1. Идентификация (лат. identificare – отождествлять) означает процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом («я – русский», «я – офицер», «я – любимая» и т.п.). Это понятие выражает установленный в ряде экспериментальных исследований факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди прибегают к такому приему, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это один из механизмов познания и понимания другого человека.
2. Эмпатия(от греч. empathea – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. В отличие от идентификации эмпатия подразумевает не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на чувства другого. Эмпатия – это аффективное понимание. Ее эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствывается».
3. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) в социальной психологии означает осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. «Я думаю, что он думает...» – это рефлексия первого порядка. «Я думаю, что он думает, что я думаю...» – рефлексия второго порядка. В процессе рефлексии находит отражение несколько позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов общения: 1) сам субъект, каков он есть в действительности; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. К ним можно добавить еще две: как партнеры представляют свой образ в сознании другого.
Следовательно, восприятие и понимание человека человеком носит личностный, субъективный, подчас пристрастный характер. Это может привести к ошибкам, если не обладать высокой самокритичностью и большим опытом.
Кроме того, надо помнить, что на восприятие другого человека может оказывать большое влияние психологическая установка. В психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Психологическая установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ним эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Особенно велика роль установки (и вероятность ошибки) при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Широко известны результаты опыта психологов, в которых восприятие фотографии одного и того же человека предварялось сообщением, в одном случае – «это преступник», в другом – «это известный ученый», что обусловливало совершенно разные описания психологического портрета одного и того же человека.
Психологический механизм установки обеспечивает появление определенных «эффектов», которые необходимо учитывать, чтобы и межличностное восприятие было более точным. В психологии подробно исследованы эффекты ореола, новизны и первичности, стереотипизации.
Сущность эффекта ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект новизны проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление приводит к позитивному впечатлению о незнакомце и соответствует порядку предъявления (получения) информации о нем: информация, которая была получена первой, при формировании впечатления преобладает, а более поздняя информация вытесняется. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека эффект новизны действует иначе: более значимой оказывается последняя, т. е. более полная, информация.
Эффект стереотипизации связан с формированием упрощенного представления о социальном объекте, субъекте, процессе или явлении. Стереотип – это схематизированный образ какого-либо человека или явления, который позволяет классифицировать поведение людей или явления (события) по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно своим представлениям и ожиданиям. Стереотипы в общении возникают часто на основе ограниченного опыта человека, нежелания или неумения его овладевать более объективной информацией. Особенно сильны профессиональные и этнические стереотипы («все торговцы – жулики», «все итальянцы темпераментны» и т. п.).
Стереотипизация может приводить к возникновению предубеждений и искаженного знания. Такого рода знания часто формируются на уровне подсознания при восприятии граждан следователями, прокурорами и другими юристами. Однако это может помешать правильной оценке поведения человека или той или иной ситуации (в частности, точному расследованию преступления). Поэтому важно уметь соотносить внешние признаки с внутренним состоянием человека и не спешить делать заключения о человеке по отдельным признакам.