Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патриотический подъем. Создание и деятельность Общества попечения о раненых и больных воинах



Оглавление

Помощь жителей нашего края в Русско-Турецкой

войне 1877-1878гг………………………………………………………………3

I. Введение………………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………………….4

1. Патриотический подъем. Создание и деятельность Общества

попечения о раненых и больных воинах……………………………................4

2. Деятельность мастерской госпожи Кониар…………………………………4

3. История санитарного отряда и санитарного госпиталя……………….......13

III. Заключение………………………………………………………………..21

Приложения…………………………………………………………………….23

Примечания…………………………………………………………………….


Помощь жителей Вологодского края в Русско-Турецкой войне

Гг

I. Введение.

Одна из самых интересных и одновременно малоизвестных страниц истории – это помощь жителей нашего края русской армии в период кровопролитной русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Хронологические рамки работы определяются временем русско-турецкой войны и организации деятельности по оказанию помощи русским воинам и славянским народам – это период со 2 сентября 1876 года, когда было создано местное Управление общества попечения о раненых и больных воинах, и до конца Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов.

Географические рамки работы ограничиваются территорией тогдашней Вологодской губернии, а так же местом действия вологодского санитарного госпиталя – территорией России, современной Украины и Молдавии.

Русско-Турецкая война 1877-1878г.г. вызвала в русском обществе небывалый патриотический подъем, и в то же время она унесла огромное количество жизней русских солдат. Как известно, с 1875 года, когда вспыхнувшие в Боснии и Герцеговине славянские волнения были подавлены турками, и вплоть до апреля 1877, года Александр II пытался урегулировать политические вопросы мирными средствами (военная реформа была еще не завершена, экономика только-только набирала силу в пореформенный период) русское общество в порыве помочь братским православным балканским народам активно подталкивало царя к войне.В этой связи особенно интересно, какова была позиция вологодского общества, как вели себя люди различных сословий – простые обыватели, чиновники, крестьяне…

Данная тема в историко-краеведческой литературе практически не представлена. Источниками для написания стали материалы периодической печати: Вологодские губернские ведомости, Вологодские епархиальные ведомости, ряд российских военных журналов и газет. Эти источники хотя и носят официальный характер, однако дают широкую и достоверную картину жизни российского и вологодского общества в период войны 1877-1878 гг.

 

Патриотический подъем. Создание и деятельность Общества попечения о раненых и больных воинах.

 

Неподдельный интерес вологодского сообщества к судьбам балканских братьев проявился еще до военных действий Русско-Турецкой войны. «С самого начала восстания славян на Балканском полуострове, жители Вологодской губернии сочувственно следили за борьбой своих собратий с их вековым врагом и посильными пожертвованиями стремились облегчить нужды героев и их страждущих семей, – сообщали в начале 1877 года Вологодские Губернские ведомости,– Таких пожертвований, насколько мы могли следить за ними, собрано и отправлено было Балканским народам…7690р.[1]»

После объявления войны 12 апреля 1877 года вологодская периодическая печать резко усилила публикации, рисующие образ врага и вызывающие патриотические чувства граждан. Новости с Балкан, опубликованные в ВГВ от 15 июня рассказывают: «Вот возмутительные, но подлинные факты жестокости турок. В решительный момент дела при Буджаке 10 июня, несколько русских, будучи окружены турками, отказались сдаваться, были обезглавлены и изрублены. В тот же день отряд русских нашел своих убитых стрелков, постыдно и зверски изуродованных. При виде подобных неистовств наши солдаты, ожесточившись, с яростью бросились на турок в штыки, чем и решили успех этого дня»[2]. Необходимо подчеркнуть, что газетные публикации рисовали жестокости турок не только по отношению к русским воинам, но и к мирному славянскому населению, чем так же формировали сочувственные настроения: « На другой день в Мачине была найдена женщина с двумя дочерьми; все они были убиты и связаны вместе турками;… На руках и грудях этих несчастных турки вырезали полосы кожи, которыми и перевязали их»[3]. В конце такого типа репортажей обязательно сообщалось о потере турок (в нашем случае говорилось: «По этому поводу был составлен протокол. Потери турок считают несколько тысяч убитыми».), о русских потерях, как правило, не сообщалось.

После таких газетных сводок патриотически настроенные вологжане стихийно начинали сбор пожертвований. Однако размер пожертвований быстро возрастал и скоро сама кампания приобрела организованный характер в связи с созданием Главного Управления Общества попечения о раненных и больных воинах, которое объявило о своем существовании 2 (по другим источникам 1-го[4]) сентября 1876 года. Организация эта была общероссийской, общественной, и имела личное покровительство императрицы. Через свой журнал – Вестник народной помощи – Главное Управление обратилось к местным властям с призывом создать такие общества на местах. Возглавил Вологодское Управление Общества попечения о раненных и больных воинах (которое призвало общественность к пожертвованиям уже 30 января 1877 г. ) городской голова А.В. Сорокин, а так же известные в городе лица: Брянчанинов, Соколов, Лощилов, Гиньков, Дружинин, Андреев, Старков, Уйлирих, Винклер, Власенко, Пастухов, Шапилов и другие.[5]

В вологодских губернских новостях трижды прошел материал, знакомящий с целями и задачами организаций. Общество, хотя и было провозглашено сверху, не предполагало какого-либо официального членства, членом считался каждый, кто, так или иначе, содействовал общему делу, не было создано и какой-либо громоздкой управленческой структуры. «Общество есть учреждение вполне народное, – сообщали ВГВ, – созданное по доброй воле всех его участников, при высоком содействии правительства для совмещения и разделения всенародной помощи правительству во время войны».

Цели и задачи были провозглашены очень благородные: «Содействовать Управлению во все время войны, его заботах о раненых и больных воинах. Для того в военное время и сколько будет нужно в мирное время, общество принимает все законам дозволенные меры по увеличению его денежных и вещественных средств, подготовляет, а во время войны принимает на службу – врачей, фельдшеров, сестер и братьев милосердия». Как видим, ограничиваться только сбором пожертвований общество не собиралось, нацелившись на конкретную деятельность.

Для того чтобы «благотворительные цели проникали в сознание народа, вдохновляли его к одушевленной деятельности и вызывали на посильные жертвы в пользу страждущих воинов» нужна была пропаганда и гласность. С этой целью общество начало выпускать журнал «Вестник народной помощи». Цена журнала за 7 месяцев (с 1 июля 1877 года по 1 января 1878 года) составила 1 рубль. Можно было покупать отдельные номера по 5 копеек за штуку. Редакция журнала справедливо полагала, что «подписчики не откажутся присоединить к цене достаточную сумму пожертвований», так и было в жизни. Журнал поддерживал патриотические чувства, регулярно сообщая о распоряжениях правительства и Главного управления; кратко излагал события войны, заостряя внимание на особенно храбрых подвигах; сообщал о деятельности красного креста, давал указание по медицинско-врачебной части, печатал сведения об умерших, а главное – держал людей в курсе сбора пожертвований.

По материалам журнала Вологодские губернские ведомости готовили регулярные сводки. «Под влиянием пламенного патриотизма и глубокой преданности своему Венценосному Вождю, выразившему твердое намерение вступиться за угнетенных собратий, жители нашей губернии, в лице чинов губернского земского собрания, состоявшегося в январе текущего года (в январе 1877 года – прим. автора), заявили что они неустрашатся привести имущество и жизнь и свободу нашим братьям на алтарь Веры, Царя и Отечества, если Россия по воле провидения принуждена будет обнаженным мечом даровать жизнь и свободу нашим братьям, изнывающим под игом турецкого фанатизма[6]», – так описывала газета это экстренное собрание земской управы 30 января 1877 г. с целью принятия решения о сборе материальных пожертвований, вызванных войной.

Собрание 30 января 1877 года открыл сам губернатор, генерал-лейтенант С.Ф. Хоминский, председательствовал Губернский Предводитель Дворянства действительный статский советник М.А. Дружинин. Собрание постановило: «из запасного капитала выделить 25 тысяч рублей и билетами Гос.Банка, из них предоставить 15 тысяч – на благотворительные нужды императрицы, 10 тысяч – для обеспечения нуждающихся семейств ушедших на службу воинов Вологодской губернии». Сумма для тогдашней небогатой Вологодской губернии значительная!

Патриотический подъем к весне 1977 года достиг высочайшего уровня. Через газету вологжане приглашались к пожертвованиям на устройство инвалидного дома в г. Кишеневе (мысль о неизбежных жертвах уже будоражила общественность), который предполагалось построить «на месте, освященном коленопреклоненною молитвою императора[7]», было объявлено о сборе средств. Уже к июню месяцу в местное управление попечения о раненых и больных воинах поступило 5730 рублей 27 копеек[8].

Вологодские губернские ведомости подробно печатали сводки – так называемые реестры с подробными цифрами пожертвований (см. Приложение 1). Если проанализировать реестры с 15 июня по 20 августа 1877 года, можно заметить, что цифра пожертвований очень внушительна – 18.588руб. 2коп. Однако реестры дают недостаточно полную информацию о масштабе пожертвований, так как существовали и другие формы помощи.

Сбор пожертвований охватил широкий круг населения. О финансовом и географическом размахе жертвенности можно судить по напечатанным в ВГВ благодарностям лиц царского двора жителям Вологодского края. Государыня императрица 27 июня 1877 г. поблагодарила за пожертвования Вологодское ремесленное общество и Вологодское мещанское общество[9], а император 30 июня – Сольвычегодское земство и все сословия г. Устюга[10]; 1 августа императрица поблагодарила через газету Вологдское Губернское Земское собрание за 25 тысяч рублей пожертвований[11]; благодарность выражена так же грязовецким, усть-сысольским[12] крестьянам за помощь раненым и больным. Особую благодарность императора получили верховажское посадское общество [13]за сделанные им пожертвования на санитарные нужды армии, грязовецкое и устюгское земство[14], крестьяне Байдаровской и Шонгско-Николаевской волости Никольского уезда[15].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.