Лекция 2. Организация памяти. Функциональная и структурная организация процессора
Взаимодействие процессора, памяти и способ организации
С понятием архитектуры связаны следующие архитектурные компоненты.
1. Структура или структурная схема ЭВМ, системы или микропроцессора, показывающая основные устройства, блоки и узлы, связи и взаимодействие между ними.
2. Типы, формы представления и форматы данных, обрабатываемых командами ЭВМ.
3. Программная модель ЭВМ, т.е. перечень всех программно доступных элементов, в которых располагаются команды и данные и которые адресуются командами ЭВМ.
4. Система команд и других управляющих слов с указанием их функций, групп, форматов, способов кодирования и используемых в них способах адресации программно доступных элементов.
5. Сведения о структурно-логической организации системы прерываний ЭВМ, включающие данные о классах запросов прерываний, допустимых моментах восприятия запроса, процедуры запоминания состояния прерываемой программы и механизме перехода прерывающей программы, программном управлении масками и приоритетами запросов прерываний и т.д.
6. Сведения о структурно-логической организации подсистемы ввода-вывода ЭВМ, т.е. о способах обмена, адресации средств ввода-вывода и периферийных устройств, управляющих словах, протокола ввода-вывода и т.д.
Принципы Фон неймана
1. Информация кодируется в двоичной системе и разделяется на единицы информации, называемой словами
2. Разнотипные слова информации различаются по способу использования, а не способами кодирования
3. Слова информации размещаются в ячейках памяти и идентифицируются номерами ячеек, называемыми адресами слов
4. Алгоритм представляется в форме последовательности управляющих слов, которые определяют наименование операции и слова операции, участвующие в операции и называются командами. Алгоритм, представленный в терминах машинных команд, называется программой
5. Выполнение вычислений, предписанных алгоритмом, сводится к последовательному выполнению команд в порядке, однозначно определяемом программой.
(слева – процессор). DPTR – Data pointer(указатель данных), PC – program counter(счетчик команд), MR – memory read, MW – memory write.
В связи с ограниченностью разрядной сетки машины возникает вопрос ее эффективного использования, для чего применяют методы адресации, позволяющие сократить адресную часть команды при сохранении гибкости программирования.
Безадресная, подразумевается адрес обоих операндов и адрес результата.
Процессор может обращаться к операндам, находящиеся в памяти, регистрах. Также может обращаться к командам, содержащие число вместо адреса. Также есть возможность косвенной адресации(начало + смещение)