Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

семинар. 2 вопрос. Коммуникативная ситуация и ее составляющие

Коммуникативные ситуации - это «конкретные ситуации вербального общения двух и более людей, отличающиеся друг от друга характером ролевых взаимоотношений между коммуникантами, тематикой, внешними обстоятельствами общения и пр.».

Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:

1) Участникикоммуникативной ситуации:

- говорящий (адресант). Адресант инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Адресант использует символы (слова или графические или наглядные средства) для передачи сообщений и получения требуемого ответа. Адресантом может быть и один человек и группа и организация. Взгляды, навыки, компетенции и знаний адресанта оказывают большое влияние на сообщение. Адресант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность, умение направлять беседу и регулировать ее временные рамки.

- слушающий (адресат). Адресат - человек, для которого сообщение предназначено, это тоже позиция активного участника общения. Понимание адресатом сообщения зависит от нескольких факторов, таких как, знание адресанта, интерес к теме сообщению и т.д.

Данный компонент коммуникативной ситуации включает количественную характеристику адресата ( 1. межличностная коммуникативная ситуация – при соотношении «1 адресант : 1 адресат»; 2. групповая, или коллективная– при соотношении «1:2 и больше»; 3. массовая – при соотношении «1:100 и больше»), пол, возраст, социальный статус, образовательный уровень, роли, личные характеристики, межличностные отношения, языковые особенности участников коммуникативной ситуации.

2) Код коммуникативной ситуации. Это тональность или настроение коммуникативной ситуации (официальная – нейтральная – дружеская). Это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта для создания определенного настроения.

3) Способ передачи информации (устный/письменный, контактный (осуществляемый непосредственно, «здесь и сейчас») /дистантный (осуществляемый опосредованно)). Контактное общение отличает сиюминутность и гибкость речевого взаимодействия. В этих условиях возможна непосредственная обратная реакция собеседника (ответная реплика или конкретное действие). Дистантный вид общения предполагает пространственную (разговор по телефону, общение в чатах) или временную (обмен письмами, документооборот, чтение книг, журналов, газет, объявлений и т. д.) отдаленность. При дистантном общении широко используются технические средства связи

4) Окружающая обстановка (контекст, действительность, ситуация). Это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Это в первую очередь место, времяи продолжительность речевого взаимодействия. Сообщение приобретает определенный смысл и может быть понято только в структуре неречевого контекста. Рассмотрим в качестве примера высказывание «Он держал в руке сумку». Если эта фраза произносится в контексте детективной истории, то она может означать, например, «приготовиться» – в случае, если этот человек подозреваемый, а в сумке могут лежать важные вещественные доказательства. В бытовой ситуации сумка в руках может указывать на сцену размолвки или часа расставания, когда кто-то из близких собирается уйти или уехать. Таким образом, прагматическое значение высказывания всегда будет меняться.

5) Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается.

6) К психологическим структурным компонентам акта коммуникативной ситуации следует в первую очередь отнести намерение и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – желание вступить в общение с другим лицом.

В коммуникативной ситуации обычно различают два вида целей, которые может преследовать говорящий – ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим, и более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений);

· побуждение к действию;

· изменение эмоционального состояния партнера.

Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.

Составляющие коммуникативной ситуации – ситуативные переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.