Процесс обучения в системе среднего профессионального образования, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных. Это обусловливает ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты в начале учебы. Их можно разделить на три группы.
Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом занятий, нередко со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе. Особое значение имеет отсутствием навыков систематической самостоятельной работы.
Социально-психологические трудности обусловлены изменением образа жизни обучающихся. Многие меняют место жительства, в связи с чем происходит смена обстановки, крута общения, возникает необходимость самостоятельного ведения хозяйства. Требуется время, чтобы приспособиться к новому укладу жизни.
Профессиональные трудности возникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины. Процесс формирования будущего специалиста на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, ряда математических и естественнонаучных дисциплин, и только позднее начинается более углубленная профессиональная подготовка.
Учеба является разновидностью умственного труда и требует усиленной работы головного мозга. Знание студентами основ культуры умственного труда будет способствовать сохранению здоровья и обеспечит высокую эффективность интеллектуального труда при минимальных нервных затратах. Этому посвящена специальная наука — гигиена умственного труда, изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда достаточно хорошо известны, но важно не только знать, но и практически использовать научные рекомендации по созданию оптимальных условий учебы и быта студентов.
Негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется. Студенты подолгу находятся в душном помещении, в однообразной сидячей позе. В результате возникает переутомление. Соблюдение правильного режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала, предохраняет от переутомления.
При умственной работе, как в любой другой, наблюдаются закономерные изменения работоспособности, ее определенная стадийность. Начальная — стадия врабатываемости, когда работоспособность постепенно увеличивается. Затем наступает стадия устойчивой работоспособностии, наконец, стадия снижения работоспособности.
В соответствии с этим необходимо планировать свою работу. Сначала следует выполнять задания средней трудности, затем самые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено, — самые легкие. Примерно через каждые 1 —1,5 ч занятий необходимо делать кратковременные перерывы, чтобы восстановить работоспособность. Каждый студент устанавливает свой режим труда, предусматривающий чередование разнообразных видов деятельности в течение дня, чтобы труд своевременно сменялся отдыхом, твердо соблюдались часы и продолжительность занятий и был равномерный и стабильный жизненный ритм. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7 — 8,5 ч в сутки, сокращение его на час снижает производительность труда на 5—20 %, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм расслабляюще.
На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем (учебном) помещении должны быть светлыми и интенсивно отражать свет. При темном или слишком ярком свете очень быстро утомляются глаза. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте. Для пишущих левой рукой — наоборот. Обязательно должно быть включено общее освещение.
Для эффективности умственного труда имеет значение и нагрузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолютная тишина читального зала, кабинета.
Температура воздуха в учебной аудитории должна составлять 18 —20 °С при относительной влажности воздуха 40 —70 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появлению функциональных нарушений и снижению работоспособности, что предопределяет необходимость систематического проветривания помещения.
Учеба должна чередоваться с оптимальным отдыхом. Наиболее полезны активные виды отдыха — физкультура, спорт, туризм. Это мощные стимуляторы восстановления сил, поднятия настроения, укрепления воли. Отдых может быть и пассивным, например в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособность еще на 1 — 1,5 ч обтирание лица холодной водой. Против утомления оказывают благоприятное действие сладкие вещества, например сахар, шоколад.
Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми для всех. Во многом они зависят от условий жизни, обстановки, индивидуальных особенностей человека.
В природе все совершается циклично. Также протекает и наша жизнь. Физиологами установлено, что в соответствии с биологическими ритмами умственная работоспособность человека достигает наивысшего уровня в период с 8.00 до 12.00 между 16.00 и 18.00. В недельном цикле максимум работоспособности приходится на вторник, среду и четверг. В течение года наиболее продуктивным является период с октября по март. Наблюдается понижение работоспособности к летней экзаменационной сессии. Как уже отмечалось, существуют люди с дневным и ночным ритмами бодрствования. Учитывая все эти факторы, необходимо самую ответственную работу планировать по периодам естественного подъема работоспособности.
Одним из элементов культуры умственного труда является умение обучающихся самостоятельно работать с разными учебными материалами, квалифицированно владеть технологией ведения разных видов учебной работы. Вместе с тем многие студенты в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием соответствующих навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематичность.
С первых дней учебы необходимо ежедневно не менее 3 —4 ч готовиться к лекциям, семинарам и лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно четко планировать. Работать надо активно, напряженно и внимательно.
В работе студента значительное место занимает конспектирование. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного. В этом процессе принимает участие слух, зрение и рука (т.е. все виды памяти). Существуют некоторые общие правила записи лекций. По каждому предмету следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важные положения следует выделять подчеркиванием.
Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо разделять материал на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно быстро и четко. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая ее в механический процесс. Главное — научиться отделять основную информацию от второстепенной.
Перед лекцией необходимо изучить материал предыдущей лекции, психологически настроиться на восприятие нового материала. Важно помнить: ни одна дисциплина не может быть изучена только по конспектам. Должно быть параллельное, систематическое изучение материала учебника и конспекта.
За время обучения приходится изучать до 25000 с. различного текста. Установлено, что студент на начальном этапе обучения читает медленно: 150—160 слов в минуту вслух и 250 — 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: выборочному, сплошному, чтению с переработкой материала (конспектирование) и смешанному. Студенты должны уметь выбрать наиболее эффективный вид чтения для выполнения конкретного задания.
Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараясь запомнить существенные моменты. Методика работы с текстом, конечно, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культуры и начитанности студента, а также от вида изучаемой литературы. Но имеются некоторые основные приемы работы с текстом: предварительное знакомство с книгой, анализ текста, конспектирование, работа одновременно с несколькими источниками.
Таким образом, путь к успешному обучению пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолевать лень, вялость, неорганизованность.
При обучении закладывается фундамент знаний и умений плодотворно трудиться по выбранной специальности. Поэтому в процессе обучения студентам необходимо не только усвоить предлагаемую программу, но и приобрести навыки творческой самостоятельной работы, которые позволят эффективно осуществлять свою учебную, а в последующем и напряженную профессиональную деятельность, рационально используя психофизические и интеллектуальные возможности организма.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается специфика студенческого труда?
3. Назовите стадии изменения работоспособности человека при умственной работе.
4. Какие факторы оказывают влияние на производительность студенческого труда?
5. Какие приемы работы с текстом вы знаете и какими из них владеете в большей степени?
6. Сформулируйте для себя основные принципиальные положения культуры умственного труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 № 151-ФЗ.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96 № 3-ФЗ.
Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-ФЗ.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
Федеральный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 № 3-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95 № 738.
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5.11.95 № 1113.
Постановление Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3.08.96 № 924.
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 № 1094.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.99 № 1040.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных службах гражданской обороны» от 18.11.99 № 1266.
Безопасность жизнедеятельности : Учеб. / Под ред. Э. А. Арустамова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К0, 2003. — 496 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под общ. ред. С.В. Белова. — М.: Высш. шк., НМЦ СПО, 2000. — 243 с.
Владимиров В.А. Основные опасности и угрозы на территории России в начале XXI века. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002. — 57 с.
Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 81 с.
Дроздов В.П. Вооруженные Силы России / Под общ. ред. В. В. Смирнова. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 81 с.
Макеев В.В. На службе отечеству: Учеб. пособие. Вып. 3 / Под общ. ред. В.В.Смирнова. — 2-е изд. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001.-80 с.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. В.Я.Сюнькова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 353 с.
Обеспечение здорового и безопасного образа жизни как условие успешной учебы: Пособие в помощь студентам / Э.А.Арустамов, А. Е. Во-лощенко, Г.В.Гуськов, Н.А.Прокопенко. — М.: МУПК, 2001. — 74 с.
Шаховец В. В., Виноградов А. В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. — М.: Библиотечка журнала «Военные знания», 2000. — 57 с.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 320 с. — (Сдаем экзамен).
Яхновец С. Е. Верность воинскому долгу: Учеб. пособие. Вып. 3 / Под общ. ред. В. В. Смирнова. — 2-е изд. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 89 с.