Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5.
7. Сопровождение программы:
• доработка программы для решения конкретных задач;
• составление документации к решенной задаче, к математической модели, к алгоритму, к программе, к набору тестов, к использованию.
Понятие алгоритма и его свойства
Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Свойства алгоритмов: 1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).
Формы представления алгоритмов.
На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:
· словесная (записи на естественном языке);
· графическая (изображения из графических символов);
· псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
· программная (тексты на языках программирования).
Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке. Например. Записать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел.
Окно - это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно- это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Общие горячие клавиши:
F1 - выводит окно подсказки;
F2 - сохраняет файл активного окна;
F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
F5 - масштабирует диалоговое окно;
F6 - переходит к следующему открытому окну;
F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
F9 - компилирование программы в текущем окне;
F10 - возвращение в меню.
Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.
Как войти в меню? Всего есть три возможности:
· с помощью "мышки";
· с помощью клавиши F10;
· с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.
С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу "Enter". Что вы видите?
Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.
Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
Save as - сохранить с новым именем,
Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
Print - печать файла,
Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),