Эмоции- это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий и благоприятности лил вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Эмоции двуволентные, они положительны или отрицательны. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так эмоция страха обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможение всех побочных текущих деятельностей, напряжения, необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранения, мобилизация резервов внутренних органов. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков, оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мыщц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. В критических ситуациях эмоции преодолевают над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него лежит душа. Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда действие имеет смысл. Эмоции и являются врожденными сформулированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. В развитии истории сформулировались человеческие высшие эмоции- чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. В практической деятельности человека сформировались практические чувства. В теоретической деятельности связаны зарождения интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эстетические чувства, в социальном сотрудничестве- нравственные чувства – чувства долга, совести, солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств- чувства возмущения, негодования и ненависти. Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувства радости или тревоги возникают уже при планировании будущего поведения. Эмоции и ощущения – это базовые явления психики. В ощущениях отражаются материальность бытия, в эмоциях – субъективно значимостные его стороны. Эмоционально воспринимать объект, значит возможность взаимодействия с ним. Эмоции расставляют смысловые метки, влияют на формирование внутреннего плана поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Эмоции – это механизм интуитивного смысла образования, спонтанного распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоции и чувства связаны с функциональным состоянием головного мозга. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов. Сердце- символ чувств. Гиппократ различал до шестидесяти оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения, угнетение работы внутренних органов, изменение кровеносного давления, мышечной активности.
Чувства-это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей человека, то эмоции – чувства связаны связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Они отличаются от эмоций происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Чувства человека иерархически организованы. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Различают праксические, нравственные, эстетические, познавательные чувства. Праксические чувства- чувства возникающие в практической деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношение к ее цели и средством достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, отношение к процессу труда. Нравственные чувства- эмоциональные отношения личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия его социальным нормам. Совокупность выработанных обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил- этика, а практическая их реализация нравственностью.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к древу чувств. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий наслаждение от хорошего поступка. Чувство долга- это осознание человеком социальных обязанностей. Совесть- способность личности к нравственному самоконтролю. Чувство чести- повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной соцгруппы и для самой личности. Эстетически чувства- Восприимчивость к прекрасному в окружающей социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Прекрасное,как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоритических ценностей тем, что оно связано с непостедственным чувственным отражением соответствия действительности его высшим эталоном. Интеллектуальные чувства – радость познания – чувства ради которого человек устремляется в космос. Любопытство – направленность в сознание на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуацией. Любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности.