Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выполнить следующие задания



ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ им. М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Утверждаю

Заведующий кафедрой

___________Королева Г. И..

«___» ___________ 2015 р.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРА РЕЧИ

(ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Разработала

доцент Дьякова Т. А.

 

Г. Луганск

Г.

 

 

Темы практических занятий (дневная форма обучения)

№ п/п Название темы Кол-во часов
1. Тема 1. Введение в курс„Культура речи”. Понятие о русском языке и культуре речи 2
2. Тема 2. Нормы литературного языка. 2
3. Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. 4
4. Тема 4.Орфоэпические нормы. 4
5. Тема 5. Словообразовательные нормы. 4
6. Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. 4
7. Тема 7. Морфологические нормы. 4
8. Тема 8. Синтаксические нормы. 4
9. Тема 9. Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. Культура общения. 4
10. Тема 10. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка публицистического выступления. 4
  Всего 36

 

ТЕМА № 1:Введение в курс„Культура речи”.

Понятие о русском языке и культуре речи.

 

1. Основные аспекты речевой культуры.

2. Различие понятий культура языка и культура речи. Связь предмет культура речи с другими дисциплинами.

3. Стили речи в современном русском языке.

4. Стили речи и ваша профессиональная деятельность.

Выполнить следующие задания.

1. Найдите в тексте черты публицистического и художественного стиля.

Ташкент сохранил от прошлого мало. Две тысячи лет он был глиняным городом; он размывался водой, развеивался ветром и строился вновь из той же глины. Каждое столетие он умирал, превращаясь в тонкий пласт почвы, умирал легко и прилежно, как умирают деревенские старики в фильмах Довженко – под стук падающих в саду яблок. Город уходил в небытие, не оставив ни башен, ни брусчатки средневековых мостовых, – очевидно, истории безразлично, на какой сцене разыгрывается ее действие – каменной или глиняной. Хроника Ташкента спрессована, и, чтобы разобраться в ней, археологи закладывают шурфы. В этих колодцах персиковая косточка восьмого века лежит на сорок сантиметров ниже украшенного бриллиантами кинжала семнадцатого века; неглубокий ташкентский метрополитен, в сущности, проложен вдоль городской истории.

Мне повезло. Несколько лет я прожил в чреве Ташкента. Мы с матерью переселились в дом Рахима-ака, нам выделили одну комнату, а всего в доме их было две, разделенных крошечным коридорчиком. И вот я оказался в лоне узбекской семьи, я был принят в нее. Я был мальчиком Рахима и вместе с ним ел шавлю, в которой плавал вышибавший пот красный стручковый перец (Из журналов).

 

2. Выпишите из текста обороты, подтверждающие публицистичность речи. Напишите высказывание в научном стиле речи.

Слеза слезе – рознь. Женщины плачут не только чаще мужчин, но их слезы на полградуса теплее скупых мужских. О слезах, вызванных соринкой, попавшей в глаз, или при чистке лука, мы говорить не будем. А вот об эмоциональных… в них, оказывается, немало белка. В слезах, вызванных горем, печалью, ученые обнаружили успокаивающие вещества. Слезы – это защитная реакция организма на стресс. Со слезами выводятся из организма токсичные вещества, что образуются под воздействием нервного напряжения, депрессии (Из газет).

 

3. Продолжите текст.

Однажды Леонардо да Винчи пришел в мастерскую скульптора и сказал: «Я никогда не буду ваять. Посмотри, на кого ты похож, весь в каменной пыли, как маляр или пекарь». Что же держало великого скульптора возле его творений?

4. Постройте предлагаемые варианты высказываний.

«Все прекрасно, – говорите вы – но…». Стоп. Именно это «но…» собеседник расслышал четко, остальное мгновенно стерлось из памяти.

«Он отличный парень, но…» – можно не продолжать. Всем и без того ясно, что парень он совсем не «отличный».

Попробуйте смягчить переход: «Он отличный парень, и при этом…» – уже получше. Неважно, что последует дальше, пусть даже резкая критика, главное, обе части предложения существуют теперь на равноправной основе, вторая не лишает первую всякого смысла.

Другая группа «опасных» фраз – конструкции типа: «Я должен буду», «мне нужно будет», «мне придется». Например: «Мы должны будем встретиться и все обсудить».

Но почему бы не: «Я хотел бы с вами встретиться»?

5. Отметьте в тексте просторечные варианты: фонетические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические. Замените их синонимами современного литературного языка.

А я просто радый за тебя, пришел от души поздравить. Дядя его правда повидал всякого: две войны отломал. Само собой, гоняли на работу, а работать приходилось с ихним же рядом. Работать по-нашенски – чертоломить – он тоже будет. А у нас ведь как: живут рядом, никаких условиев особых нету. Они как раз родня с Климкой-то Стебуновым, они же братья сродные! Аж слеза прошибает иной раз: до того работает, сердешный, до того вкалывает… весь черный (В. Шукшин).

6. Выберите научную статью по своей специальности и напишите к ней аннотацию, рецензию, реферат, конспект.

Аннотация – краткое разъяснительное примечание.

Рецензия – критический разбор какого-л. произведения.

Реферат – изложение содержания научной работы.

Конспект – краткое письменное изложение содержания чего-л.

7. Отредактируйте текст аннотации.

Аннотация

В этой статье говорится о проблемах загрязнения окружающей среды, а также называются последствия этих воздействий. Автор хочет показать то, что надо создавать меры по решению этих проблем. Эта статья называется «Экология» и публикуется она в пособии по химии, автором которого является Г. П. Хоменко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М. : Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М. : Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М. : Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Основы научной речи : учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб. :Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5.Розенталь Д. Э .Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Высш. шк., 1987. – 399с с.


Тема 2 Нормы литературного языка.

1. Составляющие понятия норма литературного языка.

2. Кодификация норм. Характеристика нормативных словарей.

3. Нормы литературного языка и ваша профессиональная деятельность.

4. Причины и последствия нарушения норм в профессиональной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.