раком молочной железы наряду с такими внешними факторами, как повреждения, вредные влияния внешней среды, считают причиной болезни также психические конфликты и перегрузки, тогда как 30% просто рассматривают эту болезнь как наказание за свои грехи и ошибки (Becker, Janz, 1985). Это связано с представлением о том, что рак — не такая болезнь, как другие, что само слово «рак» — это «метафора» для определения злокачественного неодолимого процесса и таинственной судьбы человека, включающей вину и наказание. Понятие «раковая опухоль» не только в представлениях больных, но и в политической терминологии означает неблагоприятное развитие процесса и недопустимые промахи.
Kubler-Ross (1974) описал 5 идеально-типических фаз процесса, которые могут быть пройдены больным:
1) нежелание знать и изоляция (больной отказывается принять свою болезнь);
2) гнев и отвергание;
3) фаза переговоров (просьбы, прежде всего к врачам);
4) депрессия;
5) примирение с судьбой, согласие жить, «сколько отпущено» и умереть «в мире и достоинстве».
Для психотерапевта важно определить, где именно находится больной в своем кризисе.
Психотерапевт должен учитывать индивидуальную систему семьи и семейных отношений (Stieriin, 1978). Он должен спросить себя, какое значение имеет страдание для больного и для членов семьи, какие силы здесь действуют как до, так и, в особенности, во время заболевания и после возможной смерти пациента. Если эти силы распознаются, ими можно успешнее пользоваться. Поэтому должно стать правилом наблюдение и лечение не только самого больного, но и «пациента-семьи» (Gutter, Luban-Plozza, 1978).
При этом имеется тенденция к чрезмерному информированию родственников и недостаточному — больного. Тем самым создается опасность того, что родственники завершат психологическую переработку скорби уже перед смертью больного, и он окажется в изоляции. Что и в каком объеме должен врач говорить пациенту — вопрос сложный и в каждом случае решается индивидуально, с учетом того, что по закону больной имеет право получить полную информацию о своем состоянии. В любом случае, чтобы быть вместе с больным, его
Глава 11
родственники должны находиться на том же уровне владения информацией, что и он (Baltrusch, 1969). Различные уровни информации больного и других членов семьи лишают семью возможности сотрудничества. В этой ситуации никто не может действовать естественно; все подвергается искаженной рефлексии в то время, когда нужна открытость. Достижению такой открытости часто может помочь семейная конфронтация. Kilbler-Ross (1974) указывал на то, что родные могут переживать сходные с больным фазы в ходе заболевания. Родные часто страдают от чувства вины и бессилия. Семейные беседы могут действовать успокаивающе и предотвращать хрониза-цию этих чувств.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Данный раздел написан по материалам книги «Психотерапия рака» (Саймонтон, Саймонтон 2001).
Учитывая общее представление об онкологических заболеваниях, царящее в нашем обществе, и его влияние на больных, становится понятно, насколько опасна эта сила. Требуя от онкологических больных, чтобы они, невзирая на собственный страх и вопреки отрицательным установкам окружающих, попытались изменить свои представления об этой болезни и поверили, что еще смогут поправиться и вести активную и наполненную смыслом жизнь, мы требуем от них проявления огромного мужества и силы. Для того, чтобы помочь им в этой нелегкой задаче, мы прежде всего пытаемся противопоставить существующим в обществе отрицательным установкам относительно рака систему положительных представлений. Эти два вида установок приведены в приведенной ниже таблице.
Отрицательные установки
Положительные установки
1. Рак — это смертельное заболевание
2. Рак нападает извне, и бороться с ним невозможно
3. Любое лечение болезненно и неэффективно, причем часто возникают нежелательные побочные эффекты
1. Рак не обязательно смертелен
2. Собственные внутренние ресурсы организма могут бороться с раком, чем бы он ни был вызван
3. Лечение может быть союзником внутренних ресурсов организма