Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прп. Феодор Освященный

29.01.2013

Ученики прп. Пахомия Великого.

Прп. Орсисий.

I. Книга прп. Орсисия. Изначально на коптском. Книга сохранилась только в переводе бл. Иеронима с греческого на латинский. 1858 год – первый перевод на русский оптиной пустыни, второй – в сбонике Феофана Исповедника «Древне-иноческие уставы». Первый перевод лучше.

1. В основе произведения лежит Священное Писание. Святой советует часто читать Писание и «всегда размышлять над ним». «Размышлять» рус. - «meditatio» лат. / «melete» греч. / «глумиться» ц/слав. – сложный термин, говорит о глубоко молитвенного восприятия Священного Писания с долгим размышлением о прочитанном отрывке; состояние духовного погружения в текст и через это выход к Богу. Приблизительная цитата: «Бог побуждает нас так размышлять над Писанием, чтобы то, что мы произносили стало неотъемлемой частью нас, нашего внутреннего устроения, сознания». Как корова жует, так и мы внутри себя должны перетирать в своем сознании Писание. Но сейчас другая культура. «Meditatio» был долгим процессом. Сейчас люди быстро все делают, мы отвыкли от глубокого внутреннего анализа того, что мы воспринимаем через чтение и на слух. Вывод для нас – необходимо не просто читать Писание, а размышлять о прочитанном, совмещая это с молитвой, например Иисусовой.

Другие отцы о том же:

Прп. Иоанн-Коссиан Римлянин: для нормального постижения (gnosis) Писания нужно смирение и внутреннее состояние любви (как у прп. Серафима). Такое восприятие Писания не надмевает, а просвещает. Если же изучаешь писание без этих условий – это ведет в погибель через гордость. Надо читать Писание и размышлять («meditatio») постоянно, это насыщает душу человека и что самое главное - преображает её.

Устав бл. Венедикта: «Каждое место свящ. Писания является вернейшей нормой жизни человека». Здесь тоже много раз говориться о «meditatio».

2. Прп. Орсисий: «В заповедях скрыта тайна веры во Христа».

3. Орсисий постоянно ссылается и аппелирует к прп. Пахомию и его законам киновии; «благодаря этим законам мы свободны, сбросив с себя иго мирского рабства» - важная тема, тема свободы от рабства греха при видимом самоограничении. Для него важной составляющей является традиция.

Мы должны быть подражателями святых, чтобы Бог нас принял в свое семейство. Вступление в Царство Небесное предполагает наше внутреннее утеснение, чтобы «когда наступит время нашего исхода из тела нам вместо того, чтобы стяжать свободу души, не стать рабами плоти, сластей, красивых одеяний и мягких постелей».

II. Есть еще несколько сочинений, но не известно насколько они подлинны (может быть его ученики записывали):

«Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи» (Пс. 33:13) – толкование: упование на жизнь вечную заставляет переносить все скорби этой жизни. Но переносить с радостью и надеждой. Условия спасения: плачь и сокрушение о грехах, но не уныние, а радостнотворный плачь. Этот переход от плача в радость часто незаметен, но необходим, т.к. иначе придет уныние. Люди часто от плача о своих грехах приходят в уныние. Почему? Потому что, видя грязь своей души, человек часто не может, а точнее не достаточно хочет менять (metanoa) себя т.к. это очень сложно; менять себя – это подвиг. А когда просто видишь свои грехи, но не меняешься – приходит уныние. Но очень важно ради чего человек меняется: если ради своего «эго» (разве я не мужик?) – то человек изменившися в чем-то, станет хуже в другом (пример друга Алексея Иваныча: он пил, потом бросил из-за гордости и стал еще больше невыносим для жены, т.к. стал гордым и злым).

05.02.2013

Прп. Феодор Освященный

Наставления и поучения: 2 кратких наставления, 3-е пространное (47 глав): речь пойдет о нем.

Искушения святых в ветхом и новом завете. Приводит пример Орсисия. Его постоянно люди осуждают за черезмерную мягкость, кроме того он много болел. В связи с этим прп. Феодор говорит, что Бог подвергает особо тяжелым искушениям тех, кого особо любит.

Феодор сравнивает отцов киновии (Пахомий, Орсисий и другие) с ветхозаветными святыми и мучениками. Т.е. есть живая традиция старчества.

Цитирует ап. Павла: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3). Но от скорбей не только терпение, но и порой уныние. Киновия помогает бороться с унынием, т.к. братия помогают и ободряют друг друга. Уныние – состояние, когда «все пофиг», ничего в этом мире не хочется, глаза не горят. Поэтому важно приучать себя к понуждению, и когда человек привыкает постоянно себя понуждать, прилагать усилие во всем, то у него вырабатывается иммунитет на уныние. В киновии братия помогают друг другу держаться в тонусе.

19.02.2013

Евагрий

Жизнь, на взгляд Алексея Ивановича, безупречна. Источники: 1) Лавсаик (Палладий), 2) Сократ (церковный историк), 3) в 1994 году Алексей Иванович нашел в Бельгии коптскую версию жития, написанного Палладием.

Палладий называем Евагрия прославленным диаконом, говорит, что Евагрий научил его жизни во Христе. Часто они подвизались вместе в пустыни, и Палладий видел чудеса Евагрия.

345 год рождения общепринятый, место – понтийский город Иборон (Ивора). По греческой версии прожил 54 года, по коптской – 60 (значит раньше 345-го родился). Отцом его был хор-епископ. Это буквально «деревенский епископ» - епископ небольшого города, который не мог рукополагать, как наш благочинный. В то время этим хор-епископам можно было жениться, в 5-м веке институт хор-епископов исчезает. Ивора – большой поселок, достаточно уединенное место (окружено горами и лесом), очень красивое место – много растительности, река, водилась дичь. В 357-358 годах там подвизался свт. Василий Великий, т.е. Евагрию было около 13 лет, они были знакомы. Свт. Василий рукополагает Евагрия во чтеца, скорее всего около 370-го. Евагрий прошел весь курс образования, скорее всего в Кесарии Каппадокийской. Евагрий в «послании о вере» пишет о том, что его неимоверно обескуражила смерть свт. Василия, он был в состоянии отчаяния. После этого у него открылась потребность к умозрению, Евагрий был любителем думать, такой любомудр – хлебом не корми, дай пищу для философских размышлений.

Следующий этап в жизни – переезд к свт. Григорию Богослову. С ним Евагрий был знаком еще раньше, но сближаются они после 379 года, когда Григория поставили в Константинополь архиепископом. Евагрий приехал к нему в Константинополь. В то время город был занят арианами.

26.02.2013

В 379 году в Константинополе, когда там появляется новый епископ Григорий, жители были удивлены его нестяжательности. Они привыкли к видным, окруженным свитой иерархам, а свт. Григорий был смиренным монахом; но на проповедях он «расправлялся» и блистал красноречием и обилием духовной мудрости. Евагрий в этот время приезжает в столицу, его принимает свт. Григорий, рукополагает во диакона; и Евагрий становится помощником архиепископа в полемике с арианами, в проповедях. И Евагрий прослыл в Царьграде, как умелый полемист и хороший диакон. Хорошее отношение свт. Григорий Богослова к Евагрию было выражено в завещании 381 года, где он пишет о нем лестно; дарит рубашку, стихарь, два плаща и 30 золотых монет.

После 2-го вселенского собора (381), когда свт. Григория сняли с Константинополя, Евагрий остался при новом патриархе Нектарии, который был хорошим светским человеком, сам жил вольготно и другим не мешал, т.е. всех распустил. Патр. Нектарий не был богословски образован и Евагрий стал как бы его личным секретарем по богословским делам. И при Нектарии Евагрия многие считали уже приемником.

Падение. Евагрий следил за собой, был красавчиком, был молод, полюбил замужнюю женщину; она ему ответила еще более страстно; он был на гране падения. Муж жены был высоким начальником. Евагрий стал усердно молиться, ему видение: пришли воины, заковали в цепи; затем ангел в виде лучшего друга посоветовал срочно покинуть Константинополь; Евагрий во время ведения поклялся на Евангелии, что в этот же день уедет. Проснулся и в этот же день уехал в Иерусалим.

Сразу пошел к блаженной Мелании Римляныне, она была очень богатой и знатной дамой, духовной подругой Руфина.

05.03.2013

Мелания в 15 лет вышла замуж за префекта Рима, в 25 овдовела, 1 ребенок остался, император стал опекуном. Евагрий приехал в Иерусалим. Здесь им овладевает тщеславие. Он любил чистоту, хорошо одевался, а тут попал в монастырь, где люди подвизаются. Он заболел, не знали из-за чего. Мелания сказала, чтобы он «исповедовался» ей. Он открыл ей помыслы. Получил монашеские одеяния.

Д/з: прочитать что-то из сочинений Евагрия.

12.03.2013

Чина монашеского пострига в то время еще не было, по крайней мере, мы не знаем, как все было. Поэтому в источниках написано просто «получил монашеский одежды» от Руфина и Мелании.

После пострига Евагрий выздоровел, и поехал в Египет. Это 380-е годы. Направился в Нитрию, где начинали все подвижники, это был полуобщежительный устав, в условиях которого начинали новоначальные. Там уже было несколько храмов; много монахов, некоторые иеромонахи. «Более всего желали первенствовать в аскетических подвигов,... одни из них предавались созерцанию, другие деланию». Отцы были либо копты, либо приезжие. Особо выделялись авва Ор и авва Памво; их обоих хорошо знала Мелания, возможно она дала рекомендацию на Евагрия. 2 года Евагрий проходил монашеский искус в Нитрии.

Затем уходит в пустыню Келии. Описание Руфина: Это было дальше в глубину пустыни на юг 10 миль (16.5 км). Пустыня большая, келии друг от друга далеко, так что отшельники не могли ни видеть, ни слышать друг друга. Жили обособленно. Раз в неделю собирались. Если кто не придет, тогда все по одному шли навещать больного. Под другим предлогом никто не мог нарушить безмолвие друг друга; но были некоторые монахи, имеющие особый дар назидания, которые могли ходить по келиям и утешать друг друга. Некоторые отстоят от церкви 4-5 км, приходится далеко идти. Между братиями была любовь и взаимная поддержка.

Археологические исследования: все келии ограждались серьезной оградой; внутри были колодца глубиной 5-6 метров. Где была воде – в каждой келии огороды и сады, т.к. в пустыне, если есть вода – все растет. Келии состояли из одной комнаты, в ней был стол-молельня на восток. При келии была кладовая для рукоделия и т.д. Некоторые келии были большие – несколько комнат. Там жили послушники или новоначальные. Центром всего был храм, при нем трапезные. К концу 4-го века было более 1000 монахов. Келиоты делились на братства.

В этой пустыне Евагрий провел 14 (16 по коптской версии) лет. Из Келий он часто ходит в пустыню Скит, которая в дню пути от Келий, к Макарию Египетскому, который отошел ко Господу в 390-м году. Евагрий особенно близко общался с Аммонием.

В Келиях жили 4 длинных брата, они окормлялись у Ора и Памво в Нитрии. Были совершенны в знании Писания, постоянно размышляли над Писанием.

Иногда Евагрия смиряли. Как-то он был на собрании, высказывался о чем-то; ему сказали, что ты слишком авторитетно говоришь. Он смирился.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.