Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие произведения о ВОв, в которых героями являются люди, присутствие которых на войне противоестественно, вы можете назвать и в чем их можно сравнивать

Композиционно какую часть произведения В. Богомолова «Иван» представляет собой этот отрывок?

Какая форма речи доминирует в отрывке? 3.Что собой представляет отрывок, выделенный в тексте курсивом?

От чьего лица ведется повествование? 5. Как введен в повесть В.О. Богомолова заглавный персонаж?

Какие произведения о ВОв, в которых героями являются люди, присутствие которых на войне противоестественно, вы можете назвать и в чем их можно сравнивать


Старшина Катасонов - командир взвода из разведроты дивизии - появился у меня три дня спустя.
Ему за тридцать, он невысок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями, глазки голубовато-серые, живые. Симпатичным, выражающим кротость лицом Катасонов походит на кролика. Он скромен, тих и неприметен. Говорит, заметно шепелявя, может, поэтому стеснителен и на людях молчалив. Не зная, трудно представить, что это один из лучших в нашей армии охотников за языками. В дивизии его зовут ласково: "Катасоныч".
При виде Катасонова мне снова вспоминается маленький Бондарев - эти дни я не раз думал о нем. И я решаю при случае расспросить Катасонова о мальчике: он должен знать. Ведь это он, Катасонов, в ту ночь ждал с лодкой у Диковки, где "немцев столько, что к берегу не подойдешь".
Войдя в штабную землянку, он, приложив ладонь к суконной с малиновым кантом пилотке, негромко здоровается и становится у дверей, не сняв вещмешка и терпеливо ожидая, пока я распекаю писарей.
Они зашились, а я зол и раздражен: только что прослушал по телефону нудное поучение Маслова. Он звонит мне по утрам чуть ли не ежедневно и все об одном: требует своевременного, а подчас и досрочного представления бесконечных донесений, сводок, форм и схем. Я даже подозреваю, что часть отчетности придумывается им самим: он редкостный любитель писанины.
Послушав его, можно подумать, что, если я своевременно буду представлять все эти бумаги в штаб полка, война будет успешно завершена в ближайшее время. Все дело, выходит, во мне. Маслов требует, чтобы я "лично вкладывал душу" в отчетность. Я стараюсь и, как мне кажется, "вкладываю", но в батальоне нет адъютантов, нет и опытного писаря: мы, как правило, запаздываем, и почти всегда оказывается, что мы в чем-то напутали. И я в который уж раз думаю, что воевать зачастую проще, чем отчитываться, и с нетерпением жду: когда же пришлют настоящего командира батальона - пусть он отдувается!
Я ругаю писарей, а Катасонов, зажав в руке пилотку, стоит тихонько у дверей и ждет.
- Ты чего, ко мне? - оборачиваясь к нему, наконец спрашиваю я, хотя мог бы и не спрашивать: Маслов предупредил меня, что придет Катасонов, приказал допустить его на НП и оказывать содействие.
- К вам, - говорит Катасонов, застенчиво улыбаясь. - Немца бы посмотреть.
- Ну что ж... посмотри, - помедлив для важности, милостивым тоном разрешаю я и приказываю посыльному проводить Катасонова на НП батальона.
Часа два спустя, отослав донесение в штаб полка, я отправляюсь снять пробу на батальонной кухне и кустарником пробираюсь на НП.
Катасонов в стереотрубу "смотрит немца". И я тоже смотрю, хотя мне все знакомо.
За широким плесом Днепра - сумрачного, щербатого на ветру - вражеский берег. Вдоль кромки воды - узкая полоска песка; над ней террасный уступ высотой не менее метра, и далее отлогий, кое-где поросший кустами глинистый берег; ночью он патрулируется дозорами вражеского охранения. Еще дальше, высотой метров в восемь крутой, почти вертикальный обрыв. По его верху тянутся траншеи переднего края обороны противника. Сейчас в них дежурят лишь наблюдатели, остальные же отдыхают, укрывшись в блиндажах. К ночи немцы расползутся по окопам, будут постреливать в темноту и до утра пускать осветительные ракеты.
У воды на песчаной полоске того берега - пять трупов. Три из них, разбросанные порознь в различных позах, несомненно, тронуты разложением - я наблюдаю их вторую неделю. А два свежих усажены рядышком, спиной к уступу, прямо напротив НП, где я нахожусь. Оба раздеты и разуты, на одном - тельняшка, ясно различимая в стереотрубу. (военный пейзаж)
- Ляхов и Мороз, - не отрываясь от окуляров, говорит Катасонов.
Оказывается, это его товарищи, сержанты из разведроты дивизии. Продолжая наблюдать, он тихим шепелявым голосом рассказывает, как это случилось.
...Четверо суток назад разведгруппа - пять человек - ушла на тот берег за контрольным пленным. Переправлялись ниже по течению. Языка взяли без шума, но при возвращении были обнаружены немцами. Тогда трое с захваченным фрицем стали отступать к лодке, что и удалось (правда, по дороге один погиб, подорвавшись на мине, а язык уже в лодке был ранен пулеметной очередью). Эти же двое Ляхов (в тельняшке) и Мороз - залегли и, отстреливаясь, прикрывали отход товарищей.

Убиты они были в глубине вражеской обороны; немцы, раздев, выволокли их ночью к реке и усадили на виду, нашему берегу в назидание.
- Забрать их надо бы... - закончив немногословный рассказ, вздыхает Катасонов.
Когда мы с ним выходим из блиндажа, я спрашиваю о маленьком Бондареве.
- Ванюшка-то?.. - Катасонов смотрит на меня, и лицо его озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой. - Чудный малец! Только характерный, беда с ним! Вчера прямо баталия была.
- Что такое?
- Да разве ж война - занятие для него?.. Его в школу посылают, в суворовскую. Приказ командующего. А он уперся и ни в какую. Одно твердит: после войны. А теперь воевать, мол, буду, разведчиком.
- Ну, если приказ командующего, не очень-то повоюет.
- Э-э, разве его удержишь! Ему ненависть душу жжет!..

В.Богомолов. «Иван»

Как во фрагменте из повести В. Богомолова «Иван» создан образ войны? Каковы его характерные составляющие? (Люди войны:Катасонов, Гальцев, погибшие разведчики и рассказ об Иване. Главное «Ему ненависть душу жжет») И пейзаж войны.

Какие другие произведения о войне, где не описана конкретная схватка с врагом, вы можете назвать. В чем их можно сопоставить с данных отрывком?(Васильев, Бондарев, Быков, Кондратьев, Астафьев, Воробьев, Платонов, Твардовский и др.)


3.

В боях под Ковелем я был тяжело ранен и стал "ограниченно годным": меня разрешалось использовать лишь на нестроевых должностях в штабах соединений или же в службе тыла. Мне пришлось расстаться с батальоном и с родной дивизией. Последние полгода войны я работал переводчиком разведотдела корпуса на том же 1-м Белорусском фронте, но в другой армии.
Когда начались бои за Берлин, меня и еще двух офицеров командировали в одну из оперативных групп, созданных для захвата немецких архивов и документов.
Берлин капитулировал 2 мая в три часа дня. В эти исторические минуты наша опергруппа находилась в самом центре города, в полуразрушенном здании на Принц-Альбрехтштрассе, где совсем недавно располагалась "Гехайме-стаатс-полицай" - государственная тайная полиция.
Как и следовало ожидать, большинство документов немцы успели вывезти либо же уничтожили. Лишь в помещениях четвертого - верхнего - этажа были обнаружены невесть как уцелевшие шкафы с делами и огромная картотека. Об этом радостными криками из окон возвестили автоматчики, первыми ворвавшиеся в здание.
- Товарищ капитан, там во дворе в машине бумаги! - подбежав ко мне, доложил солдат, широкоплечий приземистый коротыш.
На огромном, усеянном камнями и обломками кирпичей дворе гестапо раньше помещался гараж на десятки, а может, на сотни автомашин; из них осталось несколько - поврежденных взрывами и неисправных. Я огляделся: бункер, трупы, воронки от бомб, в углу двора - саперы с миноискателем.
Невдалеке от ворот стоял высокий грузовик с газогенераторными колонками. Задний борт был откинут - в кузове из-под брезента виднелись труп офицера в черном эсэсовском мундире и увязанные в пачки толстые дела и папки.
Солдат неловко забрался в кузов и подтащил связки к самому краю. Я финкой взрезал эрзац-веревку.
Это были документы ГФП - тайной полевой полиции - группы армий "Центр", относились они к зиме 1943/44года. Докладные о карательных "акциях" и агентурных разработках, розыскные требования и ориентировки, копии различных донесений и спецсообщений, они повествовали о героизме и малодушии, о расстрелянных и о мстителях, о пойманных и неуловимых.Для меня эти документы представляли особый интерес: Мозырь и Петриков, Речица и Пинск - столь знакомые места Гомельщины и Полесья, где проходил наш фронт, - вставали передо мной.
В делах было немало учетных карточек - анкетных бланков с краткими установочными данными тех, кого искала, ловила и преследовала тайная полиция. К некоторым карточкам были приклеены фотографии.
- Кто это? - стоя в кузове, солдат, наклонясь, тыкал толстым коротким пальцем и спрашивал меня: - Товарищ капитан, кто это?
Не отвечая, я в каком-то оцепенении листал бумаги, просматривал папку за папкой, не замечая мочившего нас дождя. Да, в этот величественный день нашей победы в Берлине моросил дождь, мелкий, холодный, и было пасмурно. Лишь под вечер небо очистилось от туч и сквозь дым проглянуло солнце.
После десятидневного грохота ожесточенных боев воцарилась тишина, кое-где нарушаемая автоматными очередями. В центре города полыхали пожары, и если на окраинах, где много садов, буйный запах сирени забивал все остальные, то здесь пахло гарью; черный дым стелился над руинами.
- Несите все в здание! - наконец приказал я солдату, указывая на связки, и машинально открыл папку, которую держал в руке. Взглянул - и сердце мое сжалось: с фотографии, приклеенной к бланку, на меня смотрел Иван Буслов...
Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам - я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко.
Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра. На левой щеке, ниже скулы, темнел кровоподтек.
Бланк с фотографией был не заполнен. С замирающим сердцем я перевернул его - снизу был подколот листок с машинописным текстом: копией спецсообщения начальника тайной полевой полиции 2-й немецкой армии.
"No...... гор. Лунинец. 26.12.43 г. Секретно.
Начальнику полевой полиции группы "Центр"...
...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10-12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи - Клинск.
При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя "Иваном") оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...
...установлено, что "Иван" в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях. Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной...
При обыске "Ивана" были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его в принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой - шрам касательного пулевого ранения...
Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер "Иван" никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса, не дал.
На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55.
...Титкову... выдано вознаграждение... 100 (сто) марок. Расписка прилагается..."
В.Богомолов. «Иван»

 

В чем состоит особенность финала повести В. Богомолова «Иван»? (Очень сильный, драматичный финал: узнаем о судьбе мальчика, последнее предложение – саркастическое дополнение, свидетельствующее о сложности борьбы с немцами. Загл. персонаж – основной герой повести. Символика имени ИВАН, не случайно в документах его имя заключено в кавычки. Повествователь встречал его 2 раза. Сильное впечатление и боль-удивление взрослого человека. Финал повести – развязка: не только о драме ребенка на войне, о подвиге, о цене победы, но и о том, что у ненависти нет другой развязки. Не случайно Тарковский назвал фильм «Иваново детство», а война – его детство, она его сожгла).


ДАЙДЖЕСТ Солженицын

Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) «Я хотел быть памятью народа. Памятью народа, который постигла большая беда». Орден Отечественной войны, орден Красной Звезды; 9 февраля 1943 г. арестован контрразведкой СМЕРШ, осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Работа на «шарашке», спецобъекте системы МВД. 1953. ноябрь, узнаёт от врачей, что ему осталось жить недели три. 1956 приезжает в посёлок Торфопродукт, к месту работы учителем мезиновской средней школы, поселяется у М.В. Захаровой (прообраз Матрёны). 1959 – рассказ «Матрёнин двор», напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир». 1970 депортирован из СССР в Германию, живёт в США. 1991 г. возвращается на родину. «Матренин двор». Автобиографический характер рассказа. Рассказчик Игнатьич был в тюрьме и ссылке, работает учителем математики.

Праведник - 1. Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-л. религии. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Солженицын открывает нам секрет простой красоты этой женщины: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Праведник – тот, кто живёт благочестиво, праведно. Праведник – это тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа.

«Нутряная, кондовая» Россия на станции Торфопродукт в 1956 году. Встреча с русской женщиной-крестьянкой. Беглыми штрихами нарисован портрет героини: круглое лицо, лучезарная улыбка; важную роль в создании образа играет интерьер. Изба, человеческий дом как свидетель жизни рода, не одного поколения семьи, свидетель семейной и общенародной истории. Разорение дома, разорение Матрёниной избы – символ уничтожения нравственных национальных устоев жизни. Разорение Матрёниной избы проявило конфликт различного понимания жизни и отношения к ней. Столкновение двух нравственных систем: конфликт различного понимания жизни и отношения к ней. Столкновение двух нравственных систем: жить для других, радуясь миру, людям чужой жизни, а с другой – жить для того, чтобы «скопить имущество». В подмене исконного значения слова «добро» С. видит главное проявление духовного кризиса, поразившего в ХХ веке русский народ. Матрёна – трагическая героиня литературы ХХ века. Глубинный трагизм судьбы Матрёны - в неприятии родственниками и соседями её праведничества, в невостребованности эпохой лучших душевных черт человека. Традиционной народной нравственности (незлобивости, отзывчивости, терпеливости) противопоставлены безразличие и потребительская мораль. События, нарушавшие сложившийся уклад национальной жизни, менявшие её нравственные основы: Первая мировая война, ВОВ, колхозы, исправительные лагеря. Для автора-рассказчика очевидно, что Матрёна – праведник. Судьба Матрёны. Столько горя и не справедливости выпало на ее долю: разбитая любовь, смерть шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на фронте, тяжелая болезнь, обида на колхоз, который на протяжении лет выжимал из нее все соки, а затем, как вещь, словно бы списал, не оставив ей никакой поддержки и пенсии. Черты характера русского человека, которые “помогают” ему стать праведником: доброта, терпение, смирение, трудолюбие, естествененость в поведении, непритязателеность, неприхотливость, выносливость

Русская история богата святыми праведниками: первые русские святые – страстотерпцы Борис и Глеб. Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX в. Этот образ появляется в творчестве И.С.Тургенева («Живые мощи»), Н.А.Некрасова (Матрёна Тимофеевна), Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Д.Мамина-Сибиряка и др., занимая важное место в художественном сознании эпохи. Герои-праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и запечатлеваются русскими писателями «в безусловно позитивном освещении». В.Е. Хализев полагает, что художественной литературе ХIX в. складываются две основные формы «явленности праведничества»: собственно религиозная, приближающаяся к святости, и бытовая, «житийно-идиллическая».Высокая совестливость отличает и «мудрых старух» В. Распутина – Анну из «Последнего срока», Дарью из «Прощания с Матерой», Агафью из рассказа «Изба». В художественном мире его произведений Распутина понимание праведности остается в целом традиционным для «деревенской прозы»; новаторство писателя мы видим в том, что, прибегая к неявной фантастике, В. Распутин первым из «деревенщиков» связывает с фигурой праведника ряд фольклорно-мифологических мотивов. Как правило, эти мотивы воплощают важные для автора народно-философские идеи (одухотворенность мира, непрерывность связь между предками потомками и др.). В повести «Последний срок» (1970) праведность героини, «старинной старухи» Анны. А.Платонов «Юшка» и др.

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Еекровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окнаи, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставилстолик. Электричество же в деревне было - его еще в двадцатые годы

подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики,глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казаласьдоброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей онаеще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу,лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы.

Кошка была немолода, а главное - колченога. Она из жалости былаМатреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, носильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошкапрыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а - сильный одновременный удар трех ног: туп! - такой сильный удар,что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтобуберечь четвертую.

Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними несправлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. Анедоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то, еще похорошей жизни, оклеил Матренину избу рифлеными зеленоватыми обоями, да не

просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стеныже во многих местах отстали - и получилась как бы внутренняя шкура на избе.Между бревнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и наглошуршали, бегая по ним даже и под потолком. Кошка сердито смотрела вслед ихшуршанью, а достать не могла.

Иногда ела кошка и тараканов, но от них ей становилось нехорошо.Единственное, что тараканы уважали, это черту перегородки, отделявшей устьерусской печи и кухоньку от чистой избы. В чистую избу они не переползали.Зато в кухоньке по ночам кишели, и если поздно вечером, зайдя испить воды, я

зажигал там лампочку - пол весь, и скамья большая, и даже стена были чутьне сплошь бурыми и шевелились. Приносил я из химического кабинета буры, и,смешивая с тестом, мы их травили. Тараканов менело, но Матрена бояласьотравить вместе с ними и кошку. Мы прекращали подсыпку яда, и тараканыплодились вновь.

1.К какому слою лексики относятся выделенные в тексте курсивом слова менело, прохудившейся, колченога?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.