Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (2 часа)

1. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология

2. Коммуникативная природа культуры. Традиции и новации в динамике культуры

3. Культура и духовная жизнь общества

3.1. Мораль как форма регуляции поведения человека

3.2. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру

3.3. Религия как форма духовной культуры

Термин "культура" (лат. cultura – возделывание, обрабатыва­ние, почитание) издавна используется для обозначения того, что сделано человеком, как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

 

В значении самостоятельного понятие культуры появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694), употреблявшего его для обоз­начения результатов деятельности общественного человека, про­тивопоставляя культуру природному, естественному, состоя­нию человека.

 

Задача философии культуры (термин "философия культуры" ввел в научный оборот в начале XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) – раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой.

 

Культу­рология – междисциплинарной области гуманитарного знания, изучающей культуру в совокупности ее конкретных исторических форм с помощью типологического, компаративного (сравнительного), структур­но-функционального и других методов.

 

Основополагающими вопросами философии культуры являются следующие: что есть культура в це­лом? почему и для чего она возникла? какова ее инвариантная структура? какие законы управляют ее функционированием и динамикой? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, изменения общественных отношений и трансформации человеческого сознания?

 

Функции философии культуры:

· осуществляет рефлексию над культурой в целом;

· эта рефлексия носит рационально-теоретический характер;

· задача философ­ской рефлексии – выявить смысл и предназначение культуры как тотальности.

Становление философии культуры как са­мостоятельной области знания началось в XIX в.

Исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная фило­софская проблема.

 

Концептуальные модели осмысления феномена культуры:

· натуралис­тическая;

· классическая;

· неклассическая;

· постмодернистская.

Натуралистическая модель, сформировавшаяся в филосо­фии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей "естественного человека", видела в ней человеческое продолже­ние природы.

Французские просветители вместо понятия культу­ры использовали понятие цивилизации, трактуя последнюю как проект идеального социального устройства, основанного на разу­ме, справедливости и нравственности.

Немецкие просветители связывали понятие культуры с личностным развитием человека, а понятие цивилизации применяли для характеристики социаль­но-политической жизни общества.

Классическая модель культуры сложилась в XIX в. Человек (субъект культуры) провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости творцом культуры.

Культура отождествляется с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества форм и типов культуры, располагающихся в опреде­ленной исторической последовательности и образующих единую линию эволюции человечества.

Культура отдельного человека выводится из надындивидуальной культурной реальности.

В ос­нове данной модели лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, евроцентризма.

 

Трактовка культуры как чисто духовного образования, вопло­щающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шил­лер) или философского (Гегель) сознания.

Материалис­тическая интерпретация культуры вмарксистской философии: культура не может быть понята из самой себя, а только в связи с обществом и процессом предметно-практической деятельности человека.

В таком пони­мании культура не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всесто­роннего и целостного развития человека.

Неклассическая (модернистская) модель возникает в XX в. как реакция на трудности рационалистического познания куль­туры, несостоятельность претензий на строгую научную объек­тивность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры, фиксации факта относительной самостоя­тельности и самоценности каждой культуры.

Данная модель культуры ориентируется на повседневную жизнь человека, рас­сматривает культурную реальность как объект переживания.

Для модернистской модели культу­ры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от сис­тематизации и упорядоченного моделирования мира, использова­ние герменевтики как метода понимания фиксированных про­явлений духовной культуры в ее исторических образцах.

Постмодернистская модель культуры отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, акцентируя внимание на их са­модостаточности.

В результате распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип ос­мысления культуры – философствование без субъекта.

 

Теоретичес­кие подходы к исследованию и определению культуры в философии XX в.:

· аксиологический;

· деятельностный;

· семиотический;

· структуралистский;

· социологический;

· гуманитарный и др.

 

Деятельностный подход: культура предстает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, сис­тема исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культура как системно организо­ванная деятельность обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы органи­зации.

Акцентируя внимание на процессуальном характере куль­туры, такой подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекается от субъективно-личностной стороны куль­туры, которая для философской ее интерпретации имеет фунда­ментальное значение.

Семиотический подход в качестве сущностной характерис­тики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечива­ющий социальное наследование.

Куль­тура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотичес­ких систем.

В роли таких семиотических систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков.

Аксиологический (ценностный) подход трактует куль­туру как сложную систему материальных и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многооб­разия деятельности человека и значимых для конкретной соци­альной системы.

Аксиологическая интерпретация культуры дает возможность отдифференцировать культуру от природы и однов­ременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не сни­мает проблему их соотношения.

Рассматривая мир культуры с точки зрения его значения для человека, данный подход сталки­вается с серьезными трудностями в понимании природы ценнос­тей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

 

Феномен культуры выступает как:

• мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

• сложная, многоуровневая система ценностей;

• совокупность овеществленных средств и способов человечес­кой жизнедеятельности;

• совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

• источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

• сфера проявления родовой сущности человека;

• форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.

 

Культураспецифически человеческая деятель­ность, объективированная в материальных и духовных ценнос­тях, в степени воплощения богатства социального опыта в духов­ном мире индивида, а, следовательно, в мере его саморазвития как универсального существа.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возника­ет в процессе освоения человеком предметного мира и включает со­вокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их пра­ктические потребности, а с другой – выступают средствами закреп­ления, хранения и передачи социально значимой информации.

Ду­ховная культура – это процессы, состояния и результаты творчес­кой деятельности человека, объективированные в духовных цен­ностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в со­циальном пространстве и историческом времени, ценности духов­ной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить слож­ные и многоуровневые системы ориентации в мире.

Социальные функции культуры:

· освоения и преобразования мира;

· коммуникативная;

· нормативная;

· функция накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

 

Трансформации ценностно-нормативной структуры культуры предопределяют динамику и формы организации социума. Об­щество способно функционировать и развиваться только насле­дуя, творчески перерабатывая и обогащая ценности культуры.

Культура – открытая, исторически эволюционирующая система.

Ее динамика предполагает многообразные процессы как преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, так и развития, обогащения ценностей культуры, осуществляю­щиеся в процессе новаторской деятельности.

 

Традиции, состав­ляя устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей де­ятельности на достижения предшествующих поколений.

 

На осно­ве традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исто­рические образования.

Культурные традиции, транслируя социальный опыт, составляют необходимое условие не только существования, но и развития культуры, поскольку вне традиций культуросозидающая деятельность человека лишается своих объективных оснований и механизмов осуществления.

 

Новациикультуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение качес­твенно новых форм и типов.

Продуктивные и социально значи­мые результаты новаторской деятельности селектируются, зак­репляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию.

Динамизм культуры, лишенный стабилизирую­щих механизмов, ведет к ее саморазрушению.

 

В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эврис­тическую функции в культурно-историческом процессе.

Их нерасторжимое единство – универсальная характеристика бытия культуры.

 

Преобладание в системе базисных ценностей определен­ного типа культуры традиций или новаций обусловливает кон­кретный вектор ее фундаментальной общекультурной ориента­ции и служит основанием для разделения обществ на традиционные и современные (инновационные).

 

Культура – сложное и многообразное образование, в котором можно выделить интернациональную и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и другие подсистемы.

В струк­туре культуры зафиксированы:

· духовные ценности и идеалы;

· нрав­ственно-эстетические нормы;

· стандарты человеческого общения и поведения;

· гуманистические традиции, обычаи и нравы;

· матери­альные ценности;

· социальные институты, которые их сох­раняют, распространяют и совершенствуют.

 

Несмотря на динамич­ность и относительную самостоятельность каждого из элементов, культурные феномены всех уровней и форм составляют целос­тность, системообразующим фактором которой выступают основа­ния (универсалии) исторически определенного типа культуры.

Единство культуры заключается в ее инвариантных характе­ристиках:

• она представляет собой не природный, а искусственный мир;

• творчество культуры – процесс и результат деятельности че­ловека как общественного существа, связывающего в единое це­лое социальный, природный мир и мир ценностей;

• преемственность культурной эволюции человечества, связь ее с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории;

• способность культуры выступать в качестве критерия нрав­ственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, степени развития его духовности.

Многообразие культуры проявляется в том, что реально она существует в виде множества неповторимых, своеобразных, ка­чественно неоднородных ее типов и форм, воплощающих особен­ности исторического, политического, социального, этнического, языкового, ментального характера.

 

Интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур.

Интеграционные процессы в сфере культуры порождают разнообразные противоречия, поскольку их характер и последствия во многом зависят от социальных условий.

 

Вместе с тем достаточно очевидно, что, несмотря на возникновение напря­женных и сложных отношений между различными национальны­ми и региональными культурами, наличие тенденции к сохране­нию и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры – в их раз­ностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодей­ствий.

В современных условиях общечеловеческий, глобальный об­раз культуры формируется на основе достижений множества наци­ональных культур, уникальных и неповторимых в своем разнооб­разии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер.

Деятельность человека в сфере культуры носит одухотворенный характер.

В процессе практической деятельнос­ти люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Специфика потребления человеком объектов внешнего мира та­кова, что противоречиво сочетает в себе идеальные цели и матери­альные средства их реализации; гуманизм и прагматизм; необхо­димость и свободу; нормативность и избыточность; следование за­конам природы и их нарушение.

 

Осоз­нанная культурная деятельность очеловечивает внешний мир. Она не просто преобразует предметы природы в формы, пригод­ные для человеческого потребления, а, преобразуя самого челове­ка, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческо­го пользования материальными и духовными ценностями.

 

Куль­тура в ее интеллектуальном и нравственно-эстетическом измере­нии наделяет людей специфически человеческими нормами пове­дения и способами удовлетворения потребностей (включая ви­тальные).

Это означает, что среди многочисленных связей и отно­шений цивилизации с другими общественными и историческими формообразованиями самыми глубокими и всесторонними были и остаются ее взаимопроникновение и взаимодействие с духовной культурой (несмотря на различие, а часто и противоположность ценностей цивилизации и культуры, законов их функционирования, тенденций цивилизационной и культурной динамики).

 

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, ре­лигиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Специфика духовного производства существенно определяет­ся особенностями его продукта (неуничтожимость в процессе пот­ребления, способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения), а также всеобщим характером духовного труда.

 

В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни об­щества:

· основываются на конкретных формах общес­твенного сознания;

· репрезентируют специализирован­ные виды (типы) духовной деятельности;

· функциони­руют как институционализированные подсистемы общества.

Мораль (лат. mоrаlis – нравственный, mоrеz – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции пове­дения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармониза­ции интересов индивида и общества.

Требования, правила и оцен­ки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обес­печить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с дру­гом и с интересами общества в целом.

 

Мо­ральные нормыопределяют нравственное поведение человека.

Моральособая форма общественного сознания, фиксирующая высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-дол­жного).

Понятие нравственности включает совокупность реаль­ных практических норм поведения человека в конкретных жиз­ненных ситуациях (сфера сущего).

 

Основные струк­турные элементы морали:

· моральные нормы ("не лги", "не прелюбодей­ствуй", "почитай старших");

· моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм);

· моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм);

· морально-пси­хологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

 

Важнейшие черты, выражающие специфику морально­го регулирования поведения человека:

1) внеинституционалъность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением обществен­ного мнения);

2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключе­ния сферы человеческой жизнедеятельности);

3) императив­ность (требования морали апеллируют не к внешней целесообраз­ности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловно­го повеления);

4) мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности.

 

Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и со­держание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху оп­ределяется многими факторами:

· типом материально-производ­ственной деятельности;

· социальной структурой;

· господствующей системой ценностей;

· состоянием государственно-правовой регуля­ции;

· средствами коммуникации и т. д.

Основные теории происхождения морали:

· естественно-историческая;

· религиозная;

· априорно ценнос­тная.

 

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общес­твенных отношений людей, средством духовно-персонального са­моопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия.

В уровне нравственного развития личности, ее мо­ральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Социальные функции морали:

оценочная (проявляется в стремлении морали придать пов­седневному человеческому бытию высший смысл);

императивная(свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

воспитательная (создает условия для самосовершенствова­ния личности);

• коммуникативная(формирует способ­ность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

познавательная (обеспечивает человеку возможность позна­ния мира и смысла человеческого существования).

В эволюции духовной культуры существенно важную роль иг­рают социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают код, смысл и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и полити­ко-идеологические формы, воплощают преемственную связь по­колений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.

Искусство– особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos – чувствующий, чувственный).

 

Универ­сальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в ми­ре.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное про­изводство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эсте­тическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основ­ное и самостоятельное значение.

 

Термин "искусство" употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практичес­кой деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентирован­ная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

 

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

 

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в сово­купности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на че­ловека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность худож­ника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэ­тому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

 

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественно­го творчества занимается особая философская наука – эстетика(понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном).

 

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эсте­тика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля.

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

 

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции.

В совре­менной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиоз­ные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некото­рые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

 

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общнос­тей, трансляции художественного опыта человечества, органи­зации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целос­тного существа.

 

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

 

Религия (лат. rеligiо – благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание и мироощущение, ос­нованное на вере в реальное существование той или иной разно­видности сверхъестественных сил и в их определяющее воздей­ствие на мироздание и жизнь человека.

 

Философское осмысление данного феномена культуры пред­полагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

· определение сущности религии и места в системе мировоз­зрения;

· выявление социальных и психологических аспектов рели­гии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жиз­ни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

 

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому рели­гия – универсальный феномен, ее содержание выступает предме­том индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, при­нятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоцио­нально-чувственной сфере человека.

 

В истории философской мысли сложилось несколько кон­цепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде сан­кций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свобод­ной воли;

· для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отра­жения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фей­ербах;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеоло­гический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой ил­люзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал ре­лигиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

 

Религия – системное социокультурное образование, включаю­щее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные ор­ганизации.

Религиозное сознание представляет собой два относи­тельно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и ре­лигиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная фи­лософия, богословские концепции отдельных сфер общества (эко­номики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ – совокуп­ность символических действий, связанных с практическим и ду­ховным обращением к Богу.

Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникаю­щие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является цер­ковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими соци­альными институтами.

 

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интег­рирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конеч­ном итоге и ее судьбу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.