Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные типы понимания государства и права



Правовая мысль в истории и теории юриспруденции про­низана борьбой двух противоположных типов правопонимания. Условно их можно обозначить как юридический (от ius - право) и легистский (от 1ех - закон) типы правопонимания и понятия права. Различие этих двух типов правопони­мания, в упрощенном виде, состоит в следующем.

Легистский тип (подход) рассматривает право как продукт власти, воли, усмотрения, произвола государства. Право – это приказ, принудитель­ное установление, официальной, государ­ственной власти (буть-то закон, ука­з, постановление или судебный прецедент). Правовая форма отношений (и право в целом) - форма приказа и долженствования, допускающая любое, в том числе и произвольное, фактическое содержание. При таком правопонимании, право и закон тождественны, что является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» и неопозитивизма при­сущего разного рода этатистским, авторитарным, деспотичес­ким, диктаторским, тоталитарным подходам к праву. Данный подход по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом.

Юридический тип правопонимания различает право и закон (позитивное право). Право - нечто объективное, не зависящее от воли и произвольного усмотрения государственной власти, которое как особое социальное явление (регулятор) имеет свою объективную природу, специфику, сущнос­ть, принципы, признаки. В рамках юридического типа правопонимания имеются два самостоятельных подхода (естественно-правовой и либертарно-юридический).

1) Естественно-правовой (юснатуралистический) подход различает право и закон, противопоставляет их, отстаивает наличие «права» существующего вне зависимости от его признания, юридического оформления и защиты со стороны государственной власти. Это естественные и неотчуждаемые права и свободы человека - подлинное право (его содержание). Иное право (законы) – это позитивное право, противопоставляемое естественному, часто противоречащее, отрицающее или нарушающее естественные права. Для сторонников этих идей естественное право (в его религиозной или светской трактовке с позиций те­ологии, этики, юриспруденции или философии права) - это единственное, разумное, нравственно-настоящее, исходное, подлинное и справедливое право, кореняще­еся в объективной природе (природе бога или природе человека - физической, социальной, духовной). Собственно правом, по его смыслу, сущности и понятию, является только естественное право.

2) Либертарно-юридический подход различает право и закон, но отстаивает их соотношение. Право – объективное бытие, нормативное выраже­ние и конкретизация принципа формального равенства, как сущности и отличительного принципа права. При этом подходе, принцип формального равенства раскрывается через единство трех основных компонентов права как формы отношений: 1) равная для всех норма и мера (абстрактно-формальная их всеобщность); 2) свобода; 3) справедливость. Все указанные элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) носят исключительно и последовательно формальный характер. Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений. Поэтому, данный подход является формально-юридическим. Важно также отметить, что на­званные элементы дополняют и предполагают друг друга, поскольку являются различными проявлениями единого правового начала - принципа формального равенства и правовой формы отношений. С либертарной точки зрения следует особо подчеркнуть прин­ципиальное различие формального и фактического. Только формальное может быть всеобщим (имеющим всеохватывающее значение), а фактическое, по определению, всегда конкретно-содержательно и присуще частному. Поэтому, критерием более совершенной типологии выступает формальное, абстрактно-всеобщее.

Либертарный формально-юридический подход предполагает все возможные формы различия и соотношения права и за­кона - от разрыва (противостояния) между ними, в случае антиправового закона, до совпадения (единства) права и закона, в случае правового закона. С этой точки зрения либертарная теория права и соответствующая типология правопонимания, в ее соотношении с естественно-правовой и легистской, является теоретически более пос­ледовательной и развитой, поскольку включает их в себя.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.