Системный блок современного компьютера содержит ряд компонентов-«печек», выдающихся по энергопотреблению, а следовательно, и тепловыделению (в итоге вся потребляемая мощность выделяется в виде тепла, больше никакой «полезной» работы компьютер не производит). К таким компонентам относятся процессор, память повышенного быстродействия, графический акселератор, винчестер с высокой скоростью вращения, магнитооптические накопители, устройства записи оптических дисков, мощные дисковые контроллеры. Возникает задача отвода тепла от самих элементов и вывода тепла из корпуса системного блока. В компьютерах на процессорах первых трех поколений с этой задачей легко справлялся единственный вентилятор блока питания, высасывающий воздух из корпуса системного блока. Поскольку применялись микросхемы со сравнительно невысокой (по нынешним меркам) степенью интеграции, каждая из них выделяла умеренную мощность, а благодаря большим габаритам корпусов микросхем тепло с них отводилось в воздух естественной конвекцией. С повышением степени интеграции и уменьшением размеров корпусов микросхем, а также с повышением рабочих частот вопросы отвода тепла от корпусов микросхем и из самого системного блока ставятся все острее, несмотря на успехи технологий, позволивших во много раз снизить мощности, рассеиваемые отдельными элементами. В первую очередь проблемы охлаждения актуальны для процессоров, поэтому на этом вопросе остановимся подробнее.
Вопрос охлаждения процессора стал актуальным, начиная с моделей класса 486. Процессор 486SX-33 еще не требовал установки специального радиатора. Однако с повышением тактовой частоты мощность, рассеиваемая процессором, возрастает. Кроме того, потребляемая мощность зависит от интенсивности работы процессора: разные инструкции задействуют различные части процессора, и при увеличении доли «энергоемких» инструкций мощность, рассеиваемая процессором, повышается. Существуют даже специальные тестовые программы для проверки теплового режима, способные перегреть процессор с недостаточным охлаждением и довести его до сбоев и даже разрушения.
Для охлаждения процессоров применяют радиаторы (heat sink). Радиатор эффективно работает, только если обеспечивается его плотное прилегание к верхней стороне корпуса процессора (даже тонкий воздушный зазор значительно снижает теплопроводность). Весьма эффективно использование теплопроводной мастики, которую наносят тонким слоем на корпус процессора, после чего радиатор «притирают» к процессору. Хорошие результаты дает и приклеивание радиатора к процессору двусторонней «самоклейкой» — но только специально предназначенной для этих целей, поскольку обычные «липучки» нетермостойки и имеют большое тепловое сопротивление. Когда пассивного теплоотвода, обеспечиваемого радиатором, рассчитанным на естественную циркуляцию воздуха внутри корпуса компьютера, оказывается недостаточно, применяют активные теплоотводы (Cooler, Fan). Они имеют вентиляторы, устанавливаемые на радиатор процессора или на сам процессор. Вентиляторы обычно являются съемными устройствами, питающимися от источника +12 В через специальный переходной разъем. Размеры (габаритные и установочные) вентиляторов и радиаторов для процессоров 486, Pentium (они разные для процессоров 60-66, 75-180 и 200-233 МГц), Pentium Pro, Pentium II/III, Celeron различаются -чем новее процессор, тем больше радиатор и вентилятор. Процессор Pentium 4 только подтверждает это правило.
Для особо горячих процессоров (в основном для их разгона) применяют и полупроводниковые холодильники на модулях, использующих эффект Пельтье. Холодильник Пельтье работает тепловым насосом: он отбирает тепло с одной стороны модуля и выделяет его на другой стороне, обеспечивая разность температур до нескольких десятков градусов. При этом он и сам потребляет значительную мощность, соизмеримую с потребляемой мощностью охлаждаемого элемента (то есть десятки ватт), и выделяет ее в виде тепла. Таким образом, вентилятор, обдувающий радиатор холодильника Пельтье, должен выносить из корпуса компьютера значительно больше тепла, чем выделяет сам процессор. Это является расплатой за возможность охлаждения отдельных элементов до температуры, меньшей, чем температура окружающего воздуха. Здесь имеются и побочные эффекты — на холодной части может конденсироваться влага, что чревато утечками тока (замыканием проводников). Холодильник питается либо от общего блока питания компьютера (по линии +5 В), либо от отдельного источника питания. Холодильник может быть управляемым и неуправляемым: в управляемом холодильнике имеется термодатчик, который включает холодильник лишь при определенном пороге температуры охлаждающей стороны; неуправляемый холодильник может заморозить процессор (до зависания) при переходе процессора в энергосберегающий режим. Отключенный (вышедший из строя) холодильник представляет собой теплоизолятор, под которым процессор, работающий на полной мощности, может сгореть. Цена холодильника зависит от его мощности и составляет несколько десятков долларов.
Применяют и системы водяного охлаждения: один радиатор с каналами для циркуляции воды устанавливается на процессор. Он парой гибких трубок соединяется с другим, более крупным радиатором, который может быть вынесен из корпуса компьютера. В комплект входит насос, обеспечивающий циркуляцию воды, и большой вентилятор, обдувающий выносной радиатор. Цена такого комплекта соизмерима с ценой процессора.
Стандарт конструктива АТХ предусматривает установку процессора прямо под блоком питания, при этом для обдува радиатора могут использоваться: внутренний вентилятор блока питания, дополнительный внешний вентилятор, устанавливаемый снаружи блока питания, вентилятор процессора. Теоретически все они должны работать согласованно — на обдув воздухом радиатора процессора. В противном случае их суммарная эффективность падает. При наличии большого радиатора в корпусе АТХ можно обойтись и без отдельного вентилятора на процессоре.
Процессоры Р6 имеют внутренний датчик температуры, аварийно останавливающий процессор в случае перегрева. Для измерения температуры процессоры Р6 имеют термодиод, его анод и катод выведены на контакты процессора.
В процессоре Хеоп к термодиоду подключен встроенный электронный термометр, который при перегреве вырабатывает сигнал, используемый для генерации прерывания.
Вентиляторы современных процессоров могут иметь датчик вращения, вырабатывающий пару импульсов за один оборот. Сигнал датчика выведен на разъем питания вентилятора, обработка сигнала возлагается на компоненты системной платы. Системная плата со встроенными средствами мониторинга позволяет программно измерять температуру процессора (по термодиоду), частоту вращения вентиляторов, а в критической ситуации вырабатывать прерывание для оповещения ОС и пользователя.
Большинство современных процессоров допускают температуру до +85 °С (Pentium — до +70 °С). Температура измеряется в центре верхней стороны корпуса процессора (не радиатора!) в установившемся рабочем режиме. Процессоры для мобильных применений обычно имеют меньшую потребляемую мощность и более высокую допустимую температуру корпуса. Существуют специальные исполнения процессоров, допускающие расширенный температурный диапазон. Они, естественно, дороже обычных и в PC применяются довольно редко.
Остальные компоненты, требующие отвода тепла, охлаждаются аналогично процессорам — радиаторами, вентиляторами, а то и холодильниками Пельтье. Общие соображения по тепловому режиму системного блока довольно просты:
♦ С помощью просторного системного блока проще обеспечить нормальный режим охлаждения всех компонентов.
♦ На пути воздушных потоков не должно быть препятствий в виде непроходи мых «джунглей» проводов и шлейфов. Вентиляционные отверстия в корпу се не должны быть перекрыты.
♦ Два и более вентиляторов, гонящих воздух по одному лути, должны рабо тать согласованно (не гнать воздух навстречу друг другу).
♦ Сильно нагревающиеся компоненты следует по возможности отдалять от других, особенно от чувствительных к нагреву.
♦ Периодически следует чистить компьютер — пыль, оседающая на компонен тах (в том числе радиаторах), препятствует их охлаждению. Нельзя допус кать попадания посторонних предметов (обрывков бумаги, а также проводов и шлейфов) в лопасти вентиляторов.
Системная плата может иметь входы для подключения датчиков температуры, датчик на гибком кабеле должен входить в комплект поставки платы. Установив датчик на критичном устройстве (винчестере, графической карте), можно наблюдать за его температурой с помощью утилиты CMOS Setup или специальной загружаемой утилиты. Если позволяет ПО, то можно настроить и порог предупреждения о критической температуре.
Вентилятор как электромеханическое устройство имеет принципиально меньшую надежность (срок жизни), чем процессор и другие электронные компоненты. С вентиляторами могут быть связаны неприятности разной степени тяжести — от повышенного шума при работе до отказа (остановки). От повышенного шума помогает периодическая смазка оси вентилятора. Для смазки вентилятор приходится снимать с радиатора (или корпуса блока питания) и открывать место смазки подшипника, закрытое наклейкой-шильдиком. Смазывать подшипник можно обычным машинным маслом (жидким). Для чистки вала и подшипников приходится еще и снимать ротор, для чего необходимо снять фиксирующую шайбу, находящуюся под той же наклейкой. Снизить шум от вибрации вентилятора можно смягчением его крепления — установкой демпфирующих шайб и другими «домашними» методами. Вентилятор на пониженных оборотах шумит меньше (но и дует слабее) — на этом основано «интеллектуальное» управление (fan processing), реализуемое довольно простыми средствами. Частой причиной остановки вентилятора является касание лопастями вентилятора внутренних соединительных проводов (интерфейсных шлейфов дисков и кабелей для подключения кнопок и индикаторов лицевой панели). Поэтому рекомендуется после сборки компьютера подвязывать провода к шасси корпуса — целее будут и вентилятор, и провода. Существуют вентиляторы с сигнализацией о неисправности: они имеют датчик вращения и простенькую вмонтированную плату электроники. Эта плата включается между разъемом стандартного динамика PC и самим динамиком. При остановке вентилятора динамик начинает пищать. Признаком наличия такого устройства является характерная «мелодия», звучащая при включении питания (ее невозможно спутать с однотональными «писками» диагностического теста POST).
Современные вентиляторы, используемые для охлаждения блоков питания, процессоров и других компонентов, способны работать в системах автоматического управления. Для этого они снабжаются тахометрическими датчиками (для обратной связи) и управляющим входом. Сигналы управления и обратной связи выводятся на стандартные разъемы вентиляторов, которые могут быть трех- или четырехконтактными (рис. 3.9).
Сигнал Sense — выход типа «открытый коллектор» от тахометрического датчика вентилятора, вырабатывающего два импульса на каждый оборот ротора. Этот сигнал на системной плате должен быть «подтянут» к цепи +12 В. С помощью данного сигнала можно определять остановку вентилятора, а также измерять скорость вращения.
Сигнал Control — входной с уровнем ТТЛ, на который подаются импульсы с частотой 25 кГц (допустимо 21-28 кГц). Скорость вращения вентилятора определяется относительной длительностью импульса, которая может составлять от 20 до 100 % периода. При минимальной длительности (20 %) скорость вентилятора не должна превышать 30 % полной скорости, которая достигается при длительности в 100 %. При малой длительности поведение вентилятора может быть различным: он может сохранять минимальную скорость при уменьшении длительности вплоть до нулевой, а может и останавливаться при каком-то пороговом значении.
В интерфейсе блоков питания АТХ первых версий фигурирует дополнительный разъем (в последующих версиях его изъяли), на котором присутствуют сигналы вентилятора:
♦ FanM — выход типа «открытый коллектор» от тахометрического датчика вен тилятора блока питания, вырабатывающего два импульса на каждый оборот ротора;
♦ Fan С — вход для управления скоростью вентилятора путем подачи напряже ния в диапазоне от 0 до +12 В при токе до 20 мА. Если уровень напряжения выше +10,5 В, вентилятор работает на максимальной скорости. Уровень ниже +1 В означает запрос от системной платы на остановку вентилятора. Промежуточные значения уровня позволяют плавно регулировать скорость. Внутри блока питания сигнал FanC подтягивается к уровню +12 В, так что если дополнительный разъем оставить неподключенным, вентилятор будет всегда работать на максимальной скорости.
3.5. Общие вопросы электропитания и заземления
Рассмотрим правила подключения к питающей сети с точки зрения безопасности человека и компьютера.
Практически каждый блок питания компьютера или периферийного устройства имеет сетевой фильтр (рис. 3.10). Конденсаторы этого фильтра предназначены для шунтирования высокочастотных помех питающей сети на землю через провод защитного заземления и соответствующие трехполюсные вилку и розетку. «Земляной» провод соединяют с контуром заземления, но допустимо его соединять и с «нулем» силовой сети (разница ощущается только в особо тяжелых условиях эксплуатации). При занулении необходимо удостовериться в том, что «нуль» не станет фазой, если кто-нибудь вдруг перевернет вилку питания. Если же «земляной» провод устройства никуда не подключать, на корпусе устройства появляется напряжение порядка ПО В переменного тока (рис. 3.11): конденсаторы фильтра работают как емкостной делитель напряжения, и поскольку их емкость одинакова, 220 В делится пополам.
Конечно, мощность этого «источника» ограничена — ток короткого замыкания IKi з. на «землю» составляет доли миллиампера, причем чем мощнее блок питания, тем больше емкость конденсаторов фильтра. При емкости конденсатора С - 0,01 мкФ этот ток будет около 0,7 мА. Заметим, что здесь мы учитываем лишь частоту питающей сети. Для высокочастотных (импульсных) помех, приходящих как по сети, так и от входного преобразователя блока питания, те же конденсаторы дают во много раз меньшее сопротивление, и ток короткого замыкания может многократно возрастать.
Такие напряжение и ток опасны для человека. Попасть под напряжение можно, прикоснувшись одновременно к неокрашенным металлическим частям корпуса компьютера и, например, к батарее отопления. Это напряжение является одним из источников разности потенциалов между устройствами, от которой страдают интерфейсные схемы.
Посмотрим, что происходит при соединении двух устройств (компьютера и принтера) интерфейсным кабелем. Общий провод интерфейсов последовательных и параллельных портов связан со «схемной землей» и корпусом устройства. Если соединяемые устройства надежно заземлены (занулены) через отдельный провод на общий контур, проблемы разности потенциалов не возникает. Если же в качестве заземляющего провода использовать нулевой провод питания при разводке питающей сети с трехполюсными розетками двухпроводным кабелем, на нем будет набегать разность потенциалов, вызванная падением напряжения от протекающего силового тока. Если в эти же розетки включать устройства с большим энергопотреблением, разность потенциалов и импульсные помехи при включении-выключении оказываются ощутимыми. Поскольку обычно сопротивление интерфейсного кабеля больше питающего, через общий провод интерфейса потечет ток, существенно меньший, чем силовой. Но при нарушении контакта в нулевом проводе питания через интерфейсный провод может протекать и весь ток, потребляемый устройством. Он может достигать нескольких ампер, что влечет за собой выход устройств из строя. Невыровненные потенциалы корпусов устройств являются также источником помех в интерфейсах.
Если оба соединяемых устройства не заземлены, в случае их питания от одной фазы сети разность потенциалов между ними оказывается небольшой (вызванной разбросом емкостей конденсаторов в разных фильтрах). Если незаземлен-ные устройства подключены к разным фазам, разность потенциалов между их несоединенными корпусами будет порядка 190 В, при этом уравнивающий ток через интерфейс может достигать десятка миллиампер. Когда все соединения/разъединения выполняются при отключенном питании, для интерфейсных схем такая ситуация почти безопасна. Но в случае коммутации при включенном питании возможны неприятности: если контакты общего провода интерфейса соединяются позже (разъединяются раньше) сигнальных, разность потенциалов между «схемными землями» прикладывается к сигнальным цепям и они выгорают. Самый тяжелый случай — соединение заземленного устройства с незаземленным, особенно когда у последнего мощный блок питания.
Для устройств, блоки питания которых имеют шнуры с двухполюсной вилкой, эти проблемы тоже актуальны. Такие блоки питания зачастую имеют сетевой фильтр, но с конденсаторами малой емкости (ток короткого замыкания довольно мал).
Весьма коварны сетевые шнуры компьютеров с двухполюсной вилкой, которыми подключаются блоки питания с трехполюсным разъемом. Пользователи, подключающие свои компьютеры в бытовые розетки, могут столкнуться с проблемами из-за отсутствия заземления.
Локально проблемы заземления решает применение сетевых фильтров типа «Pilot» и им подобных. Питание от одного фильтра всех устройств, соединяемых интерфейсами, решает проблему разности потенциалов. Еще лучше, когда этот фильтр включен в трехполюсную розетку с заземлением (занулением). Однако заземляющие контакты (обжимающие «усики») многих розеток могут неплотно соприкасаться с вилкой вследствие своей слабой упругости или заусениц в пластмассовом кожухе. Кроме того, эти контакты не любят частых вынимания и вставки вилок, так что обесточивание оборудования по окончании работы лучше выполнять выключателем питания фильтра (предварительно выключив устройства).
Настоятельно рекомендуется отключать питание при подключении и отключении интерфейсных кабелей. Небольшая разность потенциалов, которая практически исчезнет при соединении устройств общими проводами интерфейсов, может пробить входные и выходные цепи сигнальных линий, если в момент присоединения разъема контакты общего провода соединятся позже сигнальных. От такой последовательности обычные разъемы не страхуют.
К помехам, вызванным разностью потенциалов «схемных земель» (корпусов) устройств, наиболее чувствительны параллельные порты. У последовательных портов зона нечувствительности шире (пороги ±3 В); еще меньшую чувствительность имеют интерфейсы локальных сетей, где обычно присутствует гальваническая развязка сигнальных цепей от схемной земли с допустимым напряжением изоляции порядка 1000 В.
Правила заземления в документации к импортной аппаратуре приводятся не всегда, поскольку подразумевается, что трехполюсная вилка всегда должна включаться в соответствующую розетку с заземлением, а не в двухполюсную с рассверленными отверстиями. В нашей стране распространены так называемые «евророзетки» (трехполюсные). Для заземления, как правило, используются контакты-усики, а не центральный заземляющий штырь.
Проблемы разводки электропитания и заземления стоят особенно остро в локальных сетях, поскольку здесь, как правило, имеется большое количество устройств (компьютеров и коммуникационного оборудования), соединенных между собой интерфейсными кабелями и значительно разнесенных в пространстве (локальная сеть может охватывать и многоэтажное здание). Подробнее о решении проблем питания и заземления в сетях см. в [4]. Там же приведены и более подробные пояснения и оценки разностей потенциалов и уравнивающих токов.