Карицкий Игорь Николаевич, доцент кафедры психологии ИСИ МГУДТ.
Эл. адрес: KaritskyIN-MSUDT@bk.ru
Пояснения по домашнему заданию по дисциплине «Общая психология».
Домашнее задание от 22 октября на 5 ноября 2013 г.
Основные этапы количественных исследований
1. Определить объект и предмет исследования;
2. Сформулировать цель и задачи исследования;
3. Сформулировать гипотезы исследования;
4. Разработать теоретико-методологические основания исследования;
5. Определить методы и этапы исследования;
6. Провести эмпирическое исследование (осуществить сбор данных);
7. Произвести обработку эмпирических данных;
8. Произвести теоретическую обработку и интерпретацию полученных данных;
9. Оформить результаты исследования, сделать основные выводы;
10. Сформулировать направления будущих исследований (прежде всего, для уточнения результатов).
Предмет – сторона объекта.
Задачи – конкретизация цели.
Гипотезы (предположения) – соотносятся с задачами, по каждой задаче выдвигается гипотеза.
Здесь выделено 10 этапов количественного исследования. Вы можете встретиться с другими схемами, где выделяется больше или меньше этапов, но тогда либо указанные в этой схеме этапы объединяются (меньше этапов), либо, наоборот расписываются более подробно. Например, первый этап может выглядеть так: 1. Определить объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования.
При качественном исследовании этапы по большей части совпадают с этапами количественного исследования, но есть и существенные отличия. Например, при качественном исследовании гипотезы не формулируются в начале исследования, а выдвигаются в конце, в результатах.
Ниже для каждого студента указан список общих тем для осуществления домашнего задания. Например, для А. Архиповой указана тема «Память», для А. Колесниковой – тема «Общение». Вы должны конкретизировать эту тему. Например, для общей темы «Память» конкретизация может выглядеть так: «Основные закономерности кратковременной памяти», или «Условия эффективности произвольного запоминания» и др. Для общей темы «Общение» конкретизация может выглядеть так: «Социально-психологические аспекты общения в малой группе», или «Специфические особенности социальной перцепции при межличностном общении между студентами театральных вузов» и др. То есть вы сначала должны разобраться в общей теме, посмотреть, какие там существуют понятия и научные проблемы, затем свести ее к конкретной теме.
В конкретной теме исследования представлены объект, предмет и цель исследования.
Для темы «Социально-психологические аспекты общения в малой группе»: малая группа – объект, социально-психологические аспекты общения – предмет.
Цель формулируется так: Исследовать социально-психологические аспекты общения в малой группе.
Задачи могут формулироваться так:
1. Исследовать коммуникативный аспект общения в малой группе;
2. Исследовать интерактивный аспект общения в малой группе;
3. Исследовать перцептивный аспекты общения в малой группе.
Этап разработки теоретико-методологических оснований исследования предполагает знакомство с разными существующими подходами к изучению данной или более общей темы и выбор таких теоретических представлений и методологических ориентиров, которые наиболее релевантны вашей теме исследования и поставленной цели. Например, вы можете выбрать один из подходов: деятельностный, культурно-исторический, когнитивной психологии, комплексного человекознания, психологии отношений и др. При этом вы должны представить суть этого подхода, а также перечислить те методологические принципы, на которые будете ориентироваться в своем исследовании.
Дальше вы определяете конкретные методики эмпирического и теоретического исследования, которые будете использовать в своей работе. Они должны быть перечислены. Обратите внимание, что в данном случае под теоретическим исследованием понимается этап вашего исследования (могут быть и другие трактовки теоретического исследования). Вы также разбиваете эмпирическое и теоретическое исследование на этапы.
Остальное можно просто указать: такие-то этапы (но указать), поскольку реального исследования вы не проводите.
Постарайтесь максимально вникнуть в этот процесс построения этапов исследования, понять, как это происходит в привязке к конкретной теме.