1/1 19 века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиление интереса писателей к народным традициям и фольклору, начинается издание памятников народного творчества. Первыми реформаторами русской словесности были М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин, позже огромный вклад в это дело внесёт А.С. Пушкин. И хотя уже в 18 веке можно говорить о существовании российских мастеров слова, но только в 19 веке появляется профессия - писатель.
Одной из наиболее характерных черт русской культуры 19 века было доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобрела совершенно исключительное общественное значение. Одной из главных причин такого положения, по мнению А.И. Герцена, явилось то, что «у народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Русская художественная литература пережила в 19 веке необычайный взлёт и вышла на мировую арену. Произведения, созданные русскими писателями, не только встали в один ряд с шедеврами мировой литературы того времени, но и превосходили их благодаря глубочайшему осмыслению жизненных проблем, в первую очередь нравственных. Русская литература более, чем вся литература мира, была связана с моралью и несла этическую направленность. Русскому писателю была свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Описывая несправедливость крепостничества, бесчеловечное отношение помещика к крестьянам, городскую бедноту, писатели не могли оставаться равнодушными к страданиям униженных и оскорблённых.
Одним из основных жанров к.18-нач.19 веков был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после Отечественной войны 1812 года, формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского.
Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос поэта.
Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряжённый самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.
Ближе ко 2/2 19 века появляется реализм в поэзии Н.А. Некрасова (1821-1878) и философской и любовной лирике Ф.И. Тютчева (1803-1873). Некрасов показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни, раскрыл удивительные образы русских женщин. Его поэзия особенно чутка к несправедливости и человеческой боли. Но основоположником реализма в русской литературе по праву считается А.С. Пушкин.
Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические произведения («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка») написаны изумительным по лёгкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении человека и его противостоянии слепой судьбе – всё это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре 19 века в целом. Его роман в стихах «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах.
Возникновение критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность. Повесть «Шинель» с темой униженности «маленького человека», его простыми радостями и непоправимыми бедами. Гротесковое начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор». В поэме-романе «Мёртвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с созданием вечных человеческих типов. Но сквозь едкий смех у Гоголя можно почувствовать невидимые миру слёзы. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому его убийственный смех сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни и разрушении в человеке человеческого.
Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинской интеллигенции, конфликт «отцов» и «детей».
Вершиной критического реализма стало творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского (1821-1881). Оба они намного острее других ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. Их объединяет то, что в поисках разрешения этих противоречий они обратились не к политике, а к нравственности. Творчество Толстого и Достоевского уходит своими корнями в ту духовную ситуацию, которая может быть определена как нравственный тупик современной цивилизации, когда из жизни общества исчезла религиозность и рухнули прежние, исходные моральные основы. Эта ситуация вновь потребовала постановки исходных вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла. Ответы на эти вопросы нужно было искать заново. Это и стало главным духовным делом героев их романов, каждый из которых прошёл свой мучительный путь перерождения и обретения веры. Их герои внутренне бескорыстны – они не стремятся к завоеванию себе места под солнцем, к богатству, карьере, как герои Стендаля или Бальзака. Русского героя волнуют такие проблемы, как истина, социальная справедливость, гармония между убеждениями и жизнью, нравственные отношения с другими людьми.
В романах Л. Толстого представлен длительный период русской жизни – от начала 19 до начала 20 века. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздаёт жизнь различных слоёв русского общества в войну 1812 года, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Воскресенье» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».
Мастер психологического романа Ф.М. Достоевский (1821-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Бесы» через изображение глубин человеческой души раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски жизни, бога и гармонии.
Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А.П. Чехова (1860-1904). Автор фельетонов, коротких юмористических рассказов, новаторских пьес, тонкий психолог, мастер подтекста сочетал в своих произведениях юмор и лиризм. Его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», Три сестры», «Вишнёвый сад» проникнуты особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы.
Итак, 19 век уникален и многоаспектен. Русская цивилизация 19 века успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные учёные внесли серьёзный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и 19 век оставил её в наследство веку 20.