психолого-педагогические и специальные знания учителя иностранного языка
рефлексивные умения учителя
требования к речи учителя
ценности учителя
содержание теоретической готовности учителя
аналитические умение учителя
проективные умение учителя
содержание практической готовности
профессионально-лингвистическая компетенция
прикладные умения учителя
законодательные основы компетентностного подхода
концепция компетенции и система ключевых компетенции в общем образовании
умения учителя преодолевать конфликт, как показатель проф компетенции
Определения:
Компетенция – (Д.И. Ушаков) – осведомленность или авторитетность в различных вопросах (совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, рождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации).
Компетенция – (Дж. Равен) – специфическая особенность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретно применимой области и включающая узкоспециальные знания, а также принятие ответственности для своей деятельности.
Компетентность – совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма в той или иной области деятельности.
25) базовая компетенция педагога (требования профессионального стандарта)
Компетенция – (Д.И. Ушаков) – осведомленность или авторитетность в различных вопросах (совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, рождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации).
Компетенция – (Дж. Равен) – специфическая особенность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретно применимой области и включающая узкоспециальные знания, а также принятие ответственности для своей деятельности.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим компетенцию учителя, является закон об образовании, а также другие подзаконные акты.
Образовательный стандарт высшего профессионального образования – компетенция учителя.
Требования:
- Способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность
Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика.
ü Создание ситуации успеха для обучающихся.
ü Грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность.
ü Организация образовательного процесса с опорой на положительные стороны каждого обучающегося, поддержка позитивных сил развития ученика.
ü Разработка индивидуально –ориентированных образовательных проектов.
ü Осуществление грамотного педагогического оценивания поступков и поведения.
ü Разработка индивидуальной программы развития ученика.
ü Составление устной и письменной характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира
- Способность индивидуализировать образовательный процесс
Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.
ü Выявление индивидуальных предпочтений(индивидуальных образовательных потребностей),
возможностей ученика, трудностей, с которыми он сталкивается.
ü Создание индивидуализированной образовательной программы.
ü Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.
ü Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.
ü Умение построить индивидуальную воспитательную программу.
ü Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
- Способность понимать и принимать точку зрения других субъектов образовательного процесса
ü Интерес к мнениям и позициям других.
ü Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.
- Эмоциональная устойчивость
ü В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.
ü Не стремится избежать
ü эмоционально-напряжённых ситуаций.
ü Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.
ü Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.
- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе
ü Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.
ü Позитивное настроение.
ü Желание работать.
ü Высокая профессиональная самооценка
- Способность перевести тему урока в педагогическую задачу
Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе.
ü Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.
ü Осознание нетождественности
ü темы урока и цели урока.
ü Владение конкретным набором
ü способов перевода темы в задачу.
ü Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.
ü Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
- Способность ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
- Способность обеспечить успех в деятельности
ü Знания возможностей конкретных учеников.
ü Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.
ü Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.
ü Знание интересов, потребностей воспитанников.
ü Умение определить социальный статус воспитанника.
ü Демонстрация последствий того или иного поступка, поведения
- Компетентность в педагогическом оценивании
ü Знание многообразия педагогических оценок.
ü Знакомство с литературой по данному вопросу.
ü Владение (применение) различными методами оценивания
- Способность превращать учебную задачу в личностнозначимую
ü Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.
ü Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.
ü Формирование личностной позиции ученика при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
- Компетентность в предмете преподавания
ü Знание генезиса формирования предметного знания(история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось).
ü Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений.
ü Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.
ü Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания.
ü Знание жизненного пути воспитанника.
ü Знание семейной обстановки.
ü Знание травмирующих ситуаций.
ü Умение установить социальный статус воспитанника.
- Компетентность в методах преподавания
ü Знание методов и методик преподавания.
ü Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих«находок» и методов, авторская программа.
ü Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых
ü информационных технологий.
ü Использование в учебном процессе современных методов обучения
- Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников