Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гордон Олпорт . Диспозициональная теория личности



«Первый год жизни наименее важен для личности – при условии, что не возникает серьезного вреда для здоровья».Г.Олпорт

Биография. Родился в Монтесуме, штат Индиана, в семье интеллигентов в 1897 году. Блестяще окончив школу, он вслед за старшим братом Флойдом (впоследствии также известным психологом) поступил в знаменитый Гарвардский университет. В начале 20-х годов Олпорт совершает двухлетнюю поездку в Европу, которая оказала огромное влияние на его дальнейшую научную работу. В большинстве текстов упоминается встреча с Зигмундом Фрейдом, в ходе которой он был поражён неадекватностью попыток искать во всех поведенческих проявлениях скрытые мотивы, отказа от явно очевидной мотивации. Однако собственные работы и дальнейшая деятельность Олпорта были связаны скорее с взглядами Вильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера и гештальтпсихологов — Макса Вертгеймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера. Избирался президентом Американской психологической ассоциации (1939), президентом Общества Изучения социальных проблем, получил награду «За выдающийся вклад в науку» (1964) и множество других наград.

Определение личности. Личность представляет собой развивающуюся и открытую психофизиологическую системы, ядро которой составляет человеческое Я.Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность постоянно эволюционирует , хотя и имеет основополагающую структуру.

Динамика личности. Личность стремится к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. В своих проявлениях личность в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам. Важно экспериментально изучать иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии).

Темперамент. Наряду с интеллектом и физической конституцией, темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Темперамент важный наследственный аспект эмоциональной природы человека, он определяет легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций.

Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.

Характер – это оцененная личность, а личность – это социально неоцененный характер.

Единица анализа личности - личностная черта. Личностная черта - это нейропсихологическая структура, способная преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функциональное значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть. В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций.

Виды диспозиций. Следует различать:

1. Общие черты и уникальные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, их можно измерять номотетическими методами.Уникальные диспозиции — такие индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Их можно изучать идиографическими методами. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.

2. Кардинальные, центральные и периферические. Кардинальные диспозициидостаточно редко встречаются ивыражают черту, оказывающую настолько сильное влияние на поведение человека, что оно прослеживается практически в каждом поступке и каждом действии. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Весь ход жизни этих людей обнаруживает полное влияние кардинальных диспозиций. Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Эти черты сравнительно легко выявляются, но их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик. Периферические или вторичные диспозиции представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Это менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде).

Целостность личности. Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое. Оллпорт предлагает называть его проприумом.

Проприум(proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. . Проприум — это позитивное свойство человеческой природы, связанное с творческим развитием личности.

Вводя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», «самость».

Проприативные функции – это аспекты «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения. К ним относятся:

1.Ощущение тела («телесное я»)— это «стержень становления личности». Сюда относятся все органические ощущения, которые испытывает человек. Чаще всего они не осознаются, но при появлении болезненных ощущений в теле начинают осознаваться. Благодаря этой функции, появляющейся от рождения, формируется фундамент самоощущения. Свое тело человек воспринимает как теплое и приятное, все отдельное как холодное и чужое.

2.Самотождественность, ощущение себя собой — в онтогенезе постепенно усиливающееся чувство. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. Сначала ребенок начинает узнавать свое имя среди потока других звуков, а со временем он начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на внешние и внутренние изменения.

3.Возвеличивание эго (эгоцентризм) –это присущая человеку от природы сосредоточенность на себе, которая обусловлена потребностью в выживании. Каждый человек стремится к самоутверждению, ему необходимо испытывать чувство гордости за себя, быть удовлетворенным собой.

4.Расширение эго. Эта функция в раннем детстве проявляется как отождествление ребенка со своими родителями, игрушками и другими предметами, которые ему принадлежат. Позднее она распространяется на другие группы людей (одноклассники, соседи, нация). В зрелости же процесс «расширения эго» осуществляется посредством развития интереса к каким-то абстрактным идеям, моральным ценностям.

5.Рациональный субъект. Данная функция связана с развитием мышления и обеспечивает «адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений».

6.Образ себя — это то, каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и то, каким он хочет стать, то есть его идеальное Я. Образ себя задает направление развития человека. Кроме того, он позволяет согласовать видение настоящего с видением будущего.

7.Личное стремление (мотивация). Как только личность переходит на стадию расширения эго и формирует образ себя, который непосредственно связан с образом Я идеального, речь заходит не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, которое отражает его собственное, то есть самость. Личное стремление связано с временной категорией будущего. Олпорт ставит в один ряд с понятием стремления такие понятия, как интерес, тенденция, предрасположенность, ожидание, планирование, решение проблем, направленность, интенция.

8.Субъект познания — функция, которая, по словам Г. Олпорта, возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их. Она заключается в том, что человек познает не только объекты внешнего мира, но и самого себя. Итогом развития становится его способность к самопознанию и самоосознанию.

Первые три функции — ощущение тела, самотождественность и возвеличивание эго — развиваются в раннем детстве. Развитие остальных более продолжительно во времени и зависит от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. На любой стадии становления личности развивается не одна, а целый сплав проприативных функций. Так, например, на этапе обретения личностной зрелости активизируется познающий аспект, рациональный субъект проприума, личное стремление, расширение эго и образ себя

Функциональная автономия мотивов.Появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А. Н. Леонтьевым.

Зрелая личность. Зрелый человек характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами.

 

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
Теории научения и теории поведения – по существу взаимозаменяемые понятия.
Теории научения иногда называют психологией СР (стимула – реакции).

Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк (1874-1949). Он сам называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» - связь), а не бихевиористом. Однако об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они себя называют, а работы Торндайка открыли первую главу именно в развитии бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк описал в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных исследованиях он употреблял традиционные термины - «интеллект», «ассоциативные процессы», но наполнял их совершенно новым, отличающимся от предыдущих взглядов, содержанием. Именно эту работу И.П. Павлов счел пионерской в объективных исследованиях поведения.

Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Но именно опыты Торндайка впервые показали, что природа интеллекта и его функция могут изучаться и оцениваться без обращения к идеям или каким-либо другим явлениям сознания. Ассоциация в данном случае означала уже не связь между идеями либо между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он использует идею о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения, что имеет глубокие методологические основания. Это означало переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Понятие «проб и ошибок» составляло одну из предпосылок эволюционного учения Ч. Дарвина. Поскольку возможные способы реагирования на постоянно меняющиеся условия внешней среды не могут быть предусмотрены в структуре и способах поведения живого организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха. В экспериментальных исследованиях с животными Торндайк использовал сконструированные им «проблемные ящики», которые представляли собой устройства различной сложности. Помещая в проблемный ящик животное (собаку, кошку), Э. Торндайк осуществлял наблюдение за их двигательными реакциями, связанными с выходом из ящика и получением подкрепления рефлекса (корма). Он установил, что, добившись случайного успеха при эвакуации из неволи, в случае повторения опыта, животное уменьшает количество тех действий, которые не приводят к свободе.

Э. Торндайк сформулировал следующие законы научения:

закон упражнения, в соответствии с которым прочность связи между ситуацией и реакцией на нее обусловлена частотой повторения;

закон эффекта, смысл которого состоит в том, что прочность связи возрастает, если процесс ее установления связан с получением удовольствия;

закон готовности, который подразумевает, что скорость установления связи зависит от особенностей нервной системы субъекта.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха», согласно Торндайку, объясняет приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Этот принцип имеет очевидные преимущества, по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его понимании до Сеченова) означал фиксированное действие, ход которого определялся так же строго фиксированными в нервной системе путями. Этим понятием не представлялось возможным объяснить адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Э. Торндайк исходным моментом двигательного акта считал не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными усилиями. Связь «ситуация - реакция» в отличие от рефлекса (в его механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками:

исходным пунктом является проблемная ситуация;

организм противостоит ей как целое;

он активно действует в поисках выбора;

организм выучивается путем упражнения.

Прогрессивность данного подхода является очевидной, так как Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что за пределами сознания психолога могут интересовать только бессознательные явления, которые скрываются в «тайниках души». Именно Торндайк значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Торндайк называет связь между реакцией и ситуацией коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия - это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.

 

 

Павловский условный рефлекс
В начале 1900-х годов русский физиолог И.П.Павлов провел серию опытов на собаках, продемонстрировав механизм условного рефлекса. У голодной собаки при виде еды выделяется слюна. Во время каждого кормления звучал звонок, и в конце концов слюна у собаки начинала выделяться при одном только звуке, поскольку она была приучена соотносить звонок с появлением пищи. Выделение слюны при виде пищи – это безусловный рефлекс, а выделение слюны по звонку – результат научения, или условный рефлекс. Открытие Павлова, названное классическим обусловливанием, оставило столь глубокий след в психологии, что выработка условного рефлекса стала едва ли не синонимом научения. Павлов обнаружил также, что некоторые условные рефлексы могут распространяться на смежные области (генерализация); с другой стороны, можно выработать способность тонко различать (дифференцировать) сходные стимулы. Открытие ориентировочного рефлекса, или рефлекса «что такое?» – также заслуга Павлова.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.