Одна крупная Торговая фирма обратилась в Агентство недвижимости с предложением найти покупателя на один из принадлежащих фирме офисов. У офиса был один существенный недостаток – он находился на последнем этаже, и во многих местах из-за ветхости крыши протекал потолок. Офис с такой проблемой продать за короткий срок и хорошую цену было бы трудно, но, боясь потерять хорошего клиента и немалые комиссионные, директор Агентства согласился. Торговая фирма сделала косметический ремонт офиса и заключила договор с Агентством.
Вскоре Михаил, специалист Агентства, которому была поручена работа по продаже офиса, находит Покупателя – это столичная фирма, которая ищет помещение для своего филиала. Покупатель внёс по требованию Агентства не возвращаемый задаток 10000$, и стороны договорились о дате заключения сделки купли-продажи. За день до оформления сделки Покупатель узнаёт о проблеме с крышей. Из полученных 10000$ Директор Агентства 6000$ передал Представителю Торговой фирмы, 2000$ – Михаилу в качестве аванса за проделанную работу.
Роли и интересы:
Покупатель — получить назад аванс или учесть в цене офиса ремонт крыши.
Представитель Торговой фирмы — получить все деньги за офис, даже ценой невозврата аванса.
Директор Агентства недвижимости — погасить конфликт, сохранить со всеми отношения.
Михаил — снять с себя всякие претензии и денег не возвращать.
Тендер
Дистрибьютор принял участие в тендере на поставку оборудования для крупной Строительной корпорации. Все тендерные позиции были согласованы с Производителем оборудования, который письмом подтвердил возможность поставки оборудования в ноябре при размещении заказа до первого октября.
В конце августа, когда Дистрибьютор уже выиграл тендер, но еще не заключил контракт, Производитель сообщил, что одна из тендерных позиций есть в наличии на складе, но нет гарантии, что она будет в наличии до первого октября. Кроме того, Производитель дал понять, что производство данной позиции не будет возобновлено. Производитель оборудования предлагает Дистрибьютору незамедлительно сделать заказ на данную позицию и внести денежный залог.
Роли и интересы:
Дистрибьютор — не сорвать поставку по тендеру, не вносить залог и не размещать заказ у Производителя до подписания контракта со Строительной корпорацией; добиться от Производителя выполнения первоначальных обязательств по поставке.
Строительная корпорация — получить именно то оборудование, на поставку которого проводился тендер, либо ощутимую компенсацию за замену требуемой позиции.
Производитель оборудования — хочет сохранить заказ, но не может зарезервировать требуемую позицию оборудования без предоплаты, настаивает на денежном залоге.
На двух стульях
Специалист, который был в фирме на хорошем счету, с согласия Президента фирмы устраивается по совместительству на вторую работу на другом предприятии. Эта вторая работа, как уверял его при найме Генеральный директор предприятия, будет занимать не более недели каждые два месяца. Однако, когда Специалист впервые вышел на работу на предприятии, оказалось, что его участие требуется на гораздо более длительный срок. Он даже оформил на своем основном месте работы отпуск за свой счёт. Президент фирмы при личных встречах со Специалистом каждый раз тактично намекает ему, что дела без него идут плохо, и лучше бы ему вернуться на основную работу.
Специалист и сам хотел бы вернуться, однако он связан моральными обязательствами перед Генеральным директором предприятия и полученным денежным авансом в размере 500 000 рублей, потраченным на ремонт квартиры.
Роли и интересы:
Специалист — хочет вернуться на основную работу, сохранить самоуважение, уважение со стороны Генерального директора предприятия и денежный аванс.
Генеральный директор предприятия — хочет, чтобы Специалист закончил начатую работу и в дальнейшем, при необходимости, был бы в его распоряжении.
Президент фирмы — хочет непременно вернуть своего работника обратно, однако без силового давления на него.
Конкуренция сотрудников
В отделе продаж торговой компании работают два сотрудника, которые используют одну и ту же базу клиентов. Опытный сотрудник работает в отделе уже год, а Новый сотрудник – только две недели. Однажды возникает следующая ситуация: Опытный сотрудник вел клиента, звонил ему, и вдруг Новый сотрудник почему-то звонит в эту же компанию. Своим звонком он может существенно осложнить отношения с клиентом. Далее ситуация неоднократно повторяется и с другими потенциальными клиентами компании.
Опытному сотруднику это надоело. Он взял компанию, с которой уже начал работать Новый сотрудник, и за один день добился результата – заключил сделку с этой компанией. Между сотрудниками возникает конфликт, так как оплата труда у них жестко привязана к результатам работы с клиентами.
Роли и интересы:
Опытный сотрудник — дать понять Новому сотруднику, что надо быть внимательнее, всегда проверять перед звонком, не начал ли работу с этой компанией другой сотрудник и вообще уважать старших.
Новый сотрудник — считает, что все сотрудники равны, «дедовщина» на работе неуместна, стремится забрать обратно себе в работу тех клиентов, которых перехватил у него Опытный сотрудник.
Руководитель отдела продаж — сохранить хорошие отношения между сотрудниками отдела, не дать расцвести распрям, определить понятный регламент для дальнейшей работы, сохранить всех сотрудников.
Собеседование
Молодой специалист окончил институт и начал искать работу. Посетив одну из фирм, он практически случайно попал на собеседование и удачно прошел его. HR-менеджер пообещал, что Молодой специалист получит это место, поскольку другие кандидаты имеют меньше достоинств, и предложил ему прийти в понедельник и принести резюме. На радостях Молодой специалист решил зайти к своему Другу, с которым они давно не виделись. «За рюмкой чая» Молодой специалист рассказал Другу про фирму и новую работу. Друг всячески поддержал Молодого специалиста, сказал, что рад за него, и что он сам бы хотел найти себе такую же интересную работу.
В понедельник, когда Молодой специалист пришел в офис фирмы, Менеджер попросил его подождать, а затем принес извинения и сказал, что они нашли другого, более подготовленного кандидата и берут на работу его. Этим кандидатом, как выяснилось из дальнейшего, оказался Друг.
Роли и интересы:
Молодой специалист — получить работу в фирме; объяснить, что Друг произвел столь хорошее впечатление только потому, что заранее подготовился к собеседованию и составил «правильное» резюме по результатам общения с ним.
Друг — устроиться на работу в данную фирму, объяснить Молодому специалисту, что выбор сделан работодателем на основе личных и профессиональных качеств кандидатов; по возможности сохранить хорошие отношения с Молодым специалистом.
HR-менеджер — принять на работу наиболее квалифицированного кандидата на максимально выгодных для фирмы условиях.
Ученье — свет
В структурном подразделении более половины сотрудников получают первое высшее образование и учатся заочно в ВУЗах, при этом согласно законодательству работодатель обязан предоставлять работникам учебный отпуск.
Руководитель структурного подразделения в целях обеспечения производственного процесса и уменьшения количества дней отсутствий по причине учебного отпуска вынужден отпускать сотрудников вместо учебного в очередной отпуск.
Сотрудник работает в подразделении 3 года, исполнителен, всё делает в срок, учится на третьем курсе Университета, приближается очередная сессия, у сотрудника не использован очередной отпуск согласно графику отпусков, и он его планирует провести с семьей. Сотрудник приходит к начальнику структурного подразделения с заявлением на предоставление учебного отпуска.
Роли и интересы:
Руководитель структурного подразделения — убедить работника взять очередной отпуск.
Сотрудник — получить учебный отпуск, т. к. очередной отпуск он планирует провести с семьёй.
Коллеги — поддерживают сотрудника и говорят, что работодатель обязан предоставить учебный отпуск, но прямого диалога с работодателем избегают.
Новенький
За месяц до сдачи годового отчета молодой перспективный начальник экономического отдела, работающий в крупной организации, принял решение уволиться в связи с поступившим выгодным для него предложением. Он находится в хороших отношениях с руководителем организации, из которой решил уволиться, и порекомендовал вместо себя своего друга. Руководитель организации, изучив резюме друга и проведя с ним собеседование, дал положительный ответ.
Для того что бы новый начальник экономического отдела быстрее влился в коллектив и приступил к своим новым обязанностям и успел своевременно подготовить годовой отчет руководитель организации рекомендует взаимодействовать с самым опытным работником отдела, который при этом сам, в тайне, метил на место начальника экономического отдела. Опытный работник во время введения в курс дел своего нового начальника экономического отдела, предоставляет ему неверную информацию.
При закрытии годовых отчетов руководитель организации видит, что большая часть отчетов составлена некорректно, большинство показателей не соответствуют действительности, а все сроки предоставления отчетов в государственные органы уже практически подошли к концу. После разговоров с рядовыми сотрудниками руководитель организации выясняет, что виной некорректных отчетов является то, что опытный работник предоставил новому начальнику экономического отдела недостоверную информацию.
Роли и интересы:
Руководитель организации — вовремя и достоверно отчитаться перед государственными органами, разрешить конфликт интересов.
Опытный работник — заполучить место начальника экономического отдела.
Новый начальник экономического отдела — попытаться исправить сложившуюся ситуацию в свою пользу и остаться работать на прежнем месте.
Гонорар
Молодой и успешный бизнес-тренер написал книгу по управлению продажами. В работе над книгой ему очень помогал друг, опытный бизнесмен (Консультант), предоставляя массу кейсов из опыта своей компании и отрасли, бизнес-тренер разбирал их и включал в свою книгу. Таким образом, около 30% книги составили практические примеры. Писатель книгу закончил, отправил на рецензию Издателю.
Друг вроде бы в шутку намекает, что хотел бы «принять участие» и в гонораре. Проходит время и приходит понимание, что Консультант ждет оплаты своей помощи, несмотря на то, что такой договоренности изначально не было, а его помощь позиционировалась как бескорыстная. Ситуацию ещё больше усложнил звонок от издателя: книга не дотягивает до стандартных 240 страниц и поскольку теории и так слишком много, издатель настаивает на дополнении книги практическими кейсами, которые так нравятся читателям.
Роли и интересы:
Издатель — настоять на включении в книгу большего количества кейсов (ещё 30 страниц).
Бизнес-тренер — не вносить дополнений в книгу, пусть будет 210 страниц. Не платить Консультанту, поскольку не было договоренности об этом. Сохранить с ним отношения.
Консультант — получить часть гонорара бизнес-тренера за потраченное время. Сохранить с ним отношения.
Стук колес
В поезде в купе из Красноярска в Москву в служебную командировку едут юрист, экономист и бухгалтер одного предприятия. Едут третьи сутки – съедена вся курица, лапша, огурцы и вареные яйца. В этот день юрист и экономист узнают (бухгалтер случайно проболтался), что бухгалтер обратно полетит на самолете, а юрист и экономист опять поедут на поезде. Юрист и экономист возмущены.
Звонят директору предприятия по сотовому телефону. Тот вежливо объясняет, что денег на самолет достаточно лишь на одного человека и поскольку бухгалтер попросил первым – то по праву первого ему и согласован перелет. «Однако, – уточнил директор, – пока вы все едет в поезде и еще не приехали в Москву, разрешаю вам самим втроем решить, кто полетит. Если не придете к единому мнению – поедете обратно все вместе на поезде, но уже не в купе, а в плацкарте».
Между юристом, экономистом и бухгалтером разгорается полемика. Юрист никогда не летал самолетами в командировку в отличие от коллег (экономиста и бухгалтера), ездил постоянно поездами. Экономист – пожилая женщина, однако избалованная поощрениями руководства. Бухгалтер – самый уважаемый в коллективе сотрудник с безупречной репутацией.
Роли и интересы:
Директор предприятия — с интересом ждет, до чего договорятся подчиненные. В связи с предстоящим сокращением персонала (о котором он никому не сказал) намерен сделать вывод о сокращении одного из сотрудников по результатам проведенных ими переговоров. При прочих равных предпочтениях этот кейс сыграет решающую роль в выборе увольняемого сотрудника.
Юрист — полететь обратно самолетом. Считает, что имеет право, поскольку в отличие от бухгалтера и экономиста всегда в командировки ездил только поездом. Однако ссориться не любит.
Экономист — полететь самолетом. Привыкла к благодушному отношению к себе, а также считает, что возраст дает на это право.
Бухгалтер — полететь самолетом. Ведь он лучший работник по итогам отраслевых соревнований. Возмущен тем фактом, что директор предприятия переигрывает первоначальное решение.
Двойная нагрузка
В условиях кризиса компания принимает решение о сокращении штата. Это повлекло за собой существенное увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников, при этом без увеличения зарплаты. Вся дополнительная нагрузка по бухгалтерии, возросший поток документов, и многое другое легли на плечи Марины — бухгалтера, хотя и не единственного в компании, однако самого квалифицированного. Две другие девушки, работали на условиях неполного рабочего дня и имели ограниченный круг обязанностей. Марина еле справлялась, но не протестовала до тех пор, пока ей не предложили взять на себя еще и обязанности финансового аналитика в связи с тем, что штатный аналитик собирается в отпуск за свой счет (по семейным обстоятельствам).
Марина согласилась временного выполнять обязанности финансового аналитика на условиях совмещения за дополнительную оплату. Однако на это отказалось пойти руководство компании. Марина заявила, что отказывается выполнять дополнительные обязанности. На следующий день она получила письменное уведомление, что ей объявлен выговор на основании трудового кодекса — за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Финансовый аналитик получил уведомление, что компания не может в данный момент предоставить ей отпуск.
Роли и интересы:
Руководство компании — не допустить проявлений своеволия в компании, сохранить бесперебойную работу. Дать понять всем сотрудникам: «Незаменимых нет».
Марина — не хочет терять работу, но и терпеть «беспредел» руководства не намерена. Желает восстановить справедливость, если потребуется даже через суд.
Финансовый аналитик — уйти в отпуск, как было задумано.
Расширение
В бизнес центр, на условиях аренды в давно пустующие помещения, въехал новый арендатор. Из имеющихся на этаже 6-ти офисов руководство и сотрудники нового арендатора заняли два. Старые арендаторы (две компании) арендовали помещение около пяти лет, жили дружно, обязательства исполняли. Новый арендатор интенсивно расширял свой штат и буквально через месяц стал испытывать дефицит площадей. Определенные неудобства испытывали и старые арендаторы из-за резко увеличившегося количества сотрудников нового арендатора.
Они часто выходили в холл для телефонных разговоров, много курили у входа о центр, не всегда поддерживали чистоту и порядок в общих зонах, особенно, в туалетных комнатах. Представитель арендодателя предложил старым арендаторам переехать в другое помещение, чтобы новый арендатор занял весь этаж. Другое помещение, бизнес-центр класса А, находится в историческом центе города, общественный транспорт в трёх-пяти кварталах, стоянки для транспорта вблизи нет, условия оплаты выше.
Роли и интересы:
Новый арендатор — занять весь этаж, имеющиеся и сейчас занятые столовую и подсобные помещения, ввести свои правила и нормы. Сам не очень хочет вступать в переговоры с соседями, уверен, что это дело арендодателя.
Старый арендатор — остаться на своих площадях, обязать новых соседей соблюдать элементарные нормы и порядок в общих зонах центра. Не готов к переезду в другой центр.
Представитель арендодателя — всё равно, кто будет занимать площади. Не хочет, чтобы новый арендатор, перспективная расширяющаяся компания, ушла к другим арендодателям. Но и портить отношения со старыми арендаторами не хочет.
Лишний арендатор
Мелкий арендатор, после долгих поисков, наконец находит подходящее помещение для своего бизнеса (отдельный вход, охраняемая территория, центр города, не дороже 250 руб. /кв. м). Однако, ему нужна лишь часть общей площади (60 кв. м. из 360 кв. м.), поэтому он приглашает своего знакомого, крупного арендатора, который тоже, в связи с кризисом, ищет более дешёвое помещение для пищевого цеха. После недолгих переговоров крупный арендатор убеждает мелкого взять несколько комнат с отдельным входом и сделать там ремонт за свой счёт. Это несколько противоречит изначальным планам мелкого арендатора взять уже отремонтированную часть помещения с отдельным санузлом. Арендная плата для мелкого арендатора назначается несколько выше, чем в целом за кв. м. в остальном помещении. Кроме того, параллельно переговорам крупный арендатор успевает заключить с арендодателем договор на аренду всего помещения на 5 лет. Мелкий арендатор становится, таким образом, субарендатором и полностью зависит от крупного арендатора.
Крупный арендатор очень рад, т. к. помещение является бывшей столовой и подходит ему как нельзя лучше. Не меньше рад и Арендодатель, который тут же просит крупного арендатора вновь организовать столовую для сотрудников своего предприятия. Крупный арендатор, не уведомляя об этом мелкого арендатора, соглашается. В связи с этими договорённостями места для мелкого арендатора уже не остаётся. Крупный арендатор и арендодатель настойчиво предлагают мелкому арендатору взять вместо оговоренных 3-х комнат другое помещение складского типа в соседнем здании. Однако, это помещение не подходит мелкому арендатору по целому ряду критериев.
Роли и интересы:
Мелкий арендатор — отстоять соблюдение предыдущей договорённости об аренде 3-х комнат, либо получить другое помещение, удовлетворяющее его критериям.
Крупный арендатор — расположиться в новом помещении в соответствии со своими требованиями, при этом сохранить дружеские отношения с мелким арендатором, с которым, помимо всего прочего, намечается перспективный бизнес-проект.
Арендодатель — хочет уладить конфликт мирным путём. В крайнем случае готов встать на сторону крупного арендатора, с которым уже подписан договор и перечислены деньги.
Горячие полы
В двухподъездном ЖСК жилец третьего этажа установил «горячие» полы, систему подогрева полов. На 5-м этаже, якобы после этого, при включении горячей воды около десяти минут идет холодная вода и только после этого начинает идти горячая вода. Жилец пятого этажа связывает эти изменения с установкой системы «горячих» полов на 3-м этаже и начинает выяснять правильность установки системы и врезки труб. При этом обращается за помощью к Председателю Правления ЖСК для проведения осмотра квартиры на 3-м этаже. Обстановка накаляется...
Роли и интересы:
Жилец третьего этажа — оставить все как есть.
Жилец пятого этажа — решить проблемы с горячей водой.
Председатель Правления — разобраться в ситуации, не поссорившись ни с одним из жильцов.
Личная антипатия
Коммерческий директор компании по продажам электроники, недавно назначенный на свою должность, начал резко увеличивать объёмы продаж. Его не устраивает менеджер по рекламе из-за личной антипатии, но последний долго и плодотворно работает в компании.
Возникла конфликтная ситуация, когда возбуждённый мелочными придирками менеджер по рекламе в грубой форме отказался выполнять прямое указание коммерческого директора во время проведения выставки и в присутствии других сотрудников. Уязвлённый коммерческий директор требует от директора компании немедленного увольнения менеджера по рекламе.
Роли и интересы:
Директор компании — доволен работой и коммерческого директора, и менеджера по рекламе. Хочет урегулировать конфликт мирным путём.
Коммерческий директор — из-за уязвлённого самолюбия требует немедленного увольнения менеджера по рекламе, шантажируя директора компании своим уходом.
Менеджер по рекламе — хочет спокойно работать.
Юридическая ошибка
На крупном предприятии из подразделения А в подразделение Б переводят сотрудника. При этом было оговорено, что сотрудника повышают в должности. Отдел кадров подготовил все необходимые документы и получил все необходимые подписи, в том числе и самого сотрудника. Сотрудник был не совсем внимателен, и поэтому только после получения первой зарплаты на новом рабочем месте обнаружил, что, несмотря на повышения в должности, оклад оказался незначительно ниже его оклада в подразделении А.
Сотрудник обращается к своему новому начальнику. Начальник подразделения Б объясняет, что на данной должности предусмотрен именно этот размер оклада, и он указан в бумагах, которые сотрудник подписывал при переходе. Сотрудник внутренне остается не согласен со своим руководителем, так как об этом существенном моменте речь в ходе переговоров о переводе не шла. Вопрос повисает в воздухе.
Через несколько дней к сотруднику обращается представитель отдела кадров с просьбой переподписать документы о переводе, так как в них имеется юридическая ошибка. Сотрудник отказывается их подписывать, настаивая на внесении изменения относительно его оклада.
Роли и интересы:
Сотрудник — добиться сохранения его оклада на прежнем уровне, или вернуться в подразделение А.
Начальник подразделения Б — не намерен идти на поводу у нового сотрудника, хотя и имеет возможность увеличить оклад сотрудника, считает, что оклад соответствует данной должности.
Начальник подразделения А — сохранить нормальные рабочие отношения и с сотрудником и с начальником подразделения Б, не ввязываться в конфликт.
Представитель отдела кадров — хочет, чтобы вопрос с получением подписи сотрудника решился как можно скорее.
Три мнения
Сотрудник работает в компании в течение трех лет, два из которых в этом отделе. Год назад сотрудник получил очередное повышение, основываясь на конкретных достижениях и хороших отзывах своего прежнего руководителя, и перешел в прямое подчинение к Руководителю отдела. Изменилась и специфика работы, раньше сотрудник занимался текущей деятельностью, а после повышения стал заниматься задачами с конкретными сроками исполнения. С работой сотрудник справлялся хорошо. Но с дисциплиной начались проблемы: то придет на 15–20 минут позже, то отпросится раньше.
В отделе коллеги начинают шутить во время его опоздания: «Спасибо, что вообще пришел». Сроки задач не всегда соблюдаются, на вопрос «почему» вразумительный ответ не поступает. Вместе с тем, сотрудник не производит впечатление человека, у которого есть проблемы, что и подтвердилось при личной беседе сотрудника с руководителем. На просьбу руководителя приходить вовремя, сотрудник искренне удивился, сказал, что руководитель сам частенько задерживается на те же 15–20 минут, и не видит в этом проблемы, также при разговоре он отметил, что выполняет те задачи, которые не могут выполнять другие.
Роли и интересы:
Руководитель отдела — не потерять ценного сотрудника. Изменить ситуацию, так как в курсе, что в отделе начинают говорить о появлении «любимчика». Понимает важность дисциплины и видит, что это расслабляет других сотрудников.
Сотрудник — ничего не менять. В целом очень доволен своим профессиональным ростом. Считает 15–20 минут мелочью, в конце концов, он это заслужил. Раньше работал на имидж, теперь решил расслабиться — «Пускай немного имидж поработает на меня».
Коллега — добиться справедливости и равного отношения ко всем сотрудникам. Возмущен поведением сотрудника и видимым бездействием руководителя. Хочет задать руководителю вопрос: «Почему одним можно, а другим нельзя?»