Понятие состава преступления и его соотношение с понятием преступления. Признаки состава преступления характеризующие объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону преступления.
Значение правильного установления состава для квалификации преступления и назначения наказания. Понятие квалификации преступления.
Виды составов преступлений.
Понятие, виды и значение объектов преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.
Понятие объективной стороны преступления. Признаки состава преступления, характеризующие объективную сторону преступления.
Общественно опасное действие или бездействие. Условия уголовной ответственности за преступное бездействие.
Общественно опасные последствия. Понятие и виды последствий, их уголовно-правовое значение.
Место, время способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления как факультативные признаки, характеризующие объективную сторону преступления. Уголовно-правовое значение этих признаков.
Понятие причинной связи между действием (бездействием) и общественно опасным последствием, ее значение в уголовном праве. Концепции причинной связи в уголовно-правовой теории.
Понятие субъекта преступления. Признаки субъекта преступления: вменяемость, достижение возраста привлечения к уголовной ответственности. Минимальный “возрастной порог” привлечения к уголовной ответственности с 14, 16 и 18 лет.
Понятие вменяемости и невменяемости в уголовном праве. Биологические (медицинские) и психологические (юридические) критерии невменяемости. Уменьшенная (ограниченная) вменяемость.
Специальный субъект преступления и его виды. Проблема уголовной ответственности юридических лиц.
Понятие субъективной стороны преступления.
Уголовно-правовое понятие вины. Оценочная и психологическая концепции вины.
Субъективное и объективное вменение в уголовном праве.
Формы вины. Их значение для квалификации преступления и назначения наказания. Понятие умысла. Интеллектуальные и волевые моменты умысла. Прямой умысел и косвенный умысел. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, определенный, не конкретизированный, альтернативный умысел.
Неосторожность и ее виды. Легкомыслие (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Небрежность (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение небрежности от легкомыслия.
Случай (казус) иего отличието небрежности. Уголовно-правовое значение непреодолимой силы.
Мотиви цель преступления, эмоциональное состояние лица при совершении преступления,их значение как факультативных признаков субъективной стороны преступления.
Преступления с двумя формами вины.
Уголовно-правовое значение юридической и фактической ошибки.
Задания для самостоятельной работы по теме.
1. Выпишите из УК РФ статьи Общей части, в которых законодатель оперирует термином “состав преступления”.
2. Какие конструкции составов преступлений получили свое закрепление в УК РФ? Подтвердите примерами.
3. Найдите в Особенной части УК составы: с двумя действиями, с альтернативными признаками, с двумя последствиями, с двумя объектами, с двумя формами вины.
4. Найдите в Особенной части УК составы: материальные, формальные, усеченные.
5. Проиллюстрируйте на конкретных примерах наличие в УК основных, квалифицированных и привилегированных составов преступлений.
6. В юридической литературе говорят о составе преступления как совокупности необходимых и достаточных признаков. Для чего эти признаки необходимы и достаточны?
7. Что включают в себя “общие условия уголовной ответственности”?
8. Может ли быть субъектом ответственности в уголовном праве юридическое лицо? Познакомьтесь с дискуссией по данному вопросу, предшествовавшей принятию УК 1996 г.?
9. Перечислите преступления, за которые установлена ответственность с 14 лет. На чем базируется данное законодательное решение? Согласны ли Вы с ним?
10. Признаются ли лица, достигшие 16-летнего возраста, субъектами всех преступлений?
11. Ознакомьтесь с ч. 1 ст. 322 УК и выделите признаки объективной стороны преступления. Проиллюстрируйте на примере описанного здесь состава отличие орудий, средств и предмета преступления.
12. Продемонстрируйте свои знания о классификации умысла на примере ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ.