Авиационная подвижная (воздушная) электросвязь осуществляется с помощью средств, включающих проводные и радиоканалы, или с помощью одних лишь радиосредств и организуется для поддержания связи с экипажем на всех этапах полета от запуска двигателей и до их выключения.
Для регламентации операций по УВД и обеспечения непрерывности связи на воздушных трассах, местных воздушный линиях и в районах аэродромов устанавливают пункты обязательных донесений (ПОД) и рубежи передачи УВД.
По своему характеру сообщения подразделяются на информационные, разрешающие, рекомендательные и обязательные.
Авиационная фиксированная электросвязь строится на базе средств проводной и радиосвязи ГА с использованием технических средств Единой автоматизированной системы связи страны, общегосударственной сети связи Министерства связи и международных сетей электросвязи. Авиационная наземная связь обеспечивается с помощью систем телеграфной, телефонной связи и систем передачи данных (СПД).
С помощью средств телеграфной связи осуществляется взаимодействие диспетчерских пунктов УВД, которое включает обмен сообщениями по планированию, обеспечению и выполнению полетов и сообщениями по обеспечению безопасности полетов.
Телефонная связь предназначена для обеспечения оперативного взаимодействия органов УВД и всех упомянутых служб авиапредприятий.
Системы ПД организуются для передачи цифровой информации в автоматизированных системах управления (АСУ) различного назначения: АС УВД, АС бронирования мест, АСУ управления технической и производственной деятельностью авиапредприятий.
Эксплуатационно – технические характеристики.
Эксплуатационно-техническими характеристиками принято называть данные о функциональных возможностях и качестве работы систем связи.
Информационные характеристики позволяют оценивать качество связи (искажение сигнала => сообщение или его часть не доходит до адресата). Вводится три вида информационных показателей: первый характеризует степень соответствия принятого сообщения переданному при условии, что сообщение принято, и называется верностью; второй – вероятность нарушения связи либо вероятность ее отсутствия и называется надежностью; третий – быстродействие.
Эргономические характеристики – отражают степень приспособленности средств связи и устройств воспроизведения сообщений к потребностям пользователя как оператора.
Экономические характеристики позволяют оценить затраты энергии и ресурсов на передачу сообщений с требуемым качеством.
Обобщенные характеристики предназначаются для интегрального описания основных свойств системы связи и степени их соответствия некоторой эталонной системе.
Технические характеристики отражают особенности технической реализации системы связи и несут дополнительную информацию об их эксплуатационных возможностях.
К Основным техническим характеристикам относятся:
диапазон волн; стабильность параметров (в частности стабильность частоты, ширина полосы частот канала, число каналов, дальность действия, способы разделения каналов, энергетические характеристики (уровень сигнала и помех), используемые методы кодирования и модуляции.
Диапазоны и другие характеристики каналов, установленные ИКАО и Международным союзом электросвязи в табл. 1.
Диапазоны радиоволн и другие характеристики каналов воздушной связи установленной ИКАО и Международным союзом электросвязи.
Основной диапазон выделенный для канала авиационной воздушной связи- 118-136 МГц. В этом диапазоне волн обеспечивается высокая надежность передачи связи, т.к. на распространение радиоволн не оказывают влияния ни метеообразования, ни ионизированные слои атмосферы, которые зависят от интенсивности солнечного и космического излучения. В диапазоне метровых волн сравнительно низок уровень естественных и промышленных помех, что имеет очень большое значение для обеспечения высокой надежности связи.
Верность сообщений
Мерой верности речевых (телефонных) сообщений служат так называемые артикуляционные искажения звуков, речи, слогов, слов и фраз.
Различают три вида: звуковая, словесная и фразовая артикуляция.
Звуковая и слоговая называется разборчивостью речи, словесная и фразовая – понятностью.
Звуковая и слоговая артикуляция называются разборчивостью речи, словесная и фразовая – понятностью.
Руководство по радиотелефонной связи ИКАО (1984г.) и в ГА СССР (НТЭРТОС - 86) предусматривает оценку разборчивости речи по пятибалльной системе: 1 – полная неразборчивость (срыв связи); 2 – понимание сообщения с большим напряжением внимания с переспросами и повторами; 3 – понимание передаваемого сообщения без переспросов и повторений; 4 – понимание передаваемого сообщения без затруднений; 5 – понимание сообщения без малейшего напряжения.