Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Главное — не забыть смысл Великой Победы

Что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне, как сегодня преподавать в школе историю войны и Победы, как оценивают подвиг ветеранов современники? Всякий раз, когда приходит новое поколение, возникает риск разрыва духовного единства и преемственности с теми, кто жил раньше.

Главная опасность состоит в том, что мы, неся детям правду о войне, сообщая какие-то новые нюансы, забудем о смысле этой войны, о ее цене и результате. Это может нанести гораздо больший ущерб, нежели незнание отдельных фактов, событий и имен.

Сегодня, увы, ситуация такова, что представление о нашей Победе и о самой истории Великой Отечественной войны изменилось именно через школьные учебники. И изменили его во многом исследователи из стран СНГ и Балтии. Их можно отчасти понять и как-то объяснить их действия тем, что последние 20 лет были годами формирования национальной государственности в бывших республиках СССР. Но нельзя добиваться позитивных целей, политических в том числе, путем сознательного искажения истории.

Разрыв поколений, который наметился еще в конце 80-х годов прошлого века, был связан с отвержением всего советского периода истории, развенчанием одних мифов и появлением других. Героизация сменилась дегероизацией и со школьных страниц ушел дух патриотизма. Дело доходило до того, что в учебниках истории начала 90-х годов появлялись материалы, представляющие одну, весьма субъективную точку зрения конкретного автора в рамках отдельной концепции или даже идеологической схемы. В одном из учебников, например, из всех документов по военному периоду помещен лишь один – воззвание генерала Власова. Это выдает позицию составителя учебника, но история войны это не только и не столько воззвание Власова. Нельзя воспитывать только на победах, закрывая глаза на все остальное. Точно так же нельзя рассказывать лишь о недостатках и проблемах, отчего человек начинает воспринимать историю своей страны исключительно как череду ошибок и неудач.

В последние 20 лет образовался крен, о котором нельзя было помыслить в советское время, – уклон в сторону показа негативных сторон, предательства, коллаборационизма, мотивов людей, сотрудничающих с оккупационной властью. В этом смысле весьма любопытен фильм «Поп» Хотиненко.

На мой взгляд, в современном искусстве не хватает размышления о том, как современный человек повел бы себя в тех условиях? Как сохранить в себе человека в нечеловеческих условиях войны? Одним из приятных откровений стал фильм «Мы из будущего». Режиссер позволил нашим современникам, людям во многом аморальным, которые ведут нелегальные раскопки и способны стрелять по черепам погибших, спроецировать на себя конкретную ситуацию Великой Отечественной, прочувствовать ее на себе и сделать свой выбор. Идея правильная и красивая. Это обычные ребята, далеко не лучшие, но они зашорены идеологией, а к выводам и поступкам приходят ровно к тем же, что и их предки.

Очень сильное впечатление производит фильм Анджея Вайды «Катынь», который шел по телевидению в трагические дни гибели польского самолета. Есть выражение, старое, но верное: трагедия – это смерть одного человека, а гибель миллионов – уже статистика. Все сильное, что есть в кинематографе на тему войны, на мой взгляд, связано с переживаниями и личной судьбой конкретных людей. Это действительно дает нам возможность увидеть войну глазами тех, кто ее пережил.

Одна из самых слабых сторон современных учебников состоит в том, что происходит даже не дегероизация, а пересмотр подвига и того, в чем он состоял. Из учебников по таинственным причинам исчезают характеристики конкретных людей, в лучшем случае, там остаются имена полководцев. А где же люди? Мы же говорим, что воевал народ и победил народ! Более того, в учебниках и на уроках даются порой удивительные сопоставления героев и участников войны из разных стран. Например, соседствуют такие оценки: «блестящий флотоводец» немецкий адмирал Дениц, «лев пустыни» английский фельдмаршал Монтгомери и «мясник» Жуков. Почему мы так себя не уважаем? Зачем обязательно уподобляться той самой унтер-офицерской вдове, которая все время себя сечет нещадно?

Это была война всего народа, даже если и не весь народ был на фронте. Война, которую прочувствовал каждый живущий в стране человек. Эта память генетическая, она сохранится и дальше. Накануне великого праздника мы должны поблагодарить всех сражавшихся за Родину, склонить головы перед памятью тех, кого уже нет, и пожелать нашим ветеранам, чтобы они провели последние и, надеюсь, долгие годы своей жизни людьми здоровыми, находящимися в центре внимания нашей общественности и так же активно, как это было на фронте, участвующими в современной жизни России.

На плечах учительства огромная ответственность перед теми, кто имеет полное право с нас спрашивать, — перед ветеранами, спасшими мир для нынешних поколений. История — это коллективная память народа, основа его самосознания и культуры. Смысл существования народа, по словам академика Дмитрия Лихачева, состоит именно в создании его собственной уникальной и самобытной культуры, ее сохранении и передаче наиболее значимых ценностей новым поколениям.

Один из соавторов Победы, английский премьер-министр Уинстон Черчилль однажды заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам приходится только мечтать». Речь, очевидно, шла о том, что именно учителя истории одни из немногих решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения Великой Отечественной войны в школе.

Учителям истории нельзя ни в коей мере поступиться принципами и устраниться от битвы за память, в которой и сегодня продолжает определяться исход войны. Не Великой Отечественной войны, которую героически выиграли поколения наших отцов, дедов и прадедов, а войны за патриотические и гражданские чувства, самосознание юных россиян, где линия фронта проходит через душу каждого нашего ученика.

А ведь современные дети, к сожалению, вынуждены черпать знания о Великой Отечественной войне из крайне сомнительных источников. Компьютерные игры, где ребенок на свое усмотрение выбирает, командовать ли ему советскими войсками, военными формированиями союзников или же стать на время нацистским полководцем.

«Война» и «Победа» – вобрали в себя все 1418 дней и ночей между 22 июня 1941-го и 9 мая 1945-го, 27 миллионов унесённых жизней, все страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и неизбывное горе, равно как и неистовую радость, торжество, гордость, счастье со слезами на глазах…

Эти два слова стали великими символами, вернее, магическими именами, обозначающими самые важные, самые значимые в истории народа и государства события, по сравнению с которыми всё остальное меркнет и тускнеет. Пройдя через такие события, народ обретает меру самого себя, меру своей силы, своей воли к жизни, вполне осознаёт свою роль в своей собственной и в мировой истории.

Самый простой способ закончить войну — это ее проиграть, писал английский писатель-гуманист Дж. Оруэлл. Мы не можем позволить себе такого исхода борьбы, так как ставка в ней не просто репутация Советского государства и его руководства военных лет, а будущее российского народа и его место в ряду других великих наций. А значит, школьный учитель по-прежнему будет рядовым на вечной войне за души детей.

 

На Западе считают, что юбилей главного события Второй мировой войны уже отпраздновали, устроив театрализованное представление, посвящённое высадке союзников в Нормандии. Такова история Второй мировой в американской трактовке, вторым элементом которой является холокост. Что касается Восточного фронта, то американец может вас спросить: «Разве там что-то происходило?» Помнится, в начале 1980-х гг. совместный 10-серийный советско-американский телефильм, посвященный Великой Отечественной войне, в США вышел в прокат под названием «Неизвестная война».

В Германии 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны не могут не отметить: слишком глубокий след оставили в памяти народа «тотальная» война и тотальное поражение. Однако с годами живых свидетелей военных событий всё меньше, а многие предпочитают о той войне молчать, как молчал лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс, признавшийся, что был солдатом Ваффен-СС, только в 2006 году. Существует термин «коммуникативное замалчивание», описывающий обычное для первых послевоенных десятилетий уклонение немцев, переживших войну, от рассказов о прошлом даже в кругу семьи. Эта особенность создавала в западногерманском обществе своеобразную атмосферу сплоченности, которую усиливало и общее недовольство поведением победителей, и стремление преуменьшить вину немецкой нации. И тем успешнее насаждалась идеологизированная память о войне, вытеснявшая со временем личную память.

Сегодня коллективная память немцев о Второй мировой войне имеет уже свою историю. В разделенной Германии коллективная память на западе и востоке формировалась по-разному, но всё время с оглядкой друг на друга. Первый же немецкий послевоенный фильм, сделанный в ГДР, был отклонен британскими оккупационными властями, но после премьеры в Восточном Берлине появился в западногерманских кинотеатрах. Он назывался «Убийцы среди нас». Тогда же обозначилось и основное расхождение между востоком и западом: в ФРГ 8 мая считали днем капитуляции и краха, в ГДР - днем освобождения от нацизма и возрождения Германии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.