Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технологическая карта ситуационной задачи по истории Казахстана (Тема № 10)

 

Название ситуационной задачи Идейная борьба казахской национальной интеллигенции в 1920-1930-е годы.
Подход к проектированию заданий На основе архивных материалов и литературы о казахской интеллигенции в 20-30-е годы ХХ века.
Цель Совершенствовать метод решения ситуационных задач, с целью расширения применения метода ситуационного анализа для решения нравственно(патриотических) значимых в жизни задач и расширения своих знаний и умений по истории Казахстана
Задачи · совершенствовать умение выбирать основания и критерии для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений и доказательств; · продолжить формирование умения выбирать ценностные ориентиры, исходя из социальных и личностных ценностей
Формируемые умения: Предметные: · Умение определять события, их значение и давать оценку данному событию. · Умение анализировать материал, сравнивать их, выделять факторы значимости изучения данных теорий. · Умение работать с исторической постановкой. Коммуникативные: · Умение работать в малой группе · Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов Познавательные: · Умение извлекать информацию из текста, совмещать информации из текстов разных видов (основного и справочного). · Умение обосновывать утверждения с использованием информации, представленной в разных частях текста, работать с избыточным объемом информации. · Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Логические: · Умение выбирать основания и критерии для сравнения. · Умение устанавливать причинно-следственные связи. · Умение выстраивать логические цепи рассуждений, доказательств. Личностные: · Умение нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Планируемый результат - совершенствование метода решения ситуационных задач и его отличий от методов решения традиционных задач · сформированность умений: извлечение информации из текста, определение основной и второстепенной информации, совмещение информации, выделение существенных характеристик объекта, осознанное и произвольно строение высказывание в устной и письменной форме · умение выбирать ценностные ориентиры для определения своего исторического мышления
Способ и формат оценивания результатов работы Идентификационная оценка на основе матрицы оценивания выполнения ситуационных задач

 

 

Название задачи Идейная борьба казахской национальной интеллигенции в 1920-1930-е годы.
Личностно-значимый познавательный вопрос С первых дней прихода к власти большевики старались не только поставить все сферы духовной идейной жизни казахов под свой контроль, но и воспитать особую разновидность инттелигентов, всецело разделявших их мораль и мировоззрение. Но знаете ли Вы как возникло казахская интеллигенция? Почему влияние представителей казахской интеллигенции начало ХХ века начало ослабевать? Как вы объясните, оцените и выскажете свой взгляд на идейюную борьбу казахской интеллигенции в рассматриваемый период?
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде Текст 1. А.Букейханов в своей работе «Киргизы. Формы национального движения в современных государствах» выделяет два течения казахской интеллигенции в зарождавшемся освободительном движении в Степном крае в начале ХХ в.: «с одной стороны, интеллигенция, воспитанная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, .считавшая религиозные вопросы второстепенными». Эту группу он называет «западниками». Вторую, «воспитывавшуюся в духе восточной ортодоксии и национально-религиозной исключительности», называет «тюркофилами и поборниками панисламизма». В результате такого расклада политических интересов и ориентиров автор подчёркивает, что в первом случае организации политической партии она [интеллигенция] будет соответствовать оппозиционным русским, в частности, партии «народной свободы», а во втором — мусульманским, татарским партиям. А.Букейханов, исходя из особенностей развития казахского общества в начале ХХ в., выявил истоки возникновения алашского движения. Автор исследования подчеркивает, что постановление II Общекиргизского съезда (5-13 декабря 1917 г.) «было вызвано желанием предотвратить анархию на территории, населенной киргизами, не допустить возможности развития большевизма в степи». При этом он указывает на западническую ориентацию своего правительства, не имевшего сепаратистских замыслов: «киргизский народ ... не желает отделения от России. Мы — западники». Текст 2. Больше всего политический контроль коснулся настроений интеллигенции в отношении к большевикам и идеологии марксизма-ленинизма. Вполне понятно, что эти настроения представляли собой сложный сплав политических взглядов. В этом контексте на позицию представителя интеллигенции, на наш взгляд, влияли образование, окружающая среда, состояние души, положительный или, наоборот, отрицательный опыт контакта с властями и др. Политические настроения интеллигенции были достаточно подвижны и менялись под воздействием конкретных событий. За годы «красного террора» и гражданской войны у интеллигенции отбили желание открыто выражать свое мнение по политическим вопросам. В 1920-е гг. масштабы политического контроля непомерно возросли. Во-первых, он окончательно охватил все сферы общественной жизни, во-вторых, политическими стали считаться суждения по разнообразным вопросам, включая чисто житейские. Текст 3.В целом у значительной части интеллигенции на протяжении 1920-х гг. сохранялась неудовлетворенность своим экономическим положением, а также существовали собственные духовные и политические ориентиры, отличавшиеся от канонов коммунистической идеологии. Назначение Ф.И.Голощекина в 1925 г. руководителем Казахстанской партийной организации, несомненно, явилось отправной точкой для начала кампании противопоставления одной части национальной интеллигенции другой для осуществления политики по принципу «Разделяй и властвуй». Власть не просто провоцировала развитие идейной борьбы среди интеллигенции, но и обозначала имена тех из них, кого определяла в качестве своих противников-националистов. Таковыми были названы Ахмет Байтурсынов, Елдос Омаров, Жусипбек Аймаутов, Халел Досмухамедов, Миржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев, Телжан Шонанов, Алихан Букейханов, Магжан Жумабаев, Габбас Нурымов, Ахметсапа Юсупов (Жусипов). Так называемые властью «националисты» противопоставлялись революционному крылу в лице Назира Турекулова, Габбаса Тогжанова, Молдагали Жолдыбаева, Беймбета Майлина, Смагула Садвакасова, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова. Текст 4. Возглавлявший в 1937 году Союз Писателей Казахстана М.Каратаев подчеркивал: «Нужно полностью уничтожить остатки абвераховцев, существующих в казахской литературе». Имелись в виду «враги народа» — Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Смагул Садуакасов, Габбас Тогжанов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Сабит Муканов, Беимбет Майлин, Мухтар Ауэзов, Темирбек Жургенев, Абдильда Тажибаев, Амина Маметова, Молдагали Жолдыбаев, Миржакып Дулатов. Названные в этой статье Алихан Букейханов, Ильяс Жансугуров и Темирбек Жургенев уже находились в тюрьмах НКВД Алма-Аты и Москвы, Смагул Садуакасов умер в 1933 г., Миржакып Дулатов умер в 1935 г. в ссылке в Карелии. Четверых из этого списка — Сабита Муканова, Мухтара Ауэзова, Абдильду Тажибаева и Амину Ма-метову судьба чудом уберегла от репрессивной машины тоталитаризма. Речь идет об общественно-политической ситуации в стране, когда в отдельно взятой республике «успешно» претворялась в жизнь важная составляющая «Малого Октября», а именно противопоставление одной части местной интеллигенции другой с целью уничтожения мыслящей части населения.  
  Задания на работу с данной информацией.
Ознакомление Прочитайте предложенные тексты и назовите основные события, которые стали причиной ослабления национальной интеллигенции? Укажите предпосылки и причины уничтожения идейной верхушки казахской национальной интеллигенции Советской властью?
Понимание Прокомментируйте общественно-политическую ситуацию в Казахстане в 1920-1930-е годы? Назовите основные занятия казахской национальной интеллигенции? Почему власть противопоставила национальную интеллигенцию в идейной борьбе?
Анализ Проанализируйте работу А. Букейханова о происхождении казахской национальной интеллигенции? Какие выводы можно сделать исходя из современности? Объясните политические и идейные процессы происходившие в условиях тоталитаризма?
Синтез Изложите в краткой форме свое мнение о политической репрессии казахской интеллигенции? Сторонником какого политического направления вы себя считаете?
Оценка Перечислите факторы значимости изучения данной тематики в истории Казахстана.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.