Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чаще всего выделяют три механизма восприятия: идентификация, эмпатия и рефлексия



1. Идентификация (лат. identificare – отождествлять) означает процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, об­разцом («я – русский», «я – офицер», «я – любимая» и т.п.). Это понятие выражает установленный в ряде экспериментальных ис­следований факт, что одним из самых простых способов понима­ния другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди прибегают к такому приему, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению стро­ится на основе попытки поставить себя на его место. Это один из механизмов познания и понимания другого человека.

2. Эмпатия(от греч. empathea – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания друго­го человека. В отличие от идентификации эмпатия подразумевает не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремле­ние эмоционально откликнуться на чувства другого. Эмпатия – это аффективное понимание. Ее эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствывается».

3. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) в социальной психоло­гии означает осознание человеком того, как он воспринимается парт­нером по общению. «Я думаю, что он думает...» – это рефлексия первого порядка. «Я думаю, что он думает, что я думаю...» – реф­лексия второго порядка. В процессе рефлексии находит отражение несколько позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов общения: 1) сам субъект, каков он есть в действительно­сти; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. К ним можно добавить еще две: как партнеры представ­ляют свой образ в сознании другого.

Следовательно, восприятие и понимание человека человеком но­сит личностный, субъективный, подчас пристрастный характер. Это может привести к ошибкам, если не обладать высокой самокритич­ностью и большим опытом.

Кроме того, надо помнить, что на восприятие другого человека может оказывать большое влияние психологическая установка. В психологии под установкой понимается предрасположение инди­вида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Психологическая установ­ка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ним эмоциональных состояний, предрасполагающих к определен­ным действиям. Особенно велика роль установки (и вероятность ошибки) при формировании первого впечатления о незнакомом че­ловеке. Широко известны результаты опыта психологов, в которых восприятие фотографии одного и того же человека предварялось сообщением, в одном случае – «это преступник», в другом – «это известный ученый», что обусловливало совершенно разные описа­ния психологического портрета одного и того же человека.

Психологический механизм установки обеспечивает появление определенных «эффектов», которые необходимо учитывать, чтобы и межличностное восприятие было более точным. В психологии под­робно исследованы эффекты ореола, новизны и первичности, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, кото­рый уже был создан заранее. Ранее существовавший образ выпол­няет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект новизны проявляется при формировании первого впе­чатления о человеке: общее благоприятное впечатление приводит к позитивному впечатлению о незнакомце и соответствует порядку предъявления (получения) информации о нем: информация, кото­рая была получена первой, при формировании впечатления преоб­ладает, а более поздняя информация вытесняется. Напротив, в си­туациях восприятия знакомого человека эффект новизны действу­ет иначе: более значимой оказывается последняя, т. е. более полная, информация.

Эффект стереотипизации связан с формированием упрощен­ного представления о социальном объекте, субъекте, процессе или явлении. Стереотип – это схематизированный образ какого-либо человека или явления, который позволяет классифицировать по­ведение людей или явления (события) по категориям и восприни­мать их шаблонно, согласно своим представлениям и ожиданиям. Стереотипы в общении возникают часто на основе ограниченного опыта человека, нежелания или неумения его овладевать более объективной информацией. Особенно сильны профессиональные и этнические стереотипы («все торговцы – жулики», «все итальян­цы темпераментны» и т. п.).

Стереотипизация может приводить к возникновению предубеж­дений и искаженного знания. Такого рода знания часто формиру­ются на уровне подсознания при восприятии граждан следователя­ми, прокурорами и другими юристами. Однако это может помешать правильной оценке поведения человека или той или иной ситуации (в частности, точному расследованию преступления). Поэтому важ­но уметь соотносить внешние признаки с внутренним состоянием человека и не спешить делать заключения о человеке по отдельным признакам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.