Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Московской Руси



В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре.

Москва всегда играла особую роль в судьбах русского народа. В самые тяжелые ордынские времена именно она выдвинула идею собирания земель в единое государство, помогла выжить русской культуре. С XIV в. начинается возвышение Москвы. К концу XV в. Русь становится московской.

Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания.

 

3.1 Архитектура. Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова.

Изменялись конструкции и строительные материалы. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные по­стройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительства.

Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно де­ревянной Москве наблюдается при Иване Калите: во второй чет­верти XIV в. были возведены Успенский собор (1326—1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-коло­кольня Иоанна Лествичника (1329). Все храмы были выстроены из белого камня. Появляется и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Ос­новным строительным материалом служит известняк.

Огромный размах строительства, связанного с возведением кре­постных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV— начала XVI в., способствовал совершенствованию тех­ники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом.

В XVI в. господствующим стилем в архитектуре стал шатровый — без столбов внутри здания, с шатровым покрытием, с украшением «ракушками» и узорочьем (церковь Вознесения в Ко­ломенском). С 1475 г. белокаменное строительство заменяется кирпичным. В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который был создан псковскими архитекторами, славившимися своими строительными навыками. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым.

В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Ва­силия Блаженного. Известно, что его авторами были два архитектора — Посник и Барма.

XVI в. был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепост­ные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города.

XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несох­ранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Исключительным по своеобразной красоте памятником русско­го деревянного зодчества справедливо считается церковь Преобра­жения в Кижах (ок. 1714).

 

3.2. Живопись.В XV столетии московская живо­пись освободилась от византийского влияния и начался «золотой век» иконописи. В это время живопись полна новыми идеями.

В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи.

Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек. К кругу его работ можно отнести икону «Донская Богоматерь».

Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписал Благовещенский собор Московского Кремля. В Благовещенском соборе Кремля был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов.

Под 1405 годом летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360— ок. 1430). Время его зрелости как художника наступает тогда, когда он в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Из фресок, когда-то покрывавших все стены собора, сохранилась огромная композиция Страшного суда. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. Русские типы лиц апостолов отме­чены не только добротой, но и чувством собственного достоинства.

В 1422—1427 годах была создана знаменитая икона «Троица», написанная для каменного Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского. Идея единства — основная и в иконе.

Расцвет живописи начала XVI в. связан с творчест­вом Дионисия. В 1482 году для Вознесенского монастыря Московского Кремля Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия». В 1500—1502 годах Дионисий создает свое самое замечательное произведение — фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В XVI в. в иконописи появляются изображения исторических деятелей и событий. К таким произведениям можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные Дионисием для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житий­ных икон. В центре изображается святой, которому посвящена икона.

Целая серия своеобразных исторических портретов предстает перед нами в образах царей и князей в стенописи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной сыном Дионисия. Эти росписи отличает повышенная декоративность.

В XVI в живописи расширяется круг тем, появляются нецерковные сюжеты из всемирной и особенно русской истории.

К середине XVI в. относится начало книгопечатания на Руси. В 1564 году Иван Федоров в издал «Апостол». Первые печатные книги украшались гравюрами, часто выполненными по западным образцам.

В иконописи конца XVI— начала XVII в. получило распростра­нение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа». К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей.

В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же красками, которые применялись иконописцами.

Русская иконопись второй половины XVII в. связана с именем Симона Ушакова. Художник смело вводил в изображения элементы ре­альной жизни. В иконах он применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых, Христа или Бого­матери.

Для русских художников этого времени характерен интерес к изображению реального человека, его индивидуальных черт. Порт­рет — первый светский жанр в древнерусской живописи.

3.3 Литература. Основной темой литературы начиная с XIII в. становится патриотическая тема.

Литература в конце XIV— начале XV вв. развивается особенно интенсивно. Ведущие произведения посвященны борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига. Первому столкновению с ордой посвящена «Повесть о битве на Калке».

Мамаево побо­ище освещалось с разных позиций и в разное время. «Задонщина» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы.

Большой популярностью у читателей пользовались жития святых. С наибольшей яркостью этот жанр отразился в творчестве Епифания Премудрого. Он написал «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».

В XVI в. была составлена Степенная книга, содержавшая жиз­неописание династии Рюриковичей. Почти во всех богатых домах имелся «Домострой» — сборник полезных советов по ведению домашнего хозяйства и «Хронограф» — своеобразный учебник всемирной истории.

В XV веке было создано "Хождение" Афанасия Никитина - тверского купца, "Сказание о Псковском взятии".

К XVI веку относится переписка князя Курбского с Иваном Грозным. Это яркие образцы эпистолярного стиля, отразившие две полярные системы мировоззрения и культурной традиции.

 

3.4 Декоративно-прикладное искусство.Прикладное искусство Москвы XVI в. дало много непревзой­денных образцов резьбы по дереву и ювелирного искусства. Из памятников древнерусской резьбы по дереву наиболее примечательно «Царское место».

Из произведений московского юве­лирного искусства выделяется своим изяществом большое золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 г. Троицкому монасты­рю. В центре блюда как бы в ореоле лучей находится двуглавый орел — символ могущества Российского государства.

В XVI в. существовало несколько больших мастерских шитья, каждая из которых отличалась своими особенностями. В произве­дениях, созданных в мастерских Старицких, фигуры грузные, дви­жения преувеличенные. Наиболее яркий пример деятельности этих мастерских— плащаница 1561 года в Историко-художественном музее-заповед­нике Сергиева Посада.

Шитье «строгановской» школы по подбору красок, по рисунку близко к иконам, заказанным Строгановыми.

3.5 Театр.Элементы театральности были заложены в самой обрядности церковной службы, восходящей к традиции культовых обрядов и античного театра.

Созданию постоянного профессионального театра при дворе предшествовали «потешные» палаты XVI—XVII вв.

В 1672 году в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича, был создан невиданный ранее на Руси вид театра. Создание придворного театра было делом нелегким. В Москве не было русских людей, знакомых с опытом организации и работы профессионального театра. Решено было обратиться к «ино­земцам». Постановкой пьес и обучением актеров руководил Грегори. Он написал пьесу «Артаксерксово дейст­во» на сюжет библейской книги «Эсфирь». Новая «потеха» становилась неотъемлемой частью придворного быта, он был строго замкнутым, носил дворцовый характер.

3.6 Музыка.В 1479 г. при царском дворе создается хор из лучших певчих того времени. Хор получил название Государевых певчих дьяков. В его состав входили Иван Нос и Федор Христианин (Крестьянин).

В практику храмового пения прочно вошла традиция многораспевности.

В XV—XVI вв. возникло путевое знамя, сопровождающее разного рода церковные шествия.

В XVII в. появляется многоголосное пение, которое называется партесным. Партесное пение отражает стиль барокко, для него характерно праздничное мироощущение. Самым изве­стным творцом партесных концертов был певчий дьяк Титов. Он стоял у истоков рождения русского романса.

XVII век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.