Тема 6. Проблемы судебно-психологической экспертизы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Юридическая психология»
Направление (специальность) – 020400 (030301) Психология
Факультет – социолого-психологический
Курс – 4 Семестр – 8
Кафедра – психологии
Общая трудоемкость дисциплины – 90 часов
В том числе (часов по учебному плану очной формы обучения):
лекции – 30
практические занятия – 15
лабораторные занятия –
самостоятельная работа – 45
Рассмотрена на заседании кафедры 29.08.2008г. протокол №1
Зав. кафедрой - А.С. Турчин
ПРИНЯТО
Ученым советом факультета
Протокол № _____ от «_____»________________2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными формами изучения курса является прослушивание лекций, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельное изучение рекомендованной литературы, консультации и собеседование с преподавателем,
Результатом изучения курса должна стать способность студентов про- водить самостоятельный психологический анализ преступной деятельности, объяснять мотивацию поступков людей, понимать психологические особенности следственных действий, овладеть основами судебно-психологической экспертизы.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
дисциплины «Юридическая психология»
Тема 1. История и задачи юридической психологии.
Немецкая криминология и первые труды по юридической психологии. Проблема юридической психологии в России в середине 19 в. Юридическая психология в СССР. Структура юридической психологии. Задачи юридической психологии. Расследование как психологическая деятельность.
Тема 2. Общая характеристика следственных действий. Психология осмотра места происшествия.
Расследование как психологическая деятельность. Психологические особенности следственной, судебной и прокурорской деятельности. Психологические основы организации, планирования и производства отдельных действий и всей работы в целом.
Значение осмотра места происшествия в следственной практике. Структура осмотра и вероятностные модели события. Организация деятельности участников осмотра. Анализ информации о личности преступника или потерпевшего.
Тема 3. Психология опознания и обыска.
Суть опознания и его цели. Роль образной памяти в опознание. Индивидуальные особенности опознающего. Организация условий эффективного опознания. Предварительная работа с опознающим. Фиксация факта опознания.
Этапы обыска. Создание модели обыска и предварительная подготовка к процедуре обыска. Оpганизация процесса обыска. Включение обыскиваемого в деятельность по поиску места сокрытия. Анализ невербальных реакций обыскиваемого. Мотивация выбора места сокрытия.
Тема 4. Психология допроса и очной ставки. Допрос несовершеннолетних свидетелей.
Этапы допроса и их психологические особенности. Психологическая подготовка в течении вводного этапа. Вступление в психологический контакт. Применение тактических приемов и психологических воздействий. Проверка достоверности показаний. Учет психологических особенностей допрашиваемых. Роль заключительной фазы допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних. Подготовка к допросу. Процесс проведения допроса несовершеннолетних.
Тема 5. Механизм преступного действия.Личность преступника.
Психологическая структура преступного акта. Проблемная ситуация и преступное поведение. Формирование мотива преступления. Категория бсзмотивных преступлений. Этап планирования. Этап исполнения преступления. Социальная среда, в которой совершается преступление. Криминогенные и преступные группы.
Различие криминологического и психологического подходов к исследованию личности преступника.
Анализ психофизиологических процессов и их роль в совершении преступления. Анализ ценностно-нормативной сферы.
Анализ особенностей темперамент и характера. Акцентуации темперамента и характера и их связи, с особенностями преступного действия.
Тема 6. Проблемы судебно-психологической экспертизы.
Понятие вменяемости как ключевой вопрос судебно-психологической экспертизы. Факторы, снижающие самоконтроль и осознанность поведения личности. Учет диагноза и временного критерия в экспертном заключении.
Оценка интеллектуального, эмоционального и волевого аспектов подэкспертного. Оценка степени вины подэкспертного за совершенное преступление.
Этапы проведения судебно-психологической экспертизы.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного курса дисциплины «Юридическая психология»
3.1. По дневной форме обучения
№№
п/п
Наименование разделов, тем
Всего часов
(общая
трудо-
емкость)
Аудиторные занятия
Самостоя-тельная
работа
лекции
семинары, практич. занятия
лабора-
торные
работы
1.
История и задачи юридической психологии.
2.
Общая характеристика следственных действий. Психология осмотра места происшествия.
3.
Психология опознания и обыска.
4.
Психология допроса и очной ставки. Допрос несовершеннолетних свидетелей.
5.
Механизм преступного действия. Личность преступника.