Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сделайте сравнительный анализ брачно-семейных отношений по Законам Хаммурапи и Законам Ману

 

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора - нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена».

Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворе. Дети от таких браков считались свободными. В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкупную плату, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.

Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла, взяв приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое, эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу». Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал, а она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа, сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына-наследника. Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию. Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра. Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти. В случае тяжкой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой, унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось. Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой. Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски. Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью. Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца. В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невиновности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной». Жену за убийство мужа сажали на кол. Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

Законник Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы. Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Законы Индии содержали подробные предписания, нормы о семье и браке.

«Семья находилась под властью ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных и подаренных. Старший сын имел преимущественные права на наследство: «Отцовское имущество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце».

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины. Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог и продать ее. Ману осуждает такие сделки, но практика шла своим путем. Женщина могла выступать свидетелем в суде в редчайших случаях.

Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей. Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом.

В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель и отец. Она - хранительница очага, воплощение богини земли. Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии».

Брачный возраст для мужчины - не моложе 20 лет, девушек -12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу.

В течение первых трех или даже десяти ночей идеальная супружеская пара обязана была хранить целомудрие.

Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей. Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти.

Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена - безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца. Женщина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству. Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию.

Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам.

 

  Законы Хаммурапи (Древний Вавилон) Законы Ману (Древняя Индия)
Условия заключения и расторжения брака   Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.   Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью  
Права и обязанности мужа и жены   Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.   Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. Жена должна была принадлежать той же варне, что и муж в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны. Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.  

 

Эллиль был должен Иману 1/3 мины серебра, однако не стремился возвращать долг. Зная, что у Элилля полная житница хлеба, Иман решил компенсировать свой долг хлебом. Для этого он тайком от хозяина взял из житницы Эллиля хлеба ровно на 1/3 серебра. Правомерны ли его действия по законам Хаммурапи?

 

То есть по закону Хаммурапи, если человек имел за другим человеком долг (серебро, зерно) и он тайком от хозяина взял из житницы хлеб, без согласия хозяина хлеба, то этого человека должно уличить во взятии хлеба из житницы, и сколько он взял хлеба, он обязан вернуть, а все, что он дал в долг, пропадет.

 

В 1900 г. в штате Небраска усадьба семьи Тринер была объявлена городскими властями национальным парком. Семье предложили переехать в загородный домик, по своей ценности несоответствующий национализированной усадьбе. Тринер отказались, но их усадьбу заняли без согласия. Семья вынуждена была обратиться в суд. Какое решение он должен вынести в соответствии с Биллем о правах 1791 г.?

 

В поправке V говорится о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности: "Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в народном ополчении, когда оно призвано на действительную службу во время войны или угрожающей обществу опасности; никто не должен за одно и то же преступление дважды подвергаться угрозе нарушения телесной неприкосновенности или лишения жизни; никто не должен принуждаться в каком-либо уголовном деле давать показания в качестве свидетеля против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения".

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.