В этом рассказе автор не изображает героических подвигов в сражениях, он считает, что именно в окопах решается исход битв. Вот что рассказывает командир роты, находившейся на участке обороны у самого подножия Мамаева кургана: «Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись… Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. А как атака… Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали… Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько. Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда…».
И становится понятна уверенность автора: «Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов».
Беда сегодняшнего мира - сепаратные войны
•«Слово о полку Игореве»
Идейный пафос «Слова…» хорошо известен, он заключается в призыве прекратить междоусобные раздоры, призыве к единству действий. Вообще народ всегда сознавал, что его сила в единстве, и эта идея была народна по своему содержанию. Не утратила эта идея своего значения и в наше время, когда многие страны объяты огнем междоусобной войны.
Сепаратный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича со своими родичами имел катастрофические последствия: это дало возможность половецким полчищам проникнуть в глубь русских княжеств и принести населению страшные беды. И автор осуждает этот поход, используя солнечную символику. Символический смысл затмения ясен: расплата неминуема, и она уже настигает князей. Князья перестали излучать солнечное благо, их княжеская судьба погасла. В этом символе обозначены и скорбь, и осуждение. Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир, когда стали «страны ради, гради весели». Автор заканчивает повесть образом солнечной символики, но уже жизнеутверждающей и оптимистичной: «Солнце светится в небесе, Игорь князь в Русской земле».
10. Война без прикрас (документальная литература)
•А. Адамович, Д. Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)
На большом фактическом материале — документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, — авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.
Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»
Женщина на войне
•С. Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)
Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С. Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.