Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неотложные следственные действия выполняются в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом дознания



После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осуществления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

· органы дознания,

· органы ФСБ

· таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

· командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

· начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

· иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Компетенция органов дознания, указанных в данной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предметным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

34. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка.

Это эффективное средство раскрытия преступлений, позволяющее в негласном порядке выявить намерения подозреваемых и обвиняемых (планирование новых преступлений, сокрытие следов и т.д.), определить круг соучастников преступлений, получить информацию о местонахождении вещественных доказательств, трупа, установить каналы сбыта похищенного и другие обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Рассматриваемое действие представляет собой комплекс трех процессуальных действий: 1) ареста почтово-телеграфных отправлений, 2) их осмотра и 3) выемки. Первое из них – не следственное, а организационно-распорядительное действие, а осмотр и выемка – два самостоятельных следственных действия, производимые одно за другим. В некоторых случаях, когда в отправлении не содержится искомой информации, указанный комплекс ограничивается арестом и осмотром корреспонденции, без ее выемки.

К почтово-телеграфным отправлениям относятся те их виды, в которых могут содержаться сведения и предметы, интересующие следствие. Таковы письма, почтовые открытки, телеграммы, телефонограммы, радиограммы, денежные переводы, посылки, бандероли. Пейджинговые и радиотелефонные сообщения контролируются в ином порядке, предусмотренном ст. 186 УПК. Аресту подлежат как исходящие от лица, так и поступающие к нему почтово-телеграфные отправления.

Осмотру и выемке предшествует арест отправлений, т.е. прекращение их дальнейшего движения ввиду задержания в учреждениях связи. Поскольку арест и последующие осмотр и выемка отправлений представляют собой существенное ограничение права граждан на тайну переписки, иных сообщений и, согласно Конституции РФ, допускаются на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ) закон четко определяет порядок получения следователем разрешения суда.

Как и в других случаях, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, следователь возбуждает об этом мотивированное ходатайство перед судом, облеченное в форму постановления, согласованного с прокурором. В нем указываются: а) данные о лице, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, и его адрес; б) основания ареста, осмотра и выемки отправлений, т.е. имеющиеся в деле доказательства, указывающие на то, что отправитель может сообщить своему адресату сведения, или переслать предметы, имеющие значение для дела; в) виды отправлений, подлежащие аресту; г) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующее отправление.

Ходатайство рассматривается судьей, с соблюдением обычной процедуры, предусмотренной законом (ч. 1-4 ст. 165 УПК). Решение судьи облекается в форму постановления, содержащего разрешение на арест, последующий осмотр и выемку отправлений; копия постановления направляется судьей непосредственно, либо через следователя в учреждение связи. Этим на учреждение связи возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять следователя о их поступлении. Арест действует на протяжении срока предварительного расследования, но не позднее дня его окончания. В этот момент следователь обязан отменить арест, с обязательным уведомлением об этом суда и прокурора. Отмена ареста возможна и раньше – когда в процессе расследования в нем отпала необходимость.

35. Обыск, выемка: понятие, основания и порядок производства. Отличие выемки от обыска.

Обыск — урегулированное законом следственное действие, заключающееся в поиске объектов, имеющих значение для дела (ст. 168 УПК).

Выемка — урегулированное законом следственное действие, заключающееся в изъятии точно определенного объекта, если известно, где и у кого он находится (ст. 167 УПК).

Основаниями для производства обыска являются доказательства, дающие основание предполагать, что в каком-то месте или у какого-то лица могут находиться объекты, имеющие значение для дела, а основаниями производства выемки — доказательства, указывающие на точное место нахождения определенного объекта.

Обыск производится по мотивированному постановлению следователя, санкционированному прокурором или его заместителем. На основании ст. 25 Конституции РФ разрешение на производство обыска может быть дано судьей. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен при отсутствии санкции или разрешения судьи с последующим сообщением об этом в суточный срок этим лицам.

Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, почтово-телеграфной корреспонденции производится только с санкции прокурора или его заместителя в порядке, согласованном с руководителями соответствующих учреждений при участии представителей и понятых из числа работников этих учреждений.

При производстве обыска и выемки обязательно присутствие понятых, лиц, у которых производится обыск или выемка, либо совершеннолетних членов семьи, либо представителей ЖЭК или сельской администрации.

В соответствии со ст. 170 УПК следователь, приступая к производству обыска или выемки, обязан предъявить соответствующее постановление, разъяснить понятым и заинтересованным лицам их права и обязанности, сделать об этом отметку в протоколе, удостоверяемую их подписями.

При производстве выемки следователь затем предлагает выдать объекты, подлежащие изъятию, а в случае отказа в этом производит их выемку принудительно. При отсутствии объекта в месте его прежнего нахождения следователь должен вынести постановление о производстве обыска и приступить к поиску искомого объекта.

При производстве обыска после предъявления постановления следователь предлагает выдать объекты, имеющие значение для дела (орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, и т. д.). Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. В противном случае следователь приступает к производству обыска.

При производстве обыска и выемки следователь вправе:

· вскрывать запертые помещения и хранилища, если отказываются их открыть добровольно, избегая при этом не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов;

· запретить лицам, находящимся в месте производства обыска или приходящим в это место, покидать его, а также сноситься друг с другом или иными лицами до окончания следственных действий;

· использовать помощь специалиста.

При производстве обыска и выемки следователь обязан:

· принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные обстоятельства интимной жизни граждан;

· изымать только объекты, имеющие значение для дела, а также предметы и документы, запрещенные к обращению;

· предъявлять изымаемые объекты присутствующим лицам и при необходимости упаковать и опечатать эти объекты на месте обыска или выемки (ст. 170,171 УПК).

Личный обыск производится по общим правилам (ст. 167-171 УПК). В то же время он производится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора при:

· задержании лица или заключении его под стражу;

· наличии достаточных данных полагать, что лицо, находящееся в месте производства обыска или выемки, скрывает при себе объекты, могущие иметь значение для дела.

Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

Обыск и выемка в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, членами этих представительств и их семьями, могут производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. Это согласие испрашивается через Министерство иностранных дел РФ. При производстве обыска или выемки в указанных помещениях обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел.

При необходимости наложения ареста на корреспонденцию, ее осмотра и выемки следователь направляет соответствующее постановление надлежащему почтово-телеграфному учреждению, предлагает задерживать корреспонденцию и уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра и выемки задержанной корреспонденции. Наложение ареста на корреспонденцию отменяется постановлением следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость.

Протоколы обыска и выемки отличаются определенными особенностями от протоколов иных следственных действий:

· в наличии указаний на то, выданы ли изъятые объекты добровольно или изъяты принудительно;

· в наличии указаний, в каком месте и при каких обстоятельствах эти объекты обнаружены;

· в перечислении изымаемых объектов в протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;

· в изложении фактов нарушения порядка производства следственных действий или попыток уничтожения либо сокрытия объектов и мер, принятых следователем.

Копия протокола вручается под расписку должностному лицу или лицу, у которого были произведены обыск, выемка (либо совершеннолетним членам его семьи, либо представителям, которые их заменяли).

36. Контроль и запись телефонных и иных переговоров: понятие, основания и порядок производства.

Контроль и запись переговоров производится в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого, других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.

Данное следственное действие состоит в прослушивании специально уполномоченными на то органами (ФСБ и МВД) телефонных и иных переговоров, а также в их записи с помощью любых средств коммуникации (технических средств) в целях последующего осмотра и воспроизведения фонограмм.

Под иными переговорами понимаются любые переговоры с помощью проводной и беспроводной связи, а также путем непосредственного общения.

Рассматриваемое следственное действие существенно ограничивает конституционное право граждан на тайну переговоров, поэтому в законе установлены дополнительные гарантии законности его производства. Контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения. Вместе с тем ч. 2 ст. 13 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства производство контроля и записи переговоров без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора о произведенном следственном действии.

Кроме того, получение судебного решения на производство контроля и записи переговоров не требуется, когда об этом поступает письменное заявление потерпевшего, свидетеля при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении их самих или их близких. Однако если письменное заявление в таких случаях отсутствует, судебное решение все же необходимо получить.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров должно быть указано: по какому делу необходимо произвести данное следственное действие; основания его применения; данные о лице, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления следственного действия и наименование органа, которому поручается его техническое обеспечение.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров не может продолжаться более 6 месяцев. Если необходимость в данном мероприятии отпадает, оно прекращается по постановлению следователя. Не допускается контроль и запись переговоров после окончания предварительного расследования.

Следователь в любой момент вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она должна быть передана следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи переговоров и характеристики использованных при этом технических средств.

Осмотр и прослушивание фонограммы следователь производит с участием понятых. При необходимости приглашаются специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записывались. О результатах осмотра и прослушивания следователь составляет протокол, в котором дословно излагается та часть фонограммы, которая имеет отношение к делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании, вправе изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма полностью приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, о чем следователь выносит постановление. Храниться она должна в опечатанном виде в условиях, обеспечивающих ее техническую пригодность, но при этом должна быть исключена возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.