы избегаете проактивного лидерства и инициативы – кто, по-вашему, будет первым кандидатом на увольнение? Самой большой популярностью у высшего руководства компаний пользуются именно те сотрудники, которые предлагают конструктивные идеи по поводу увеличения доходов компании.

Если вы заметили, в наше время компании не предоставляют таких гарантий занятости, как раньше. Сейчас настал очень подходящий момент для того, чтобы задуматься: что вы сможете предложить будущему работодателю, если вам придется искать новую работу? Навыки маркетинга и копирайтинга помогут вам не только разрекламировать себя перед будущими работодателями, когда в этом возникнет необходимость (почитайте в главе 6 раздел о персональном брендинге, в частности историю Мариан Скембрари). Нет такого навыка (серьезно, его просто нет), который потенциальные работодатели ценили бы так же высоко, как подтвержденную на практике способность привлекать новых клиентов. Работодатели любят таких «чудотворцев». Именно их они нанимают в первую очередь и ни за что не уволят до тех пор, пока те продолжают творить свои чудеса. Научитесь быть чудотворцами.

 

Может наступить время, когда вам трудно будет найти работу. Вместо того чтобы сидеть сложа руки, жаловаться на судьбу и смотреть на пустой экран, который вы получаете в ответ на сотни разосланных резюме, вы могли бы попробовать свои силы в качестве независимого консультанта в своей сфере, пока ищете работу. Это прекрасный способ встретиться с потенциальными работодателями (намного более эффективный, чем поиск работы традиционным способом). Кроме того, можно заработать хотя бы немного денег, которые очень выручат вас в переходный период. Навыки маркетинга, освоенные после прочтения данной главы, помогут вам найти такую внештатную работу. Кто знает, может, вам понравится работа фрилансера и у вас появится желание работать на себя, отказавшись от дальнейших поисков нового начальника взамен старого!

 

Фрэнк Керн воспринял «благую весть» о прямом маркетинге, проповедуемую Дэном Кеннеди и другими учителями. Теперь он сам относится к числу самых высокооплачиваемых консультантов по маркетингу во всем мире. Он придумал стратегию вывода одного продукта на рынок через интернет, обеспечив себе доход в размере 18 миллионов долларов за сутки продаж.

Минимальная сумма, получаемая Фрэнком за консалтинговые услуги от каждого клиента за год, составляет 170 тысяч долларов. Кроме того, как советовал его наставник Дэн Кеннеди, за каждое продающее письмо он получает минимум 100 тысяч долларов в год плюс проценты от продаж (во многих случаях сумма, получаемая в виде процентов от продаж, превышает сумму предварительного гонорара).

Сейчас Фрэнк Керн работает по четыре часа в день в своем пляжном домике в Сан-Диего. Это уже совсем не то, что работать поваром и не иметь денег на бензин.

Я попросил Фрэнка сформулировать главную мысль, которую он хотел бы донести до читателей этой книги.

«Вы должны понимать: к чему бы вы ни стремились, даже если вы хотите стать профессиональным игроком в бейсбол, рэпером, кинозвездой – в любом случае вы ничего не добьетесь, пока не продадите что-то. Актеры зарабатывают так много потому, что их внешность обеспечивает высокие сборы от продажи билетов на фильмы с их участием. И дело даже не в умении играть. Музыкант становится богатым потому, что продает много билетов на концерты и много записей. Или его песни используются в фильме – а это лицензия, продажа. Ключ к тому, чтобы делать деньги, а значит, и существенно облегчить себе жизнь, заключается в следующем: вызвать у людей желание с радостью отдать вам деньги в обмен на то, что в вашем понимании представляет бо́льшую ценность, чем та сумма, которую они вам отдадут. Здесь ключевая фраза – “с радостью”. Большинство методов продаж и маркетинга, которым нас обучают, сводятся к тому, чтобы хитростью заставить людей расстаться со своими деньгами, или уговорить их сделать это, или сделать их настолько несчастными, чтобы они подумали, будто в вас их единственное спасение. Слова “с радостью” неприменимы ни в одной из этих ситуаций…

К счастью, мы живем в информационную эру! Детям не обязательно изучать тригонометрию. Для этого есть компьютеры. Вряд ли мы окажемся когда-нибудь на необитаемом острове без компьютера, и нам придется составлять алгебраическое уравнение. Думаю, было бы очень разумно обучить наших детей языку этого мира – а это язык денег, язык продаж, язык влияния. Потому что они либо сами будут оказывать влияние на других, либо попадут под чье-то влияние. Они либо сами будут лидерами, либо кто-то другой будет управлять их жизнью. Здесь есть только два варианта. Какой из них вы выбираете для своего ребенка?»

 

Как я стал высокооплачиваемым консультантом по маркетингу (и спас свой брак!) благодаря двум месяцам изучения маркетинга

 

Если вы до сих пор не убедились в важности изучения маркетинга, я серьезно предлагаю вам отложить эту книгу и поступить в Интернациональную социалистическую организацию – слышал, что они набирают новых членов.

Что касается остальных, мне кажется, вас всерьез заинтересовало то, что вы можете получить благодаря изучению маркетинга, как можете осуществить свои мечты, добиться материального благополучия, принести свои дары этому миру и донести до него свое послание.

В этой главе я научу вас, как самостоятельно изучать науку маркетинга . Внимательно прочитайте эти слова. На самом деле я не собираюсь учить вас маркетингу (во всяком случае, я не научу вас здесь многому). Это выходит за рамки моей книги. Помните известный афоризм о том, что лучше научить человека удить рыбу? Я не собираюсь учить вас удить рыбу. Я сделаю кое-что получше. Я научу вас тому, как самостоятельно научиться удить рыбу.

Во многих отношениях это и есть задача моей книги, о каких жизненных навыках мы бы здесь ни говорили. Мы будем обсуждать такие темы, как налаживание связей и установление контактов, маркетинг, продажи, написание убедительных коммерческих предложений, определение жизненных целей, использование социальных медиа, способность взять на себя ответственность за личные финансы, построение замечательных отношений с людьми.

При таком поразительно широком диапазоне тем просто невозможно уделить достаточно внимания каждой из них в одной книге. Поэтому я даю вам руководство по каждой из этих тем (и стимул) начать самостоятельно изучать соответствующий предмет. Моя задача – указать вам верное направление. Как бы там ни было, это единственное, что может сделать хороший учитель. Все остальное вы изучите самостоятельно. Потому-то такой подход и называется самообучением!

Уже очень скоро я поделюсь с вами своими рекомендациями по самообучению в сфере маркетинга. Но прежде чем сделать это, хочу рассказать свою историю о том, как освоение этих навыков повлияло на мою жизнь. Надеюсь, мой рассказ докажет вам, что изучение маркетинга – это не только вопрос зарабатывания денег.

 

Я влюбился в Джену во время нашего второго свидания – и тогда же сказал ей об этом. На том же свидании Джена сказала, что тоже влюблена в меня. Через месяц, в июне 2008 года я переехал из Калифорнии в Нью-Йорк, чтобы быть поближе к ней.

Три месяца спустя, в сентябре 2008 года, американская экономика рухнула.

Делом всей жизни Джены были тренинги по снижению веса. Совершенно неожиданно она потеряла практически всех своих клиентов, поскольку люди начали сокращать личные расходы. Ее выручка от продажи услуг резко уменьшилась, но расходы остались прежними. Бизнес Джены терпел большие убытки.

Наши отношения тогда еще только начинались, и я совсем не уделял внимания бизнесу Джены, поскольку не хотел смешивать бизнес и любовь. Кроме того, у нее была команда весьма авторитетных консультантов, в том числе специалистов с дипломами MBA и опытных корпоративных ветеранов, которые были ее наставниками. Я думал: что хорошего я могу сделать, если она получает советы от таких людей?

Тем не менее Джена каждый вечер приходила домой в слезах. Она оставалась в офисе до одиннадцати часов вечера, пытаясь спасти свой бизнес, а когда возвращалась домой, мы часто засиживались с ней до часа ночи, пока я пытался утешить ее и хоть немного снять стресс, накопившийся за день. Но ситуация действительно вызывала тревогу. Джена стояла перед непростым выбором (перед которым оказались в то время многие владельцы малого бизнеса): вложить все свои сбережения в поддержание бизнеса, который рухнул в период тяжелейшего экономического кризиса, без каких-либо гарантий, что эти деньги когда-нибудь окупятся, или прекратить борьбу, отказавшись от мечты всей жизни – иметь собственный бизнес.

У меня тоже были серьезные финансовые трудности – уверен, в то время они были у всех. Мои финансовые трудности в сочетании с проблемами Джены создавали серьезную напряженность в наших зарождающихся отношениях. Как я сказал Джене, о том, долго ли продлятся наши отношения, я задумался только один раз – в те трудные осенние месяцы, когда мы оба оказались в трудной ситуации.

Но я не собирался так легко сдаваться. «Деньги и любовь уже смешались в наших отношениях, – сказал я себе. – Деньги – вот все, о чем мы сейчас говорим!» Поэтому я отказался от собственного принципа разделения бизнеса и любви и поклялся найти способ изменить к лучшему ситуацию с бизнесом Джены. Я считал это одним из немногих способов спасти наши отношения, поскольку в противном случае у нас возникли бы серьезные трудности. Казалось, все наши мечты вот-вот рухнут.

По иронии судьбы, как раз накануне я, по совету своего друга Брента Смита, познакомился с работами Ибена Пэгана и Дэна Кеннеди. Брент – коуч по знакомствам и отношениям (тоже не окончивший колледж), в то время он зарабатывал по десять с лишним тысяч долларов за выходные , отвозя миллионеров в Монако и обучая их навыкам знакомства и формирования отношений. Он жадно ловил каждое слово, сказанное Ибеном и написанное Кеннеди – и посоветовал мне ознакомиться с их работами.

Прослушав несколько уроков Ибена Пейгана, я начал читать некоторые книги Дэна Кеннеди – и вдруг понял, что бизнесу Джены поможет применение их подхода к прямому маркетингу. Джена не знала, что такое прямой маркетинг (да я и сам в то время почти ничего об этом не знал), а ее консультанты не рекомендовали ей применять этот метод. Я увидел здесь возможность изменить ситуацию к лучшему и решил ею воспользоваться. Черт побери, ведь нам обоим нечего было терять – все и так было хуже некуда. Оставалось только применить этот подход к маркетингу – и надеяться на чудо.

Важнейшим поворотным пунктом в моей жизни стало прослушивание части заочного курса маркетинга Ибена Пэгана. Урок назывался «Как написать убойное продающее письмо», и в нем принимал участие главный копирайтер Ибена, Крейг Клеменс, который заработал на продаже своих текстов свыше 50 миллионов долларов.

Для меня главным откровением, вынесенным из этого урока, стала следующая мысль: чтобы составить эффективное маркетинговое послание, необходимо заглянуть в головы потенциальных клиентов, понять, что для них самое важное в жизни и поговорить с ними именно об этом , а не о том, что вы хотите им продать. «Если вы не говорите с потенциальными клиентами об их самых сильных и сокровенных потребностях, желаниях и стремлениях, вы оказываете им плохую услугу», – так сказал Крейг в том уроке.

Один только этот совет полностью опровергает общепринятый подход к маркетингу, а также все, чему учат в университетах и на курсах MBA. В большинстве случаев маркетинговые мероприятия сфокусированы на том, что нужно продать, поэтому маркетинг кажется таким назойливым и раздражающим, ведь нам нет дела до того, что хочет продать торговец.

Хороший маркетинг, в свою очередь, говорит с потенциальным клиентом о скрытых сторонах его эмоционального мира, о самых сокровенных стремлениях, а также о том, как помочь ему добиться желаемого. Следовательно, самый лучший маркетинг заключается в установлении прочных контактов с людьми. Если вы действительно можете помочь потенциальным клиентам осуществить их сокровенные желания в той сфере, на которую рассчитан ваш продукт (а если вы не можете сделать этого, то вообще не следует его продавать), в таком случае вы оказываете им большую услугу, обсуждая с ними их проблемы. Дело в том, что на самом деле мало кто говорит с ними об этом даже в личной жизни. Согласитесь, приятно, когда кто-то готов вас выслушать, пойти вам навстречу, понять. Если вы можете сделать это для своих потенциальных клиентов, они непременно захотят иметь с вами дело (при условии что вы продаете именно то, что им нужно).

В аудиоуроке была предложена конкретная процедура, как проникнуть в мысли людей, с которыми вы общаетесь, чтобы поговорить с ними о самых важных для них вещах. Если вы будете говорить о самом важном для них (вместо того чтобы говорить о своем торговом предложении, которое, готов поручиться, находится в конце списка приоритетов), они будут слушать вас и поверят вашим словам. Процедура, предложенная Крейгом Клеменсом, довольно проста: составить список самых больших страхов, разочарований, желаний, мечтаний и ночных кошмаров, связанных с той проблемой, решить которую поможет ваш продукт. Затем предложите пять вариантов решения проблемы по каждому из пунктов.

Я дал Джене домашнее задание: составить такой список с точки зрения ее потенциальных клиентов, желающих сбросить вес. Это был первый раз, когда я дал Джене «домашнее задание» по поводу ее бизнеса, поэтому она взглянула на меня с подозрением, но была не в том положении, чтобы протестовать, учитывая опасность сложившейся ситуации.

Джена составила прекрасное описание внутреннего эмоционального мира своих потенциальных клиентов. Опираясь на это описание, я приступил к составлению электронного письма, которое она должна была разослать по своему списку рассылки. В этом письме шла речь о самых неотложных потребностях этих клиентов.

 

Вам действительно надоело стесняться своего тела?

Вы устали смотреть в свой шкаф и видеть там одежду, которую вам хотелось бы носить снова?

Вы чувствуете, что ваш вес мешает вам делать то, что вы хотели бы делать?

Вам кажется, что ваши пристрастия вышли из-под контроля?

Испытываете ли вы усталость из-за того, что приходится носить с собой повсюду свой избыточный вес?

Боитесь ли вы, что вам так и не удастся сбросить вес?

Испытываете ли вы подсознательный страх сахарного диабета или болезни сердца?

Боитесь ли вы, что придется жить «маленькой жизнью» из-за того, что вам не хватает энергии подняться и создать нечто более грандиозное?

Чувствуете ли вы, что не можете доверять собственному телу, что оно может нарушить все планы, которые придумал ваш разум?

Становятся ли ваши пристрастия настолько всепоглощающими, что вы саботируете свой план снижения веса?

Беспокоит ли вас то, что вы так и не найдете времени приучить себя к более здоровому питанию?

Вам надоело чувствовать себя неудачником из-за того, что не удается сбросить вес?

 

Затем со слов Джены я записал историю, которую она рассказывала мне много раз – историю о том, как тяжело ей самой приходилось бороться с этой мучительной неуверенностью и ненавистью к себе. Но в конце концов она поняла, как избавиться от всех этих переживаний по поводу своего здоровья, режима питания, веса и тела. В конце электронного письма я написал, как потенциальные клиенты Джены могут связаться с ней, если им никак не удается решить такие же проблемы и если они хотят добиться таких же результатов, каких добилась Джена.

Джена никогда не рассылала подобных писем своим клиентам. Это полностью противоречило принципам бренд-маркетинга, придерживаться которых ей рекомендовали высокообразованные консультанты. Как правило, она отправляла клиентам милые, составленные в корпоративном стиле, скучные письма примерно такого содержания: «Мы предоставляем следующие услуги…». Разумеется, такие рассылки не обеспечивали увеличения объема продаж, зато были безопасными, спокойными и не угрожали раскачать лодку ее бизнеса.

Джена была напугана стилем нового письма: его стиль было гораздо более человечным и намного более эмоциональным, чем большинство типичных корпоративных посланий клиентам. Но она осознавала, что пришло время попробовать что-то новое. Это электронное письмо было сфокусировано на потребностях потенциальных клиентов , а не на ее потребности продать им свои услуги. (Вы заметили, сколько раз в этом письме встречается слово «вы»?) Сдерживая волнение, Джена нажала кнопку «отправить».

Это письмо вызвало бурю протеста у некоторых ее консультантов. «Так ты уничтожишь бренд, который мы создавали годами!»

Но оно обеспечило продажу услуг ее на 8 тысяч долларов всего за неделю!

За всю историю своего бизнеса Джена еще не видела таких результатов, как за ту одну неделю – вопреки мнению всех высокообразованных консультантов. (За прошедшие два года Джена много раз рассылала новым подписчикам письмо по своему списку рассылки, и оно принесло ей новые заказы на программы по снижению веса на сумму 150 тысяч долларов.)

Джена сразу же стала новообращенным приверженцем прямого маркетинга. Она подписалась на курс Ибена Пэгана, слушала уроки и прочитала все книги Дэна Кеннеди, которые только смогла достать. Она изменила ситуацию в своем бизнесе к лучшему, оживила его. Через несколько месяцев Джена снова стала получать прибыль, а ее бизнес начал быстро расти в разгар экономического кризиса.

После этого события мы оба начали еще более усердно изучать маркетинг. В результате те финансовые трудности, которые плохо сказывались на наших отношениях, исчезли, а их место заняли покой и достаток. Мы даже не были тогда помолвлены, но я убежден в том, что Ибен Пэган и Дэн Кеннеди спасли наш брак, поскольку наши «юные» отношения могли и не выдержать финансовых трудностей, возникших в начале экономического кризиса, если бы мы с Дженой не открыли для себя их методы и не применили их в своей жизни и в бизнесе. Благодаря этому наши отношения вышли на совершенно новый уровень.

Несколько слов о порядочности. Вы можете испытывать неприязнь и отказываться от применения прямого маркетинга, потому что считаете его методы манипулятивными. Например, вам может показаться, что говорить с потенциальными клиентами об их озабоченности здоровьем, о проблема избыточного веса – значит манипулировать ими.

У вас есть все основания для беспокойства. В обсуждении с кем-нибудь самых сильных страхов, желаний и мечтаний действительно есть возможность для манипуляций. Именно поэтому вы обязательно должны определить собственные мотивы и поддерживать контакты, придерживаясь самых высоких стандартов порядочности и руководствуясь самыми добрыми и благородными намерениями. Необходимо искренне верить: то, что вы предлагаете, принесет потенциальному клиенту большую пользу. Если в процессе общения вы обнаружите, что предлагаемый вами продукт не совсем соответствует его потребностям, то нужно убедить этого человека не покупать этот продукт и, если возможно, предложить ему другое, более подходящее решение.

Однако, если у вас есть продукт, который может принести людям пользу, в таком случае, как говорит мой друг и коуч по маркетингу Мари Форлео, вы на самом деле лишаете их этих благ, не поддерживая эффективную коммуникацию с потенциальными клиентами и не обсуждая с ними, может ли ваш продукт удовлетворить их потребности. Мари утверждает, что вы поступаете как скупой и эгоистичный человек, если не удосужились найти способ принести свои дары людям, чтобы они могли извлечь из них для себя пользу. Хороший маркетинг (честный маркетинг, опирающийся на высокие стандарты порядочности) – это умение донести свои решения до окружающего мира, передать их в руки людей, которым они нужны, чтобы они воспользовались ими и извлекли из них реальную пользу. Хороший маркетинг – это умение как можно шире распространить плоды своего труда по всему миру.

И заключительная часть истории, то, что я делал, помогая Джене, превратилось для меня во вторую профессию: я начал заниматься копирайтингом и давать консультации по вопросам маркетинга. Полгода спустя мой доход, получаемый от предоставления консультаций частным лицам и компаниям из своей сети клиентов, уже выражался пятизначной цифрой. Копирайтинг и консалтинговые услуги по вопросам маркетинга переросли мой бизнес по написанию предложений об издании книг, которым я зарабатывал на жизнь несколько предыдущих лет.

Мне кажется, любой другой человек вполне может добиться того же, чего добился я. Это доступно для всех, кто готов потратить время на изучение копирайтинга прямого отклика.

Так же как у Ибена Пэгана, Дэна Кеннеди и Фрэнка Керна, у меня тоже не было никаких официальных документов, подтверждающих мое право заниматься этим видом консалтинга. У меня не было диплома MBA по маркетингу или другого диплома по бизнесу. Зато у меня было нечто гораздо более ценное – растущий портфель реальных достижений. Если вы способны помочь людям получить нужные им результаты и можете представить им доказательства того, что уже помогли другим добиться отличных результатов, тогда им будет безразлично, есть ли у вас официальные документы. Ведь их-то интересует результат.

Сделать карьеру в сфере юриспруденции, медицины, психотерапии или инженерного дела просто невозможно без диплома о получении соответствующего образования. Однако во всех остальных сферах было бы совершенно неправильно делать акцент на формальном образовании и получении диплома. Сфокусируйтесь лучше на обучении тому, как получить результаты – реальные результаты, действительно нужные людям и соответствующие их самых сильным желаниям, стремлениям и потребностям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.