I. Книга прп. Орсисия. Изначально на коптском. Книга сохранилась только в переводе бл. Иеронима с греческого на латинский. 1858 год – первый перевод на русский оптиной пустыни, второй – в сбонике Феофана Исповедника «Древне-иноческие уставы». Первый перевод лучше.
1. В основе произведения лежит Священное Писание. Святой советует часто читать Писание и «всегда размышлять над ним». «Размышлять» рус. - «meditatio» лат. / «melete» греч. / «глумиться» ц/слав. – сложный термин, говорит о глубоко молитвенного восприятия Священного Писания с долгим размышлением о прочитанном отрывке; состояние духовного погружения в текст и через это выход к Богу. Приблизительная цитата: «Бог побуждает нас так размышлять над Писанием, чтобы то, что мы произносили стало неотъемлемой частью нас, нашего внутреннего устроения, сознания». Как корова жует, так и мы внутри себя должны перетирать в своем сознании Писание. Но сейчас другая культура. «Meditatio» был долгим процессом. Сейчас люди быстро все делают, мы отвыкли от глубокого внутреннего анализа того, что мы воспринимаем через чтение и на слух. Вывод для нас – необходимо не просто читать Писание, а размышлять о прочитанном, совмещая это с молитвой, например Иисусовой.
Другие отцы о том же:
Прп. Иоанн-Коссиан Римлянин: для нормального постижения (gnosis) Писания нужно смирение и внутреннее состояние любви (как у прп. Серафима). Такое восприятие Писания не надмевает, а просвещает. Если же изучаешь писание без этих условий – это ведет в погибель через гордость. Надо читать Писание и размышлять («meditatio») постоянно, это насыщает душу человека и что самое главное - преображает её.
Устав бл. Венедикта: «Каждое место свящ. Писания является вернейшей нормой жизни человека». Здесь тоже много раз говориться о «meditatio».
2. Прп. Орсисий: «В заповедях скрыта тайна веры во Христа».
3. Орсисий постоянно ссылается и аппелирует к прп. Пахомию и его законам киновии; «благодаря этим законам мы свободны, сбросив с себя иго мирского рабства» - важная тема, тема свободы от рабства греха при видимом самоограничении. Для него важной составляющей является традиция.
Мы должны быть подражателями святых, чтобы Бог нас принял в свое семейство. Вступление в Царство Небесное предполагает наше внутреннее утеснение, чтобы «когда наступит время нашего исхода из тела нам вместо того, чтобы стяжать свободу души, не стать рабами плоти, сластей, красивых одеяний и мягких постелей».
II. Есть еще несколько сочинений, но не известно насколько они подлинны (может быть его ученики записывали):
«Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи» (Пс. 33:13) – толкование: упование на жизнь вечную заставляет переносить все скорби этой жизни. Но переносить с радостью и надеждой. Условия спасения: плачь и сокрушение о грехах, но не уныние, а радостнотворный плачь. Этот переход от плача в радость часто незаметен, но необходим, т.к. иначе придет уныние. Люди часто от плача о своих грехах приходят в уныние. Почему? Потому что, видя грязь своей души, человек часто не может, а точнее не достаточно хочет менять (metanoa) себя т.к. это очень сложно; менять себя – это подвиг. А когда просто видишь свои грехи, но не меняешься – приходит уныние. Но очень важно ради чего человек меняется: если ради своего «эго» (разве я не мужик?) – то человек изменившися в чем-то, станет хуже в другом (пример друга Алексея Иваныча: он пил, потом бросил из-за гордости и стал еще больше невыносим для жены, т.к. стал гордым и злым).
05.02.2013
Прп. Феодор Освященный
Наставления и поучения: 2 кратких наставления, 3-е пространное (47 глав): речь пойдет о нем.
Искушения святых в ветхом и новом завете. Приводит пример Орсисия. Его постоянно люди осуждают за черезмерную мягкость, кроме того он много болел. В связи с этим прп. Феодор говорит, что Бог подвергает особо тяжелым искушениям тех, кого особо любит.
Феодор сравнивает отцов киновии (Пахомий, Орсисий и другие) с ветхозаветными святыми и мучениками. Т.е. есть живая традиция старчества.
Цитирует ап. Павла: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3). Но от скорбей не только терпение, но и порой уныние. Киновия помогает бороться с унынием, т.к. братия помогают и ободряют друг друга. Уныние – состояние, когда «все пофиг», ничего в этом мире не хочется, глаза не горят. Поэтому важно приучать себя к понуждению, и когда человек привыкает постоянно себя понуждать, прилагать усилие во всем, то у него вырабатывается иммунитет на уныние. В киновии братия помогают друг другу держаться в тонусе.
19.02.2013
Евагрий
Жизнь, на взгляд Алексея Ивановича, безупречна. Источники: 1) Лавсаик (Палладий), 2) Сократ (церковный историк), 3) в 1994 году Алексей Иванович нашел в Бельгии коптскую версию жития, написанного Палладием.
Палладий называем Евагрия прославленным диаконом, говорит, что Евагрий научил его жизни во Христе. Часто они подвизались вместе в пустыни, и Палладий видел чудеса Евагрия.
345 год рождения общепринятый, место – понтийский город Иборон (Ивора). По греческой версии прожил 54 года, по коптской – 60 (значит раньше 345-го родился). Отцом его был хор-епископ. Это буквально «деревенский епископ» - епископ небольшого города, который не мог рукополагать, как наш благочинный. В то время этим хор-епископам можно было жениться, в 5-м веке институт хор-епископов исчезает. Ивора – большой поселок, достаточно уединенное место (окружено горами и лесом), очень красивое место – много растительности, река, водилась дичь. В 357-358 годах там подвизался свт. Василий Великий, т.е. Евагрию было около 13 лет, они были знакомы. Свт. Василий рукополагает Евагрия во чтеца, скорее всего около 370-го. Евагрий прошел весь курс образования, скорее всего в Кесарии Каппадокийской. Евагрий в «послании о вере» пишет о том, что его неимоверно обескуражила смерть свт. Василия, он был в состоянии отчаяния. После этого у него открылась потребность к умозрению, Евагрий был любителем думать, такой любомудр – хлебом не корми, дай пищу для философских размышлений.
Следующий этап в жизни – переезд к свт. Григорию Богослову. С ним Евагрий был знаком еще раньше, но сближаются они после 379 года, когда Григория поставили в Константинополь архиепископом. Евагрий приехал к нему в Константинополь. В то время город был занят арианами.
26.02.2013
В 379 году в Константинополе, когда там появляется новый епископ Григорий, жители были удивлены его нестяжательности. Они привыкли к видным, окруженным свитой иерархам, а свт. Григорий был смиренным монахом; но на проповедях он «расправлялся» и блистал красноречием и обилием духовной мудрости. Евагрий в этот время приезжает в столицу, его принимает свт. Григорий, рукополагает во диакона; и Евагрий становится помощником архиепископа в полемике с арианами, в проповедях. И Евагрий прослыл в Царьграде, как умелый полемист и хороший диакон. Хорошее отношение свт. Григорий Богослова к Евагрию было выражено в завещании 381 года, где он пишет о нем лестно; дарит рубашку, стихарь, два плаща и 30 золотых монет.
После 2-го вселенского собора (381), когда свт. Григория сняли с Константинополя, Евагрий остался при новом патриархе Нектарии, который был хорошим светским человеком, сам жил вольготно и другим не мешал, т.е. всех распустил. Патр. Нектарий не был богословски образован и Евагрий стал как бы его личным секретарем по богословским делам. И при Нектарии Евагрия многие считали уже приемником.
Падение. Евагрий следил за собой, был красавчиком, был молод, полюбил замужнюю женщину; она ему ответила еще более страстно; он был на гране падения. Муж жены был высоким начальником. Евагрий стал усердно молиться, ему видение: пришли воины, заковали в цепи; затем ангел в виде лучшего друга посоветовал срочно покинуть Константинополь; Евагрий во время ведения поклялся на Евангелии, что в этот же день уедет. Проснулся и в этот же день уехал в Иерусалим.
Сразу пошел к блаженной Мелании Римляныне, она была очень богатой и знатной дамой, духовной подругой Руфина.
05.03.2013
Мелания в 15 лет вышла замуж за префекта Рима, в 25 овдовела, 1 ребенок остался, император стал опекуном. Евагрий приехал в Иерусалим. Здесь им овладевает тщеславие. Он любил чистоту, хорошо одевался, а тут попал в монастырь, где люди подвизаются. Он заболел, не знали из-за чего. Мелания сказала, чтобы он «исповедовался» ей. Он открыл ей помыслы. Получил монашеские одеяния.
Д/з: прочитать что-то из сочинений Евагрия.
12.03.2013
Чина монашеского пострига в то время еще не было, по крайней мере, мы не знаем, как все было. Поэтому в источниках написано просто «получил монашеский одежды» от Руфина и Мелании.
После пострига Евагрий выздоровел, и поехал в Египет. Это 380-е годы. Направился в Нитрию, где начинали все подвижники, это был полуобщежительный устав, в условиях которого начинали новоначальные. Там уже было несколько храмов; много монахов, некоторые иеромонахи. «Более всего желали первенствовать в аскетических подвигов,... одни из них предавались созерцанию, другие деланию». Отцы были либо копты, либо приезжие. Особо выделялись авва Ор и авва Памво; их обоих хорошо знала Мелания, возможно она дала рекомендацию на Евагрия. 2 года Евагрий проходил монашеский искус в Нитрии.
Затем уходит в пустыню Келии. Описание Руфина: Это было дальше в глубину пустыни на юг 10 миль (16.5 км). Пустыня большая, келии друг от друга далеко, так что отшельники не могли ни видеть, ни слышать друг друга. Жили обособленно. Раз в неделю собирались. Если кто не придет, тогда все по одному шли навещать больного. Под другим предлогом никто не мог нарушить безмолвие друг друга; но были некоторые монахи, имеющие особый дар назидания, которые могли ходить по келиям и утешать друг друга. Некоторые отстоят от церкви 4-5 км, приходится далеко идти. Между братиями была любовь и взаимная поддержка.
Археологические исследования: все келии ограждались серьезной оградой; внутри были колодца глубиной 5-6 метров. Где была воде – в каждой келии огороды и сады, т.к. в пустыне, если есть вода – все растет. Келии состояли из одной комнаты, в ней был стол-молельня на восток. При келии была кладовая для рукоделия и т.д. Некоторые келии были большие – несколько комнат. Там жили послушники или новоначальные. Центром всего был храм, при нем трапезные. К концу 4-го века было более 1000 монахов. Келиоты делились на братства.
В этой пустыне Евагрий провел 14 (16 по коптской версии) лет. Из Келий он часто ходит в пустыню Скит, которая в дню пути от Келий, к Макарию Египетскому, который отошел ко Господу в 390-м году. Евагрий особенно близко общался с Аммонием.
В Келиях жили 4 длинных брата, они окормлялись у Ора и Памво в Нитрии. Были совершенны в знании Писания, постоянно размышляли над Писанием.
Иногда Евагрия смиряли. Как-то он был на собрании, высказывался о чем-то; ему сказали, что ты слишком авторитетно говоришь. Он смирился.