Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОВАРЬ БОГОСЛОВСКИХ ТЕРМИНОВ

августинианство - термин, используемый в двух значениях. 1. употребляется для обозначения системы взглядов Августина Гиппонийского, касающихся доктрины спасения, в которой подчеркивается необходимость божественной благодати. В этом смысле он служит антитезой пелагианства. 2. употребляется для обозначения системы взглядов, существовавшей в ордене Св. Августина в период средневековья, независимо от того, восходят эти взгляды к Августину или нет.

адиафора - дословно, "несущественное". Верования и обряды, которые деятели Реформации XVI в. считали терпимыми, поскольку они явно не предусматривались, но и не отвергались Писанием. Например, одеяния, которые служители должны носить в Церкви часто считались "несущественным". Это позволило им принять прагматический подход к верованиям и обрядам, избегая ненужной конфронтации.

александрийская школа- богословская школа патристического периода, связанная с городом Александрией в Египте, известная своей христологией (делающей акцент на божественности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим аллегорические методы экзегезы). Соперничали в обеих областях с Антиохией.

анабаптизм - термин, производный от греческого слова означающего "перекрещенец", используемый для обозначения радикального крыла Реформации 16 в., в центре которого стояли такие мыслители как Менно Симоне и Бальтазар Губмайер. АНАБАПТИСТЫ, перекрещенцы, меннониты (греч. anabaptizo - вновь погружаю) - появились в 1520 гг. в Саксонии и Швейцарии. Ждали скорого второго пришествия Христа, установления на земле тысячелетнего царства справедливости Божией. Участвовали в Крестьянской войне 1524-1525 гг. в Германии под руководством Т.Мюнцера. В 1534 в Мюнстере пытались создать христианскую коммуну. Когда в их общинах возобладали идеи проповедника непротивления Менно Симонса, стали называться меннонитами. Отрицали предопределение, первородный грех, некоторые и троицу. Ввели крещение взрослых, считая крещение в младенчестве недостаточным. Их религия оказала немалое влияние на конгрегационалистов, баптистов, квакеров.

англиканство – Церковь Англии. В прошлом характерные черты - признание связи между литургией и богословием, и акцент на важности доктрины о воплощении.

АНТИНОМИАНЦЫ (греч. anti против, nomos - закон) течение основанное на выступлениях против церковных установлений и правил, основанных не на Св. Писании, а на решениях соборов, постановлениях пап и зафиксированных в катехизисах и других книгах правилах церкви, особенно против судов церковных.

антиохийская школа - богословская школа патристического периода, связанная с г. Антиохией, известная своей христологией (делающей акцент на человечности Христа) и своим методом толкования Библии (использующим буквальные методы экзегезы). Соперничающий подход в обеих областях связан с Александрией

АНТИТРИНИТАРИИ, унитарии (греч. anti - против и лат. trinitas- троица) - отвергали догмат о единосущности трех ипостасей Бога. Ересь возникла во 2-3 вв. и вновь возродилась в эпоху Реформации (см. М. Сервет). Учение антитринитариев близко к деизму и пантеизму, из него непосредственно проистекают либерализм и модернизм в протестантском богословии 19 в.

антропоморфизм - стремление приписывать Богу человеческие черты (например руки или ладони) или другие человеческие признаки.

апофатический - термин, используемый в отношении богословия, делающего акцент на том, что Бога нельзя познать в человеческих категориях. Апофатический (происходящий от греческого слова "apophasis"-"отрицание", "отказ") подход в богословии ассоциируется главным образом с монашеской традицией православия.

апроприация - термин, относящийся к учению о Троице, которое утверждает, что, хотя все три Личности Троицы активны во всех Ее внешних действиях, правильнее считать, что каждое из этих действий является конкретным делом одной из трех Личностей. Правильно считать, что творение - это дело Отца, а искупление - дело Сына, несмотря на то, что все три Лица участвуют в каждом из этих дел.

АРИАНСТВО - христ. ересь, возникшая в нач. 4 в. и названная по имени александрийского пресвитера Ария (256-336), отрицавшего божественность Христа. По его учению, Христос не Бог, а первое и совершеннейшее из сотворенных Богом существ. Он выше ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца.

АРМИНИАНСТВО - учение возникшее в 16 в. в Голландии. Арминий Якоб (1560-1609) выступал против кальвинизма по вопросам предопределения, свободы воли, благодати, отрицая толкования кальвинизма как несовместимые с идеей Божией любви и справедливости. Одновременно критиковал кальвинистское понимание церкви как института надзора и наказания

БАПТИСТЫ (греч. baptizo - крестить погружением в воду) возникли в ходе развития пуританизма в Англии. В начале 17 в. появились 2 разновидности. Общие (генеральные) баптисты, разделяющие взгляды арминианцев: смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению, и их судьба зависит от их свободной воли. Частные (партикулярные) баптисты разделяют кальвинистскую доктрину предопределения: спасение обретут лишь предопределенные к нему. Доминирующее развитие получили частные баптисты, общие насчитывают ныне несколько сот тысяч человек.

богословие освобождения- движения, возникшего в Латинской Америке в конце 1960-х годов, которое подчеркивало роль политических действий и нацеленности на политическое освобождение от нищеты и угнетения.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - собрания высшего духовенства, на которые делегируются представители поместных церквей. На Вс. с. утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, способы борьбы с ересями. Христианские церкви стали их проводить по инициативе византийских императоров, председательствовавших на них.

Вульгата- латинский перевод Библии, принадлежащий, в основном, Иерониму, на котором главным образом основывалось средневековое богословие. В строгом смысле слова, термин "Вульгата" обозначает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из Гэльской Псалтири); апокрифы (кроме Книги Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавейских, Книги Варуха, взятых из старого латинского перевода); и всего Нового Завета. Признание множества ее неточностей имело основополагающее значение для Реформации.

гностицизм- движение, делающее акцент на различиях между материальным и духовным мирами, приобретшее особое значение во втором веке. Характерные его доктрины: искупление из материального мира, дуалистическое мировоззрение, считающее, что в творении и искуплении участвуют два разных бога, и акцент на важности "знания" (gnosis) о спасении. ГНОСТИК-«знающий». уверяли, что истинное знание у них. Их колыбель- Александрия. Они разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был Богом, а лишь одним из духовных существ. Одни из них видели в Христе обычного человека, другие утверждали, что Его тело было призрачно. Его действия - только кажущимися. Он был духом. В основном гностики не верили в воскресение и считали материю злой силой. Секты: керинфиане, евиониты (эбиониты), валентиниане. Лжеучителя: Керинф, Сатурнин, Василид, Валентин, Маркион.

гомоусия(homoousion) - греческий термин, дословно означающий "единосущный", который стал использоваться в четвертом веке для обозначения христологического верования основного течения о том, что Иисус был "единосущен Богу". Этот термин полемичный, направленный против арианского взгляда на то, что Христос был "подобосущен" (homoiousion) Богу.

деизм-термин используется для обозначения взгляда на Бога, признающего божественность творения, но отвергающего понятие о божественном участии в мире.

диспенсационализм- протестантское движение, которое делало акцент на разных божественных "заветах" с человечеством и подчеркивающее важность эсхатологии.

докетизм - ранняя христологическая ересь, считающая Христа чисто божественным существом, которое лишь имело вид человека.

донатизм - движение, развернувшееся в римской Северной Африке в IV веке, имевшее ригористский взгляд на Церковь и таинства.

ЕВТИХИАНЦЫ, монофизиты - ересь 5 в., признававшая только одну божественную природу Христа. Ее основателем считают константинопольского архимандрита Евтихия. На Халкидонском соборе (451) евтихианство (монофизитство) было осуждено, как ересь, а его сторонники стали преследоваться.

евхаристия - термин, используемый для обозначения таинства, известного также как "месса", "вечеря Господня" и "святое причастие".

ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ-англиканская церковь в США. Отделена от государства, ее епископы избираются.

КАЛЬВИНИЗМ - течение Реформации, разработанное Ж. Кальвином в Женеве16 в. Отрицалась власть папы, вводилось богослужение на родном языке, таинствами признавались лишь крещение и причащение. Церковная структура кальвинизма сохраняется в реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) церквах. сильные кальвинистские церкви в Нидерландах, США, Франции, Шотландии, ЮАР

кальвинизм - термин, используемый в двух различных значениях. Во-первых, он обозначает идеи религиозных групп (таких как реформатская церковь) и отдельных лиц (таких как Теодор Беза), которые находились под глубоким влиянием Жана Кальвина или работ, написанных им. Во-вторых, он обозначает религиозные идеи самого Жана Кальвина. Хотя первое значение является гораздо более распространенным, в настоящее время оно все более считается ошибочным.

Каппадокийские отцы - термин, используемый по отношению к трем авторам святоотеческого периода - Василию Кесарийскому, Григорию Назианину и Григорию Нисе, которые жили в конце 4 в. "Каппадокия" -название области в Малой Азии.

катехизис-учебник по доктрине, написанный в форме вопросов и ответов

КВАКЕРЫ (англ. quake - трястись, дрожать) - разновидность протестантизма, возникшая в период английской революции. Выступали против принципов англиканской церкви и кальвинистских общин пресвитериан и конгрегационалистов. Усматривали сущность веры в «озарении» каждого верующего «внутренним светом». Молитвенные собрания проходят в пустых комнатах, где они молча сидят и ведут «внутреннюю беседу» с Богом, пока кто-то из них не начнет проповедь. Живут в США, Англии и Восточной Африке.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ, общинники (лани congregatio - объединение, община) - одно из течений кальвинизма. Появилось в Англии во второй половине 16 в. как левое крыло движения пуритан. Второе их название - индепенденты {англ. независимые). Каждая община автономна, главой считает Христа, сама определяет формы культа и символ веры, выбирает пастыря, принимает и исключает членов, не признает верховенства пресвитеров. Сейчас их примерно 2 млн, в основном в Англии и США. Сторонники экуменического движения.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ - течение в протестантизме 19-20 вв., стремящееся учесть результаты развития науки путем пересмотра традиционного догматического понимания. Заметное влияние на ее формирование оказали Ф. Шлейермахер и Тюбингенская школа богословия. Главным содержанием христианства стало этическое учение, а религиозная картина мира пересматривалась с научной точки зрения.

ЛИМБ, лимбум - пространство на границе ада и рая, без адских мук для душ людей. Согласно легенде, восходящей к апокрифическому евангелию Никодима, в лимбе побывал Христос. В теологии лимбум упоминается с 12 в. Учение о нем создали выдающиеся теологи 13 в. при участии папы Иннокентия III. Оно рассматривалось на IV Латеранском соборе (1215) и утверждено Флорентийским собором в 1439 г. в рамках учения о чистилище. Католическая теология 20 в. внесла в учение о лимбе дополнения и уточнения (к лимбум патриархов и лимбум младенцев добавлен лимбум утративших разум)

литургия - письменный текст общественных богослужений.

ЛЮТЕРАНСТВО - основано М.Лютером и Ф. Меланхтоном. Вероучение изложено в Аугсбургском исповедании. (1530 г.) Упраздняется монашество и поклонение мощам, святым. Признаются только таинства крещения и причащения. Богослужение - на национальных языках. Отрицается целибат. Сейчас в мире их 75 млн

магистерская Реформация - лютеранское и реформатское направление Реформации, в отличие от радикального направления (анабаптизма).

МИСТИЦИЗМ - богословское течение, основанное на размышлении, погружении в созерцание, медитацию. В центре медитации было размышление о страданиях Христа. Представители мистицизма - Бернард Клервоский, Экхарт. Медитации доводили порой мистиков до галлюцинаций, и все же мистицизм был обличителем обмирщенной католической церкви. Мистики громогласно призывали к истинному благочестию и сами довали пример такого благочестия.

модализм - ересь, рассматривавшая Три Личности Троицы как различные "модусы Бога". Считали, что в творении Бог действовал как Отец, в искуплении как Сын, и в освящении как Дух Святой.

МОНОФЕЛИТСТВО (греч. monos - один и thelema - воля) - богословское учение, возникшее в начале 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Было осуждено на 6 Вселенском соборе (680), провозгласившем, что Богочеловек имеет 2 воли, но Его человеческая воля подчинена божественной. Из монофелитов выделились марониты (нач. 8 в.), которые в 16 в. присоединились к католицизму.

МОНТАНИСТЫ, пепузиты, катафригийцы - секта, основанная в середине 2 в. фригийцем Монтаном. Выступали против засилья епископов. Во главе их общин стояли пророки Монтан, Теодот, Прискилла и Максимилла. В г. Пепузе ожидали скорого второго пришествия Христа, призывали к отказу от собственности, аскетизму, постам, умерщвлению плоти, запрещали вторичный брак. Просуществовали до 8 в. Сторонником монтанистов стал Тертуллиан.

неоортодоксия - термин, используемый для обозначения общей позиции Карла Барта (1886-1968 гг.), особенно того, какой опирался на богословские взгляды периода ортодоксальной Реформации.

НОВАТИАНЕ (по имени священников 3 в. римского Новатиана и карфагенского Новата) - ересь, отпавшая от церкви при императоре Деции. Просуществовала до 8 в. Новатиане считали, что церковь не может дать прощение тем, кто под угрозой наказания принесли жертвы языческим богам и предали свою веру. Реформаты 16 в. использовали их пример в борьбе против папства.

НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ церковь- образована в 19 в. Эдвардом Ирвингом в Англии и Кемпбеллом в Шотландии. Большое внимание уделяется эсхатологическим вопросам, утверждается, что Христос давно бы пришел, если бы церковь соблюдала 11-й стих 4-й главы послания к Ефесянам. Стремясь к излиянию Святого Духа и получению Его даров, церковь добилась дара иных языков и исцелений. Это было временем раннего пятидесятничества. Церковь молилась о послании им апостолов, в ней появились пророки (Теплин). Преемник Ирвинга Теплин 31 октября 1832 г. объявил первого «апостола» церкви, тот рукоположил «евангелистов» и «апостолов». В 1835 г. церковь имела уже 12 апостолов, и, поделив мир на 12 районов, каждый «апостол» приступил к работе. Таким путем общины церкви появились в Америке, Голландии, Дании, Германии, Италии, Франции, и движение приняло мировой характер. См. также ирвингиане.

ортодоксальность – 1.ортодоксальность как "правильная вера" в отличие от ереси; 2.ортодоксальность как движение в протестантизме, особенно в конце XVI и нач XVII вв., делавшее особый акцент на необходимости доктринальных определений.

ПАНТЕИЗМ (греч. pan-все,Iheos- Бог) учение о существовании Бога внутри самой природы, отождествление Бога с природой. Утверждает, что Бог существует во всех вещах, явлениях, естественных процессах как сверхъестественное начало.

патристический - определение, используемое для обозначения первых веков истории Церкви ("патристический период") или ученых, работавших в этот период ("патристические авторы"). 100-451 гг.

ПЕЛАГИАНСТВО - течение 4-5 вв. названное по имени монаха Пелагия (настоящее имя Морган, из Британии, жил в Риме, умер после 418 г) П. отрицает предопределение, считает, что первородный грех не до конца извратил человеческую натуру, верит в положительные качества человека, преуменьшает значение благодати и личной веры для спасения и преувеличивает значение добрых дел. пелагианство - понимание того, как люди могут заслужить спасение, противоположное взглядам Августина Гиппонийского, делавшее акцент на роли человеческих трудов и принижающее значение божественной благодати.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ - представители «движения святости», возникшего в конце 19 в. в США среди методистов. Согласно их теории, грешник в своей духовной эволюции проходит несколько ступеней («духовных кризисов», «духовных благословений»): покаяние, рождение свыше. В современном движении святости 2 направления: пятидесятники, харизматы - стремящиеся получить духовные дары и святые, перфекционисты - стремящиеся к самосовершенствованию.

пиетизм - подход к христианству, связанный главным образом с немецкими авторами семнадцатого века, делающий акцент на личном усвоении веры и необходимости святости в христианской жизни. Это движение, вероятно, лучше всего известно в англоязычном мире в форме методизма.

постмодернизм - культурная тенденция, особенно в США, возникшая в результате падения уверенности в рациональных принципах Просвещения.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ (греч. presbyteros - старший)- последователи церквей кальвинистской ориентации, возникшие в Англии и Шотландии в 16 в. Разработали Вестминстерское исповедание. Вероучение следует доктрине греховности человека, спасение выступает как ничем не заслуженная Божия благодать.

пресуществление - доктрина, согласно которой хлеб и вино во время евхаристии, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христовы.

Просвещение - термин, используемый, начиная с 19 в., для обозначения акцента на человеческом разуме и автономности, характерного для большей части западноевропейской и североамериканской мысли в 18 в.

радикальная Реформация – термин используемый в отношении анабаптистского движения, радикального крыла Реформации.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio-рассуждение)-направление, отмежевывающееся от мистицизма. Декларирует возможность постижения богооткровенных истин средствами разума.

реформатская-термин, используемый в отношении богословия Жана Кальвина (1510-1564 Этот термин обычно используется вместо термина "кальвинистский". РЕФОРМАТЫ - приверженцы кальвинистских церквей.

савеллианство - ранняя тринитарная ересь, рассматривавшая три Лица Троицы как различные исторические проявления Одного Бога.

символ веры-определение веры, общее для всех христиан. Наиболее важные из них известны как Апостольский Символ Веры и Никео-Цареградский Символ Веры.

СОЦИНИАНСТВО - крыло в протестантской секте польских братьев, отделившейся от кальвинизма в 70-х гг. 16 в. Социниане постепенно приобрели господствующее положение в общинах польских братьев. Идеологом и основателем социнианства стал Фауст Социн (1539- 1604).

схизма - сознательный отрыв от единства Церкви, осужденный такими влиятельными авторами ранней Церкви как Киприан и Августин.

СХОЛАСТИКА - научно-богословское течение средневековья. Типичным для схоластики было желание понять разумом то, во что веруешь. Величайшими схоластами были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скот. С попыток объединения веры и науки началась эпоха схоластики, в богословии Фомы Аквинского достигла наивысшего расцвета и в учении Дунса Скота, что вера и разум несовместимы, она нашла свой конец.

схоластика - подход к богословию, связанный главным образом с периодом средневековья, делающий акцент на рациональном обосновании и систематическом изложении христианского богословия.

таинство - в чисто историческом смысле, церковная служба или обряд, считающийся учрежденным Самим Иисусом Христом. Хотя римско-католическое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств (крещение, конфирмация, евхаристия, брак, священство, покаяние и соборование), протестантские богословы обычно утверждают, что лишь два таинства (крещение и евхаристия) упоминаются в Новом Завете.

теодиция - термин, предложенный Лейбницем для обозначения оправдания благости Божьей ввиду присутствия в мире зла.

Уэсли Джон (1703-1791) - основатель методистской церкви.

УЭСЛИАНСКИЕ АРМИНИАНЦЫ - то же, что методисты.

феминизм - движение в богословии, начавшееся в 1960 гг. делающее акцент на важности женского опыта и подвергшее критике патриархальность христианства.

ФИЛИОКВЕ (лат.filioque- и от сына)-добавление к символу веры, заключающееся в утверждении, что Св. Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына. Православная церковь не приняла этого утверждения, и в 1054 г. это явилось одним из предлогов к разделению церкви.

фундаментализм - форма американского протестантского христианства, делающая особый акцент на непогрешимом авторитете Библии.

Халкидонское определение-формальное объявление Халкидонским собором того, что Иисуса следует считать одновременно Богом и человеком

харизма, харизматический - ряд терминов, употребляемых в отношении даров Св.Духа. средневековом богословии термин "харизма" использовался для обозначения духовного дара, передаваемого людям благодатью Божией. С начала двадцатого века термин "харизматический" стал использоваться в отношении стилей богословия и богослужения, делающих акцент на ощущении Святого Духа.

цвинглианство - термин, используемый для обозначения идей Ульриха Цвингли, однако часто употребляемый в отношении его взглядов на таинства, особенно на вопрос о "реальном присутствии" (которое для Цвингли было скорее "реальным отсутствием").

ЦЕЛИБАТ (лат. caelebs - неженатый) - обязательное безбрачие католического духовенства, установленное папой Григорием VII (1073- 1085).

ЧИСТИЛИЩЕ - по католическому вероучению промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, горят в очищающем огне. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания там сокращен «добрыми делами» оставшихся в живых родственников и близких, т. е. молитвами, мессами, пожертвованиями на церковь. Учение о чистилище разработал Фома Аквинский. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским в 1562 г. Православие и протестантизм отвергают это учение. См. также Лимб

эвионитство- христологическая ересь, считающая Иисуса чисто человеческой фигурой, хотя и признающая, что Он наделен определенными харизматическими дарами, которые отличали Его от всех других людей.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. existentia - существование) - философия существования, утверждающее, что абсолютно реально только непосредственно переживаемое существование, которое нельзя осмыслить рациональными средствами. Различают секулярный (атеистический) и религиозный экзистенциализм. Главная его заслуга в том, что единственным и необходимым способом преодоления горизонта трансцедирования является обращение к Богу как основанию человеческого существования и личной свободы.

ЭПИТИМИЯ, епитимия (греч. epitimion-наказание)-церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника: продолжительная молитва, пост, земные поклоны и т. п.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschaton-конец, предел, конечная цель и logos- учение)- религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека и человечества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.